B.C. Автономов, О.И. Ананьин, С.А. Афонцев и др. - История экономических учений (PDF) (1128914), страница 79
Текст из файла (страница 79)
против, «левые» революционные западники — приверженцы со лизма — сделали шаг навстречу славянофилам, согласившись с н " Самарин КЗ.Ф. Сочинения. Т. 1. М., ! 877. С. 39. 346 > посительно благодетельности принципа общинного владения и >, ставив его в центр утопии «русского социализма». Основатели «русского социализма» Александр Герцен и Николай <Нарев, как и славянофилы, происходили нз богатых помещиков.
!» врев, унаследовав от отпа (действительного статского советника) » ширное имение, решил на практике «коротко узнать, что такое «и!ина». Он экспериментировал с переходом крестьян на систему ,в шатного труда», беспроцентным кредитом, сооружением фабрики ч .стных промтоваров, обучением крестьянских детей. В статье «Наглая политехяичеекия школа (1847) Огарев дал откровенную харакистику народному невежеству„неряшеству, фатализму, не имеюму аналога русскому «авось» и заключил; «Наша община есть ра>ство рабства.
М!р (м(раков управление)... есть выражение зависти х против одного, общины против лица... по статистическому опыа в наших деревнях... не более 5% крестьян богатеет»', Но, несмотря на эта, разорившийся после 10 лет хозяйственных : ьгк>в и эмигрировавший Огарев солидаризовался со своим другом ! пивном в утопии общинного «русского социализма», Александр ! !*цен, самый яркий из западников в «философических» спорах со ,>па нофилами, сознавал, что русская община «поглощает личность».
! !«ь пережив в эмиграции разочарование в западной цивилизации, ее ~1гропофагии», «мещанстве», гипертрофированном приобретатель« и собственничестве, Герцен склонился в сторону славянофиль.>, пытаясь убедить себя и других в там, что община — зто «жиз>пый нерв нашего национального существования>и «Счастье для ~ кого народа, что он остался... вне европейской цивилизации, ко,т, без сомнения, подкопала бы общину и которая ныне дошла в шализме до самоотрицания». Много размышляя над западноев>ейскими социалистическими системами, (ерцен не был удовлепец ими, страшился «рабства общего благосостояния» и предре, что западный городской индустриальный «безземельный» мир ь «пройдет ь>ещанством» '.
Выход из этого «конца истории> Герцен стал искать на путях «русл> го социализма», указывая на подвижные — артельна-мастеровые— сские общины, оставлявшие «достаточно широкий простор для чпой свободы и инициативы». В артели Герцен видел «лучшее дозательство того естественного, безотчетного сочувствия славян с ппалнзмом...
Артель вовсе не похожа на германский цех, она не Огарев Н.П. Избранные социально-политические и философские про «веления. >', П. М,, 1956. С, 8 — 10. ' Герцен А.И. Собр. сач. в 30 тт. Т. !б, С. 141. Э47 ищет ни монополии, ни исключительных прав, она не для того соби рается, чтобы мешатьдругим, она устроена для себя, а не против ко! либо. Артель — соединение вольных людей одного мастерства на и ший прибыток общими силами»'. Оказавшись в итоге на перепутье между либеральным западни ством, славянофильством и европейским социализмом, революцп неры-дворяне Герцен и Огарев оставили свой расплывчатый «русск социализм» в наследство новому поколению искателей обществен ~ ! го идеала — интеллигентам-разночинцам, начиная с Чернышевско~ ~ 2.
Разночинная интеллигенция и идеологизация политической экономии Резкоочерченный профильрусской разночинной интеллигенвв выступил на исторической арене в динамичную (и динамитную) эп ~ раскрепостительных реформ, грюндерства, естественнонаучной и пуляризации и революционного нетерпения. Выходцы из народи низов, пробившиеся в университеты и журналистику, исполненн сострадания к обездоленной «серой массе» и веры в «зиждительн идеи», разночинцы напряженно вдыхалн веявший с Запада преоб! зовательный дух наук о природе и человеке и чаяли направить его дело «осуществления на земле блага трудящихся классов». Новое слово «интеллигенция» — в значении слоя работников ум~ асино~о труда, быт и убеждения которых окрашены идеей «служен ~ народу», — стало общераспространенным после появления романа и сателя ~Д.
Боборыкина ° Саюидлые добродетели» !1870). Однако щ ранее о «озг1иалвно-экономическою интеллигещии как о предстввите1 нице «разума, творящего открытия в сфере умственной и материя ной цивилизации», писал встатье «Реалязмв првмелении клародноязз долгов» ( ! 8бб) выдающийся историк-разночинец Афанасий Щаи Идеолог «земского народосоветия», Щапов призывал к «естествеш научной народной экономии» вЂ” «основывать по провинциям осо! эконом ические ассоциации», чтобы вносить научные знания в сел ьск общинный лпр, рационализировать земледелие и кустарные пром!, лы, вводить технику и новые отрасли промышленности, Идейным самовыражением и самоопределением разночинв» интеллигенции стало народничество. Народник был типом интсляв ' Твм же.
