Диссертация (1101478), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Эти категорииизучаются особым разделом науки – когнитологией. Когнитология изучаетчеловеческий разум и те «ментальные процессы, которые выделили человекакак разумное существо», осуществляет анализ знания, являющегося какрезультатом этих ментальных процессов [Там же: 3, 58]. Одним из основныхобъектов, изучаемых когнитивной наукой, является категоризация как«подведение явления, объекта, признака и т.п. под определённую рубрикуопыта, категорию, и признание его членом этой категории» [Там же: 42].Поэтому когнитивные категории – одно из наиболее важных понятийкогнитологии.Семантические категории, по мнению Л.М. Васильева, «в отличие откогнитивныхимеютсемиотическийхарактер;онивмонтированывсемантическую систему языка как знаковые единицы; когнитивные жекатегории и модели структурируют знания, связанные непосредственно снашим сознанием (восприятием, мышлением, воображением, памятью).Поэтому семантические категории и модели преимущественно стандартны,стабильны, социально обусловлены и типизированы, а когнитивные категории имодели более динамичны, изменчивы, индивидуальны» [Васильев 2006а: 212].КакполагаетЛ.М.Васильев,когнитивныекатегорииявляются«неязыковыми, ментальными: в них представлен как языковой (выраженный вязыке), так и неязыковой (не выраженный средствами языка) образ мира, т.е.языковые и неязыковые знания о нем, в том числе научные и интуитивные»[Васильев 2006в: 223].Сравнивая семантические, понятийные и когнитивные категории,Л.М.Васильевпишет:«Вопрекираспространенному42мнению,согласнокоторому понятийные категории универсальны для всех языков, а СК имеютконкретную языковую интерпретацию, первые (например, категории времени,количества и т.п.), как показали на материале многих языков Э.Бенвенист,Э.Сепир и другие ученые, также нередко имеют национальную (этническую)специфику.
Еще в большей мере маркированы культурой народа когнитивныекатегории(фреймы,гештальты,(некультурологических)инсайтысопоставленийит.п.).Базойязыковыхдолжныбытьсемантическиеипонятийные категории. Базой культурологических сопоставлений являютсякогнитивные категории (культурные концепты)» [Там же: 223-224]. Ср.характеристикуцелогорядакультурныхконцептов(т.е.концептов,отображающих явления культуры) в кн.: [Логический анализ языка 1991].Но не все учёные ограничивают сферу когнитивных категорий толькоконцептами культуры того или иного этноса (культурными концептами).Ю.С.Степанов, явившийся одним из ученых, привлекших внимание лингвистовк проблеме «культурных» концептов» [Степанов 2001], не ставил знакаравенства между терминами «концепт» и «культурный концепт». Онрассматривал концепт как синоним понятия, ср.
его определение понятия(особенно 2-й пункт): «1) Мысль, отражающая в обобщённой форме предметыи явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений;последние (свойства и отношения) выступают в понятии как общие испецифические признаки, соотнесённые с классами предметов и явлений.
2) Тоже,чтограмматическаяилисемантическаякатегория(см.Категория языковая), обычно не высшего уровня обобщения, напримерпонятие двойственного числа, понятие события, понятие неактуальногонастоящего времени и т. п.; в этом значении стал часто употребляться термин“концепт”» [Степанов 1990а: 383-384]. Ср. ниже: «Понятие (концепт) – явлениетого же порядка, что и значение слова, но рассматриваемое в несколько инойсистеме связей: значение в системе языка, понятие – в системе логическихотношений и форм, исследуемых как в языкознании, так и в логике» [Там же:384].43Не случайно в когнитивистике концепт определяется как «единицаментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационнойструктуры, которая отражает знание и опыт человека» [Кубрякова и др.
1996:90]; такое определение предполагает существование не только культурных, нои универсально-логических концептов, которые особенно важны для описанияграмматики и словообразования языка [Кубрякова 2004: 305-320; Клобуков2000; 2001; 2007а].Как справедливо пишет Е.В.Рылова, «по своей структуре концептпредставляет потенциальное поле смысла (грамматического, понятийного и т.п.)» [Рылова 2009: 64], т.е.
