Диссертация (1101160), страница 8
Текст из файла (страница 8)
Спешат,гремят, стучат и торопятся для счастия, говорят, человечества!» (8; 311), так115однако называть это состояние «новым золотым веком» затруднительно, так как в прошлом «золотомвеке» не было Христа.116Schulz, Christiane. Aspekte der Schillerschen Kunsttheorie im Literaturkonzept Dostoevskijs. // Vorträge undAbhandlungen zur Slavistik. Band 20. Verlag Otto Sagner, München, 1992. S. 199.39как добыча железа, его использование и вообще технический прогресс были«выражениемхудожественным»современностиидляОвидия.УДостоевского можно найти и действительную реминисценцию из Овидия вподготовительных материалах к рассказу «Сон смешного человека»: «Я быне мог ответить на вопросы: как они знали железо и не дрались и проч.» (25;235).Неожиданную связь с античной традицией заметки «Золотой век вкармане» можно усмотреть в случайном, на первый взгляд, факте: писательговорит о «золотом веке», присутствуя на елке в клубе художников.Известному антиковеду н.
XX века Ф.Ф. Зелинскому принадлежит заметка«Золотой век» (1902), в которой он также вспоминает о «золотом веке», глядяна детскую рождественскую елку. И он делает это не из подражанияДостоевскому(хотяследованиелитературномупримерунельзяисключить117), а по историческим причинам. В Древнем Риме сатурналииотмечали 17–23 декабря. В этот праздник вспоминали о счастливом времениСатурнова царства, «рабы на это время объявлялись свободными: „приСатурне ведь рабов не было“», принято было дарить подарки в память о«чудесной щедрости Земли, даром все дарившей».
Особенно важны были двавида подарков: восковые свечи (связь с зимнем солнцеворотом) и детскиеигрушки, куклы (напоминание о жертвоприношениях Сатурну). Поэтому«сатурналии были преимущественно праздником рабов и праздникомдетей»118. В Риме первого века до Рождества Христова постепенно нарасталиожидания катастрофы и затем наступлениянового «золотого века».Ожидание нового царя (потомка Августа) и нового царства выразилВергилий. «Когда христианство стало господствующей религией на всемпротяжении Римского государства, пророчество римского поэта было117Влияние Достоевского могло проявиться, например, в особом отношении к детям как хранителям«золотого века»: «Нам, взрослым, докучливые думы отравляют праздничный покой; но здесь, в этих детскихголовках, ненарушимо царит золотой век» (Зелинский Ф.Ф.
Золотой век // Из жизни идей. [Репр. изд.] СПб.:Алетейя при участии изд-ва «Логос-СПб», 1995. С. 456)118Там же. С. 460–46140отнесено к его Основателю; Виргилий стал настоящим „пророкомязычников“, тем, который среди них первый дал свидетельство о Христе;Христос же сделался „царем Сатурналий“, тем, от которого человечествостало ожидать осуществления сказки про золотой век»119. В это времялегенда о «золотом веке» и получила свое футурологическое толкование: повыражению Ф.Ф. Зелинского, «это не быль, а сказка; но в сказке утопия, а вутопии – пророчество.
Что было, того не было; но чего не было, то будет»120.Поэтому оказывается неслучайным совпадением то, что в «Дневникеписателя» писатель разговор о «золотом веке» заводит именно на детскомрождественском балу. Однако трудно сказать, сознавал ли эту связьантичного мифа и христианского праздника сам писатель.Таким образом, мы можем говорить об античном мифе как онесомненном источнике образа «золотого века» в творчестве Достоевского.1.2. Образ «рая на земле» в христианстве, его соотношение с образом«золотого века» в творчестве Ф.М. ДостоевскогоЧерты ЭдемаБиблейская легенда об Эдеме из Ветхого Завета является источникомобраза прошлого «рая на земле» в творчестве Достоевского, хотя имясобственное «Эдем» в интересующих нас контекстах не появляется.Писатель, изображая счастливое существование человечества в прошлом,называет его «земным раем» и «золотым веком»121, отсылая и к античнойлегенде, и к Библии.Описанию Эдема и жизни в нем прародителей до грехопаденияпосвящена 2-ая глава книги Бытия [Быт., 2: 8–25].
