Диссертация (1136144), страница 40
Текст из файла (страница 40)
Так, например, Ричард Фелсон (Felson, 1985) отмечал, что отраженная самооценка является причиной прямой самооценки и следствием реальных оценок значимых других.Дальнейшую разработку этот подход получает в исследованиях Я-концепции и самооценки (Baumeister, 1986; Farmer, van Dyne, 2010). При этом сама «классическая» интеракционистская логика (индивид «подгоняет» свое представление о себе под мнение окружающих)впоследствии настойчиво и успешно критиковалась. В этом плане утверждается, что метаперцепция48 скорее зависит от самовосприятия, нежели от оценки внешнего наблюдателя. Такая мета-перцептивная логика порождает ряд частных суждений. Индивид скорее думает, чтоон имеет представление о том, как выглядит со стороны, а вместо этого приписывает окружающим свой собственный опыт ― вполне в духе фрейдистской проекции (Shrauger, Schoeneman,48Представление индивида о том, как его воспринимают другие люди (Kenny, DePaulo, 1993; Laing, Phil-lipson, Lee, 1966).1971979).
Он, при этом, может быть весьма активен в использовании самопрезентации: стремясьпроизвести на окружающих нужное впечатление, он может полагать, что окружающие воспринимают его в соответствии с этими усилиями (Schlenker, 2003). Люди формируют теории отом, что они собой представляют, и предполагают, что выводы, которые можно сделать на основе этих теорий, очевидны не только для них самих, но и для других людей. Человек можетсчитать, что он весьма искушен и успешен в управлении впечатлением (impressionmanagement). В таком случае, мета-перцепция будет основана на образах создаваемого идеального Я, а ее точность (мета-точность; meta-accuracy) будет обусловлена реальной успешностьюиндивида в создании нужного впечатления.
Наконец, человек постоянно наблюдает примерысвоего поведения и небезосновательно предполагает, что и окружающие видят подобные примеры его поведения и делают на их основе определенные выводы (Bem, 1967). В этом последнем случае мета-точность обусловлена тем, насколько это мнение человека действительно верно (Stopfer, Egloff, Nestler, Back, 2013).В духе мета-перцептивной традиции сформировано и мнение о том, что люди склонныизбегать получения оценочной обратной связи; как следствие, при необходимости активироватьотраженную самооценку они скорее будут использовать свою «прямую» самооценку и, какследствие, в достаточной степени искажать те альтернативные представления о себе, которыеесть у окружающих (Jussim, Soffin, Brown, Ley, Kohlhepp, 1992).Проблеме согласованности «прямых» и отраженных оценок посвящено достаточно много работ.
Например, Дэвид Кенни и Белла ДеПауло (Kenny, DePaulo, 1993), используя методвзаимодействия в диадах, обнаружили, что индивиды переоценивали степень согласованноститого впечатления, которое они производили на окружающих. При формировании такого отраженного впечатления они скорее использовали свои собственные представления о себе.
В тоже время, люди показывали лучшее «генерализованное отраженное представление» о себе (т.е.в оценке группой индивидов), но имели трудности с «уникальным отраженным представлением», сформировавшимся в конкретной диаде с конкретным человеком.198Другой родственный феномен – самозванца (impostor phenomenon) – проявляется в техслучаях, когда человек имеет низкую прямую самооценку, но высокую отраженную (Tice, Wallace, 2003).
Однако Марк Лири с коллегами (Leary, Patton, Orlando, Funk, 2000) не обнаружилиэмпирического свидетельства существования такого феномена: обычно прямая и отраженнаясамооценка согласуются между собой.Варианты решения проблемы согласованности включают в себя аналогическую апперцепцию, врожденную способность, конкурентную активацию, общий стимул и обмен позициями (Gillespie, 2012). Аналогическая апперцепция (Гуссерль, 1931/1998) предполагает приписывание другому своего собственного опыта и переживание этого опыта как опыта другого ― поаналогии со своим опытом «от первого лица». Врожденная способность (innate capacity) представляет собой проявляющуюся уже у младенцев способность к имитации поведения другихлюдей (Müller, Runions, 2003).
Эта имитация представляет собой подгонку к объекту (matchingto-target), при которой проприоцептивная петля обратной связи позволяет имитатору проверятькачество исполнения и корректировать его в свете визуального наблюдения за поведением объекта. Тем самым, врожденная способность предполагает, что проблемы согласованности неткак таковой: восприятие других и восприятие себя с самого рождения говорят на одном и томже языке, и нет нужды в их «ассоциации» (Meltzoff, 2005). Конкурентная активация (concurrentactivation) представляет собой подход в духе теории научения: репрезентации первого и третьего лиц связываются посредством одновременной иннервации в ситуации научения.
Многие виды поведения в действительности выглядят одинаково как для действующего лица, так и длянаблюдателя, особенно в отношении действий руками (MacCoby, 1959). Если два индивида одновременно включены в одно и то же действие, они также будут испытывать конкурентную активацию ― одновременно находясь на позиции первого и третьего лица (Barresi, Moore, 1996).Общий стимул (common stimulus) предполагает, что объединение первого и третьего лица может происходить под действием стимула, являющегося для них общим (Heyes, 2005). Это касается, в первую очередь, особенностей звуковых стимулов, которые, в отличие от прочих мо-199дальностей, создают меньшее различие между первым и третьим лицами (Mead, 1912).