сфера использования концептов не сводится клингвокультурологии. Поэтому когнитивная наука рассматривает концепт как«содержательную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальнойсистемы и языка мозга (lingua mentalis), всей картины мира, отражённой вчеловеческой психике» [Кубрякова и др. 1996: 90]. Картина мира, отраженная впсихике, не может не найти выражения средствами языка, т.е. не статьязыковой картиной мира. По этой причине концепты как «кванты знания» [Тамже] участвуют в формировании семантических языковых категорий.В нашем исследовании термин «концепт» будет использован дляобозначения широких понятий, образующих семантические категории. Однимиз таких концептов является ОДУШЕВЛЁННОСТЬ, реализующийся вуниверсальной семантической категории, важной для функционированиясловообразовательного поля одушевлённости, анализируемого в даннойдиссертации.Семантические категории являются одним из центральных понятийсовременной науки о языке [Степанов 1990б: 428-440; Кобозева 2000: 124, 152и др.].
«СК пронизывают весь строй языка: они лежат в основе всехсемантических полей и классов слов, входят во все лексические играмматические значения, организуют содержание всех синтаксическихконструкций» [Васильев 2006а: 208]. Д.М. Миронова, поддерживая это мнение,пишет,что«заключаявсеберезультаты44категоризациипознаваемойдействительности, СК ложатся в основу всех семантических полей и, какследствие, отдельных лексических и грамматических значений» [Миронова2012: 276].Классификация семантических категорий строится, как показываютисследования лингвистов-семантологов, с учётом целого ряда признаков[Васильев 2006б: 214].1.
Степень абстрактности категории. «Максимально абстрактнымиявляются, например, СК предметности, признака, отношения, бытия, действия,состояния, количества, качества, пространства, времени, и т.п., менееабстрактными – СК движения, места, направления, множества, величины,степени, каузативности, одушевленности, лица и т.п.» [Васильев 2006а: 208].2) Объем содержания. «Самые абстрактные СК являются, как правило, инаиболее сложными по своему содержанию» [Там же].3)Структурасодержания.Некоторыесемантическиекатегории(например, категория отрицания: большой – небольшой, демократический –антидемократический и т.п.) имеют простую линейную структуру.
Л.М.Васильев утверждает, однако, что «некоторые СК имеют иерархическуюсмысловую организацию: СК количества, например, состоит из субкатегориймножества, величины, меры и степени множества (или величины); СКпредметности включает субкатегории одушевленности / неодушевленности, асубкатегория одушевленности – субкатегории лица / нелица» [Васильев 2006в:222]. Категории, устроенные по иерархическому принципу, могут иметь«большую или меньшую глубину структурации (ср., например, глубокуюструктурацию семантического поля зрительного восприятия и слабую – полязапаха)» [Там же: 223].4) Внешние средства выражения. Некоторые семантические категориинаходят своё выражение только на уровне лексики (их называют лексикосемантическими). Такова категория степеней родства, категории, которыереализуются в названиях различных видов животных, названий профессий,государств и т.п.
[Булыгина, Крылов 1990: 216].45«Если категоризующая сема получает формальное словообразовательноевыражение, то категория называется словообразовательной, напр. “именадеятеля” (учи-тель, воз-чик, бег-ун), “уменьшительные имена” (дом-ик, дым-ок,блин-чик)» [Там же].Некоторые семантические категории получают формальное выражение вграмматике (морфологии или синтаксисе), такие категории называютсяграмматическими – морфологическими (одушевлённость-неодушевлённость,число, время и т.п.) и синтаксическими (‘субъект – предикат’, ‘субъект –объект’, ‘активность – неактивность’ и др.) [Степанов 1990б: 438].
Как пишетЛ.М.Васильев, «содержательные грамматические категории – это <…> по сутидела СК, выраженные формальными средствами языка» [Васильев 2006в: 223].Наконец, некоторые семантические категории (категории, как былосказано выше, понятийные, или функционально-семантические) бываютвыраженынаразныхуровняхязыковойсистемы–лексическими,словообразовательными и грамматическими средствами. Такова, например,семантическая категория модальности [Виноградов 1975а; ТФГ 1990] илисемантическая категория аспектуальности [ТФГ 1987; Бондарко 2002: 363-442 идр.].
Подобные семантические категории и становятся основой для особых,оченьширокихпоформальномувыражениюязыковыхполей–функционально-семантических [ТФГ 1987].Как будет показано в следующем параграфе данной главы диссертации, кэтому типу семантических категорий относится и анализируемая нами в данномисследовании категория одушевлённости-неодушевлённости, которую обычнорассматривают в рамках морфологии (см. выше); но эта же семантическаякатегория находит выражение и в лексике, и в словообразовании, и даже всинтаксисе (ср.