В описании рая для наспредставляют интерес следующие черты:● отсутствие труда, благоприятные условия для жизни, только после119Там же. С. 463Там же. С. 458121Далее мы еще вернемся к вопросу о соотношений понятий «рай на земле» и «золотой век» уДостоевского.12041грехопадения человек вынужден трудиться ради пропитания («в поте лицатвоего будешь есть хлеб» [Быт., 3: 19]), до этого он питается плодами отдеревьев («от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познаниядобра и зла не ешь от него» [Быт., 2: 16]);● невинность, неведение зла, безгрешное состояние (до тех пор, пока Адам иЕва не поддались искушению Змея и не попробовали плод с древа познаниядобра и зла);● непосредственная связь человека с Богом, так как в Эдеме Бог самоличноруководит жизнью Адама и Евы, дает им заповеди;● возможное бессмертие людей до грехопадения.В Библии описана и утрата райского состояния:● искушение неким существом как причина грехопадения: Змей искушает Евунарушить запрет, наложенный Богом, и съесть плоды от дерева познаниядобра и зла [Быт., 3: 4–6];● появление стыда после грехопадения: «И открылись глаза у них обоих, иузнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания»[Быт., 3: 7];● появление лжи, жестокости, преступлений, убийств среди потомковпрародителей: «И увидел Господь, что велико развращение человеков наземле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время»[Быт., 6: 5], Каин убивает своего брата Авеля, Хам насмехается над своимотцом Ноем и т.д.;● появление гордыни, развитие обособления, разобщения: строительствоВавилонской башни «высотою до небес», которая должна была принестиславу создателям («сделаем себе имя» [Быт., 11: 4]), но принесла разобщениев человеческом роде («И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык;и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город»42[Быт., 11: 6–8]).Состояние человечества до грехопаденияв целом сходится сописанием «золотого века» в античном мифе: благоденствие, отсутствиетруда, благонравие, невинность.
Поэтому, хотя в сновидениях Версилова иСтаврогинаподчеркнутыприметыантичногоисточника(греческаямифология, языческие боги), мы не можем отрицать возможное влияниетакже и библейского текста.Сходство позволяет Достоевскому дажесознательно контаминировать оба мифа в рассказе «Сон смешногочеловека»: герой угадывает в очертаниях неизвестной земли контурыГреческого архипелага, но упоминает «согрешивших прародителей»,следовательно, отсылая к Библии («это была земля, не оскверненнаягрехопадением, на ней жили люди не согрешившие, жили в таком же раю, вкаком жили, по преданиям всего человечества, и наши согрешившиепрародители, с тою только разницею, что вся земля здесь была повсюдуодним и тем же раем» (25; 112)).
Он обобщает источники, замечая, что эторай «по преданиям всего человечества».Но есть существенные отличия Эдема от античного «золотого века»:● непосредственная связь человека с Богом, так как в Эдеме Бог самоличноруководит жизнью Адама и Евы, дает им заповеди;● бессмертие людей до грехопадения.Именноотсутствиеэтихпризнаковпозволяетисследователямохарактеризовать благоденствие человечества во сне Смешного человека как«языческое»: «это все же утопия языческого „рая“. Жало смерти, хотя ипритупленное, остается в плоти людей этой планеты»122, «то состояниечеловечества, которое застал на планете „смешной человек“, нельзя назватьраем, ибо эти люди уже лишены бессмертия (хотя на тот момент вроде быеще не знали грехопадения)»123. Но можно заметить, что состояние Адама и122Семенова С.Г.
«Высшая идея существования» у Достоевского // Вопросы литературы. М., 1988. №8. С.180.123Степанян К.А. Загадки «Сна смешного человека» // Достоевский и мировая культура. Альм. № 32. Спб.:43Евы до грехопадения сложно трактуется в христианстве, оно заключает всебе и подверженность смерти, и возможность бессмертия: «из Быт. 2: 17; 3:22; 5: 5 следует, что прародителям не было свойственно бессмертие поприроде, как невозможность умереть (невозможность смерти).
С другойстороны, из Быт. 2: 17; 3: 22 также следует, что прародителям не быласвойственна и смертность по природе, как невозможность не умереть(необходимостьсмерти).Такимобразом,прародителинеобладали способностью жить вечно, но обладали возможностью житьвечно. Они были созданы с возможностью как бессмертия (потенциальнобессмертными), так и смертности (потенциально смертными)124». Тем неменее, во сне Смешного человека не было физического бессмертия дажепотенциально, люди умирали и до грехопадения, что, конечно, ближеантичной легенде.Кроме того, во сне Смешного человека нет Бога Ветхого Завета, у«детей солнца» вообще нет религии.
С другой стороны, их состояние«соприкосновения с Целым вселенной» (25; 114) свидетельствует о том, чтоониимеютощущениебожественногоприсутствия.Этоощущениеискажается после грехопадения, и теперь люди способны осознать Бога какобъект, но неосязаемая связь с Ним утрачена, для них Он – «тот милосердыйСудья, который будет судить нас и имени которого мы не знаем» (25; 117).Тот же ход мысли в описании первоначального состояния человечествапрослеживается в сочинении Достоевского (оставшемся неопубликованном)1864 г.
















