Диссертация (1105906), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Проф. В.М. Шерстюк отмечал после принятия АПК РФ 1995 года, что в новом Кодексе права истца на соединение в одном исковом заявлении нескольких исковых требований расширены за счет снятия существовавших ранее ограничений по основаниям связанности нескольких требований, заявленных в одном исковом заявлении3. АПК 1995 года сделал, таким образом, шаг вперед по пути расширения диспозитивных правомочий лиц, обращающихся в арбитражный суд в защиту прав и интересов.
Вместе с тем, ни АПК 1995 года, ни другие законы не содержат указания на то, какие требования можно считать связанными между собой. В связи с этим п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 1996 года № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» 4 (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 9 июля 1997 года № 125) разъяснено, что соединение нескольких исковых требований может иметь место, когда они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным
1 См.: Сарбаш С. Вопросы исковой давности // Хозяйство и право. № 4. С. 27.
2 См.: Сарбаш С. Там же. С. 17-18.
3 См.: Шерстюк В.М. Новые положения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С. 53.
Есть основания полагать, что ученый придерживается этой позиции и в настоящее время. См.: Шерстюк В.М.
Комментарий к постановлениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам
арбитражного процессуального права. С. 38-39.
4 См.: РГ. 1996. 27 ноября.
5 См.: Хозяйство и право. 1997. № 12.
76
доказательствам1. Без труда можно заметить, что Пленум ВАС РФ проводит на практике положения АПК 1992 года по данному вопросу.
Представляется, что позиция Пленума ВАС РФ не соответствует действующему АПК РФ как ограничивающая права лиц на соединение в одном исковом заявлении нескольких связанных между собой требований. Указанная Пленумом ВАС общность основания исковых требований и доказательств является лишь одним из возможных оснований для соединения исковых требований.
Соединение в одном исковом заявлении нескольких требований к одному или нескольким ответчикам, когда эти требования не связаны между собой, является основанием для возвращения судьей арбитражного суда искового заявления в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 108 АПК РФ 1995 года. На практике судьи арбитражных судов активно пользуются своим правом возвращать исковое заявление по мотиву соединения нескольких исковых требований, не связанных между собой2.
1 См. также: Анохин B.C. Предприниматель и Арбитражный суд. С. 156.
2 Так, истец обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к ответчику об оплате выполненных работ.
Требования были основаны на двух схожих договорах о выполнении истцом опытно-конструкторских работ
для ответчика.
Судьей Арбитражного суда г. Москвы исковое заявление было возвращено по основанию соединения в исковом заявлении нескольких требований, не связанных между собой, несмотря на то, что заявленные требования однородны, а также на то, что между сторонами были подписаны общие для обоих договоров акты, фиксирующие задолженность ответчика перед истцом, то есть по обоим требованиям имелись общие доказательства. При этом истцу предписывалось разъединить требования на два договора (дело № А40-43616/99-11-442 Арбитражного суда г. Москвы).
Тем не менее, после разъединения указанных исковых требований и рассмотрения их в раздельных судебных заседаниях Арбитражным судом г. Москвы вынесено одно решение по обоим требованиям (дела № А40-46484/99-58-474 и А40-46484/99-5 8-475 Арбитражного суда г. Москвы). Интересен также другой пример из арбитражной практики:
Комитет по управлению имуществом обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу закрытого типа о его выселении из занимаемого нежилого помещения.
В качестве третьего лица на стороне истца к участию в деле привлечено правительство города. В обоснование исковых требований комитет сослался на то, что договор аренды расторгнут истцом в одностороннем порядке в связи с включением спорного помещения в перечень зданий, подлежащих реконструкции в соответствии с постановлением правительства города. Решением исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд округа названные судебные акты отменил и в иске отказал. При этом кассационная инстанция сослалась на неправильное применение судом первой инстанции и апелляционной инстанцией норм материального права.
В протесте предлагалось постановление кассационной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, поскольку досрочное расторжение договора в одностороннем порядке по вышеуказанному основанию предусмотрено договором аренды, заключенным между истцом и ответчиком.
Президиум протест удовлетворил по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между комитетом и АОЗТ заключен договор аренды нежилого помещения. На основании ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Договором предусмотрена возможность его одностороннего расторжения арендодателем в случае передачи строения под реконструкцию.
77
Предпринимательская деятельность, предполагающая активность хозяйствующих субъектов, требует быстроты и оперативности в вопросе защиты их прав и интересов, что обусловлено потребностями самой предпринимательской деятельности. Создание формально-юридических сложностей в виде возможности соединения исков только в случае общности основания или доказательств на пути защиты прав и интересов противоречит сущности арбитражного судопроизводства и может быть объяснено исключительно корпоративными интересами судей. В связи с этим мы полагаем, что лицам, обращающимся в суд, должно быть предоставлено больше возможностей по соединению в одном исковом заявлении нескольких требований.
Интересно отметить, что в Проекте АПК РФ предлагается вновь вернуться к формулировке АПК 1992 года, разрешив истцу соединять в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам (ч. 1 ст. 144 Проекта АПК).
Следующая проблема, связанная с диспозитивным правомочием лица на обращение в арбитражный суд, касается передачи дела на рассмотрение третейского суда1.
В материалах дела имеется постановление правительства города и распоряжение заместителя правительства города, в которых указанное строение включено в перечень зданий, подлежащих реконструкции. Поскольку досрочное расторжение договора арендодателем в одностороннем порядке предусмотрено договором, ответчик знал о последствиях, указанных в этом пункте, так как договор подписан сторонами и скреплен печатями.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» обязательные для сторон договора нормы части второй Кодекса об основаниях, о последствиях и о порядке расторжения договоров отдельных видов применяются также к договорам, которые продолжают действовать после введения в действие части второй Кодекса, независимо от даты их заключения. В соответствии с ч. 2 ст. 619 ГК РФ договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с п. 2 ст. 450 Кодекса, что имело место в данном случае.