Т. 12. С. ! 09 — 110. " 185б — !862 гг — эпоха утверждения позитивизма, эводюцяонизчз в тествознаныв и «вырвботки механического миросозерцания, охвзтьпьнвя го также развитие человеческих понятий и учреждений» !Кропоткин !1 Современная наука и анархизм. Лондон, 1901. С. 22 — 28). 34а и и га-идеолога, распространявшего сферу идеологических исканий пд «все, что выплывало на поверхность умственной жизни в Запади п Европе»». Это касалось и политической экономии. Крупнейший в«долог-разночинец Чернышевский пытался на основе изучения 1' птв, Рикардо, Дж. Ст.
Милля и социалистов сформулировать «экои мическуютеорнютрудящихся». Щапов работал надсозданием «Ис! Рни цивилизации в России», аналогичной знаменитой «Истории цнвп п«дании в Англии» Т. Бокля. И Чернышевский, и Щапов в !860-е я были сосланы в Сибирь, однако самым влиятельным печатным ~ном пореформенной России стал культивировавший народни.ую идеологию «толстый» петербургский журнал «Отечественные ~ски». Его редакторы — поэт Н.А.
Некрасов, публицист Г.Е. Ели:, сатирик М.Е, Салтыков-Щедрин, социолог Н.К. Михайлов- ~ — в самой яркой форме выразили антикапиталистические «умортания» разночинной интеллигенции: обличение «дельцов бнрдх» Некрасовым и «плутократии» Елисеевым, гротескные обра~умазых» наживал — деруновых, колупаевых, разуваевых — у Саяна-Щедрина, программная формула Михайловского, что задача влигенции «именно в том и состоит„чтобы бороться с' развитием ьуазии на русской почве». Вокруг «Отечественных записок» сплоя круг журналистов-экономистов, виднейшими из которых были 1!.!1. Воронцов и Н.Ф.
Даниельсон, связанные на протяжении мно- илетий личной дружбой. кий врач Василий Павлович Воронцов (1847 — 1918), писавший доннмом «В.В.», сделал обгцеупотребительным в русском «а 20 лет раньше, чем Зомбарт на Западе, — слово «капитаодя его в название ряда своих статей н главной работы «Судьализма в России» (1882). Бухгалтер (с 1877 г. — главный конетербургского Общества взаимного кредита Николай Франниельсон (1848-1918), писавший под псевдонимом «Нико- вместе с выдающимся революционером, личным другом Энгельса Германом Лопатиным осуществил перевод!тома а» К.
Маркса (1872). Русский язык стал первым, на который веден «Капитал» с языка оригинала, причем перевод вскоре восточно-сибирской тайги, где отбывали ссылку А,П Шаученик Н.М. Ядринцев ' и куда ездил У!опатин в попытке янико-Куликовский Д И. Психология русской интеллигенции У/ елвигенцив в России. М.,!99зи С. 397. бое внимание народников-сибиряков привлекли две последние ма «Капитал໠— о персона ~»льном накоплении и теории колоннользовапные в статье А.П. !Цапова «Что такое рабочий народ в 1875) и в книге И,М, Ядринцева «Сибирь как колония» (1886).
348 освободить Чернышевского. Вскоре после смерти Маркса, в 1884 Лопатин был арестован и более 20 лет провел в Петропавловской к пости, в то время как Даниельсон продолжал оставаться корреспо дентом Энгельса и осуществил перевод и издание 11(1885) и П1(18 томов «Капитала». Марксова теория трудовой стоимости и накопления капит была интегрирована в политическую экономию народничества и и дала ей цельность идеологической системы, построенной на следу щих основаниях: 1) сугубо отрицательное отношение к капитализму в его как падных, так и в доморощенных российских проявлениях; 2) признание ценности русской общины как зачатка отличных капитализма форм промышленного и сельскохозяйственного п гресса; 3) миссионерство интеллигенции как «представительницы науи в поиске и организации этих форм; 4) опора на массив статистическихданных, собранных в пореф менной России земскими статистиками.
«Зиждительная идея» народников — русская община как осн некапиталистического экономического строя — сходилась со ела нофильством. Но славянофильский национальный провиденцнал народничество заменило рационалистической предпосылкой в можности выбора пути промышленно~о прогресса и организа научных исследований в иных формах экономических отноше чем западный капитализм с его теневыми сторонами. «Наша и лигенция, — отмечал Воронцов, — не останавливаясь долго на кретных формах западного либерализма, не имевших для Ро практического значения и потому не особенно обаятельных, м принимать с Запада прогрессивные идеи в их общечеловеческой стоге»", Отсюда делался вывод, что «для России необязательно вторенне форм, пройденных Европой, коль скоро в понятиях ин лигенции сложилось определенное представление о формах, б идеальных» . 12 Политическая экономия разночинной интеллигенции не ис пывалась рамками народнической журналистики: в основание б шинства русских университетских курсов политэкономии легло четание трудовой теории Маркса с влиянием идей Чернышева> Самым значительным был курс профессора Московского унивс Воронцов В П.
Наши направления // Образ будущего в русской ально-зкономической мьшли конца Х1Х вЂ” начала ХХ в. М., 1994. С. ' Там же. 350 А.И. Чупрова (1842 — 1908), тяготевшего к историко-этической ле и катедер-социализму. Один из наиболее ярких политэконо-разночинцев, Чуп ров стал основателем новой спец иал изированобласти — экономики транспорта — и признанным наставником ких земских статистиков, один из которых — Степан Ьлеклов 60 -1913) — дал очень емкую и точную формулу самосознания на(ппческой интеллигенции — идейно-рабочая сила' .