ДжорджМид отмечал, что рефлективное самосознание (reflective self-consciousness) является преимущественно звуковым феноменом, возникающим тогда, когда мы слышим, как мы говорим (Gillespie, 2005). Обмен позициями (position exchange) предполагает, что социальная жизнь индивидаструктурируется в терминах разных точек зрения, позиций (Gillespie, 2012): продавец и покупатель находятся в одинаковой физической (перцептивной) ситуации, но занимают разные социальные позиции.
Индивид может менять занимаемые им социальные позиции, что и решаетпроблему согласованности. Однако даже «принимая» позицию другого человека, индивид никогда не покидает область собственного опыта (там же).Субъективный интеракционизм уделяет особое внимание проблеме субъективной интеграции разных точек зрения на индивида. В плане решения этой проблемы Джордж Мид(Mead, 1922) изучал «генерализованного другого» (generalized other), Рагнар Ромметвейт(Rommetveit, 1974) ― «архитектуру интерсубъективности» (architecture of intersubjectivity),Джон Баррези и Крис Мур (Barresi, Moore, 1996) ― интенциальную схему (intentional schema)сближения высказываний от первого и третьего лиц.
При этом сближение первого и третьеголиц выражает собой «проблему согласованности» (correspondence problem).В. А. Петровский (1985) разработал концепцию отраженной субъектности, под которойпонимается «бытие кого-либо в другом и для другого» (там же: С. 18). Еще ранее идеи отраженной субъектности нашли свое воплощение в понятии метаиндивидуальности, одним из авторов которого также является Петровский (Мерлин, 1986). В отличие от метаперцептивногоподхода отраженная субъектность и метаиндивидуальность делают акцент на том, что индивиднаходит свое расширенное существование в других людях49. Автор различает три формы отраженной субъектности.
Первая – запечатленность субъекта в эффектах межиндивидуальныхвлияний. В данном случае партнеры по коммуникации оказывают друг на друга направленные49Напротив, мета-перцепция разворачивается, по сути, исключительно внутри сознания индивида: ин-дивид формирует репрезентации того, как он якобы/по всей видимости выглядит в глазах другого.200и ненаправленные воздействия. Вторая форма – идеальный значимый другой. Индивид выстраивает идеализированные контакты со значимым другим, основанные на реальном или воображаемом взаимодействии. Наконец, третья форма – это претворенный субъект.
От идеального значимого другого претворенный субъект отличается более высокой степенью проникновения в духовный мир другого человека, так что «Я этого последнего оказывается внутренними радикальным образом опосредовано взаимодействием с первым» (там же: С. 21). Петровскийпредлагает схему эмпирического исследования отраженной субъектности. Она содержит двавида участников исследования. Первый, «исследуемый», является источником отражения, иименно его личность находится в фокусе внимания ученых. Второй, «испытуемый», являетсябазой воплощения личности исследуемого.
Он подвергается исследованию де-факто, хотя дляученого является лишь «поставщиком опытных данных» (там же).Очевидно, что статус мета-перцептивных свойств зависит от того, кто именно оказывается в фокусе внимания в качестве идеализированного наблюдателя. В частности, оценка индивидом своей личности сильнее всего связана с теми отраженными суждениями, которые приписываются значимым, а не просто знакомым или абстрактным другим (Malloy et al., 1997).Так, самовосприятие среди подростков и студентов было сильно связано с отраженными оценками их личности, приписываемыми родителям.
В то же время, эти отраженные оценки плохокоррелировали с действительными оценками родителями личности своих детей (Cook, Douglas,1998). Такие отраженные оценки были положительно связаны с детской самооценкой (Harter,1993).Существует не так много теоретических моделей и, тем более, эмпирических исследований касательно связи отраженной самооценки и соответствующих форм поведения. Джон Кинч(Kinch, 1963) предложил теоретическую модель, ставшую классической. Эта модель предполагает цепную причинную связь между реальным поведением индивида и самооценкой с последующим циклированием на поведении. При этом оценки других и отраженные самооценки201также включены в эту модель – в качестве опосредующих переменных.
Поскольку модель имеет цепной характер, каждая переменная имеет статус причины, медиатора и следствия.Функционирование психики по принципу интерсубъективности, вероятно, имеет нейропсихологические основания в работе так называемых «зеркальных нейронов» (Rizzolatti,Craighero, 2004; Rizzolatti, Fadiga, Gallese, Fogassi, 1996), обнаруженных у обезьян, и широкопредставленных у человека.
Зеркальные нейроны активируются при наблюдении индивида задеятельностью других индивидов – как своего, так и других видов (там же).Роберт Хоган (Hogan, Chamorro-Premuzic, 2015; Hogan, Shelton, 1998) в своей социоаналитической теории личности (socioanalytic personality theory) различает идентичность и репутацию. Первая представляет собой то, как люди воспринимают себя сами, в то время как вторая представляет собой то, как другие видят индивида. При этом идентичность является феноменом интимным, по большей мере доступным лишь самому индивиду. Более того, идентичность не является сколь-либо интересным феноменом практически, поскольку при диагностикесамоотчетами она неотличима от самопрезентации: то ли человек таков, как он говорит, то лион пытается нас обаять (Hogan, Foster, 2016). Репутация же, напротив, имеет очевидную повседневную ценность, поскольку именно репутация определяет социальный успех человека. Этоособенно очевидно в контексте диагностики в организациях.