Арендодатель направил арендатору уведомление о расторжении договора аренды.
Президиум считает, что арендодатель, обращаясь в арбитражный суд с иском о выселении, поставил одновременно вопрос о расторжении договора в судебном порядке и документально обосновал данное требование. Арбитражный суд первой инстанции и апелляционная инстанция в полном объеме рассмотрели иск и дали оценку доводам истца, касающимся правомерности расторжения договора аренды и выселения ответчика из занимаемых помещений.
Учитывая изложенное, Президиум ВАС РФ постановление федерального арбитражного суда округа отменил. Решение и постановление апелляционной инстанции оставил в силе (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 года № 4181/97). Обзор отдельных постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением договоров // Хозяйство и право. 2000. № 7. С. 115-116.
Приведенный пример интересен не столько наличием связи между требованиями о расторжении договора аренды и выселении, сколько тем, что Президиум ВАС РФ de facto разрешил требование, не заявленное истцом, отметив, что это требование (о расторжении договора в судебном порядке) подразумевается.
' См.: Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. С. 636. Поскольку это не касается темы настоящего исследования, мы не будем подробно рассматривать вопросы оформления третейского соглашения, видов третейских судов и другие вопросы, относящиеся к этой теме, ограничившись вопросом передачи сторонами спора на разрешение третейского суда.
78
Согласно ст. 23 АПК РФ по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан на рассмотрение третейского суда.
Как видно из текста ст. 23 АПК РФ соглашение о передаче дела на рассмотрение третейского суда может касаться как уже возникшего спора, так и спора, который может возникнуть в будущем. При этом возникший спор может быть передан на рассмотрение третейского суда как до возбуждения производства в арбитражном суде, так и после, но до вынесения арбитражным судом решения.
Соглашение сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда может оформляться либо условием в договоре, либо отдельным соглашением. Соглашение должно быть заключено в простой письменной форме и может содержаться в документе, подписанном сторонами либо быть заключено путем обмена письмами, телетайпограммами или посредством иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения' (пп. а) п. 2 ст. 1 Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже2, ст. 3 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров3). Вне зависимости от конкретной из указанных форм данное соглашение именуется арбитражным соглашением (арбитражной оговоркой), третейским соглашением (третейской оговоркой)4.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1992 года не допускал возможности обращения в суд при наличии третейского соглашения. Заключение сторонами соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда согласно п. 2 ч. 2 ст. 85 являлось основанием для отказа в принятии искового заявления5.
1 Одним из способов заключения соглашения о передаче спора в третейский суд является обмен исковыми за
явлениями и отзывами на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая против
этого не возражает. См.: Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24 ноября 1999 г. // Бюллетень
Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 7. С. 8.
2 Заключена в Женеве 21 апреля 1961 года, ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 14 мая
1962 года // ВВАС. 1993. № 10.
3 Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 года № 3115-1 (в
ред. Федерального закона Российской Федерации от 16 ноября 1997 года № 144-ФЗ) // РГ. № 170. 29 июля 1992
года.
4 Как отмечает Н.В. Павлова, на практике различают арбитражную оговорку (соглашение о
подведомственности спора международному коммерческому арбитражу, содержащееся непосредственно в
тексте контракта) и третейскую запись (соглашение, содержащееся в отдельном от текста контракта докумен
те). См.: Павлова Н.В. О конкуренции компетенции государственных и третейских судов // ВВАС. 1999. № 9.
С. 60.
Европейская конвенция, однако, в статье, раскрывающей используемые в Конвенции понятия, не делает указанных различий.
5 Исключение из этого правила устанавливалось абз. 3 п. 3 Письма Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 16 сентября 1992 года № С-13/ОСЗ-222, где отмечалось, что при невозможности рассмотрения
дела вновь в том же третейском суде после возвращения дела арбитражным судом на новое рассмотрение в
третейский суд, вынесший решение, лицо вправе обратиться в арбитражный суд на общих основаниях, причем
п. 2 ст. 85 АПК РФ в данном случае не применяется.
79
Действующее арбитражное процессуальное законодательство не лишает лицо права на обращение в арбитражный суд даже при наличии третейского соглашения. Спор, переданный на рассмотрение арбитражного суда при наличии третейского соглашения, будет рассмотрен и разрешен арбитражным судом, если только ответчик, возражающий против рассмотрения дела в арбитражном суде, не позднее своего первого заявления по существу дела не заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда (п. 2 ст. 87 АПК РФ 1995 года, абз. 2 п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 11 июня 1999 года «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» 1). В последнем случае арбитражный суд обязан оставить исковое заявление без рассмотрения. Необходимо также учитывать, что арбитражный суд при наличии определенных условий может принять исковое заявление к своему производству и при наличии третейского соглашения (при отказе международного коммерческого арбитража от компетенции посредством конклюдентных действий, дефектах арбитражного соглашения, превышения компетенции третейским судом, см. разд. III Постановления Пленума ВАС РФ № 8 от 11 июня 1999 года).
Таким образом, в настоящее время лицо, полагающее свое право или интерес нарушенным или оспариваемым, имеет возможность выбора между обращением в третейский суд, как это предусмотрено в соглашении с другой стороной, и обращением в арбитражный суд. Возникает, однако, вопрос о согласованности этих возможностей.