Диссертация (1101160), страница 10
Текст из файла (страница 10)
Помню, однажды вошел я к нему один, когданикого у него не было. Час был вечерний, ясный, солнце закатывалось и всюкомнату осветило косым лучом. Поманил он меня, увидав, подошел я к нему,взял он меня обеими руками за плечи, глядит мне в лицо умиленно, любовно;ничего не сказал, только поглядел так с минуту: «Ну, говорит, ступай теперь,играй, живи за меня!»» (14; 263), на закате умирает и Макар Долгорукий,говоривший о «рае на земле» с Аркадием, – такая кончина тоже символична;● особо можно отметить значение «семейного счастья», любви к женщине,к друзьям, близким, которое возникает у словосочетания «рай на земле» внекоторых контекстах:– «Идиот»: «судьба Аглаи предназначалась между ними [сестрамиЕпанчиными – О.З.], самым искренним образом, быть не просто судьбой, авозможным идеалом земного рая. Будущий муж Аглаи должен был бытьобладателем всех совершенств и успехов, не говоря уже о богатстве» (8; 34);– Голубов в ПМ к «Бесам»: «брак есть рай и совершенно истинен, еслисупруги любят только друг друга и соединяются взаимною любовью в детях.При малейшем уклонении от закона брак тотчас обращается в несчастье» (11;122);– Аркадий говорит Катерине Николаевне в романе «Подросток»: «Еще ялюблю, что с вас не сходит улыбка: это — мой рай!» (13; 203);– Версилов говорит Аркадию в романе «Подросток»: «Жизнь с друзьями, сродными, с милыми сердцу – это рай» (13; 255);50– старый князь Сокольский по отношению к Анне Андреевне в романе«Подросток»: «всё целовал у ней руки, говорил, что она – его рай» (13; 430).В словосочетании «золотой век» значение «семейного счастья» невыражено, однако любопытно вспомнить, что в сновидениях Ставрогина иВерсилова есть отсылка к картине Клода Лоррена «Асис и Галатея», накоторой запечатлен краткий миг счастья возлюбленных.
Поэтому здесь мытоже можем отметить схождение в значении понятий.В упомянутых нами контекстах заметно, что особенно близко к образу«золотого века» образ «земного рая» стоит в рассказе «Сон смешногочеловека». Поэтому мы считаем возможным привлечь рассказ «Сонсмешного человека» для дальнейшего анализа образа «золотого века» вдиссертации, хотя в самом рассказе словосочетание «золотой век» невстречается.Иначе выстраивается связь двух этих образов, когда Достоевский ихиспользует в отношении ко всему человечеству в настоящем. Прежде всего,нужно отметить, что писатель для того и другого образа заимствует значениеиз литературы социалистов, то есть«экономически благополучное инравственно благоустроенное общество», в данном случае словосочетаниявыступают как синонимичные:«золотой век»:– высказывание Раскольникова в ПМ к роману «Преступление и наказание»:«Картина золотого века.
Она уже носится в умах и в сердцах. Как ей ненастать» (7; 91);– упоминание проекта Берви-Флеровского в ПМ к роману «Бесы»:«Нравственное понимание счастья, счастье все в том, чтобы жертвоватьближнему всем, счастье ближнего есть все счастье для меня, и таким образомвсе счастливы в будущем обществе (Флёровский, Золотой век, «Заря»,январь)» (11; 106);– замечание о Петре Верховенском в ПМ к роману «Бесы»: «А у тех, главное,51вера в Золотой век. Нужна непреложная вера, чтобы решиться всеистреблять» (11; 128);– главка в «Дневнике писателя» «Что на водах помогает: воды или хорошийтон?»: «Золотой век еще весь впереди, а теперь промышленность» (23; 87);«рай на земле»:– письмо Ф.М.
Достоевского M. Н. Каткову от 25 апреля 1866: «Социализм(а особенно в русской переделке) — именно требует отрезания всех связей.Ведь они совершенно уверены, что на tabula rasa они тотчас выстроют рай»(282; 154);– «точно рай», «игра в рай» в заметке «Что на водах помогает: воды илихороший тон?» (23; 86);В приложении к настоящему образы «золотого века» и «рая на земле»получают ироническое снижение:«золотой век»:– «Золотой век в кармане»: «Не хмурьтесь, ваше превосходительство, прислове золотой век: честное слово даю, что вас не заставят ходить в костюмезолотого века, с листком стыдливости, а оставят вам весь ваш генеральскийкостюм вполне.
Уверяю вас, что в золотой век могут попасть люди даже вгенеральских чинах» (22; 13);«рай на земле»:– «Что на водах помогает: воды или хороший тон?»: «Поверьте, что укаждого из них есть свое дело и даже такое, из-за которого он уже изломалвсю свою жизнь, а не только день. Но виноват же каждый из них, что неможет сделать из жизни рая, а потому и страдает. Вот мне и нравитсяглядеть, как все эти страдальцы здесь смеются.— Смеются из приличия?— Смеются из обычая, который их всех ломит и заставляет приниматьучастие в игре в рай, пожалуй, если хотите так назвать. Он не верит раю, ониграет в эту игру скрепя сердце, но всё же играет, а том развлекается.52Обычай-то уж слишком силен.
Тут есть такие, которые этот обычай дажесовсем за серьезную вещь приняли — и тем лучше для них, конечно: они ужев настоящем раю» (23; 85–86).Достоевский использует образы «золотого века» и «рая на земле» в томзначении, в котором они употребляются в произведениях социалистов, нопри том показывает их недостаточность, несовершенство в качестве лишь«подобия золотого века», «точно рая», чтобы противопоставить им свойидеал. Он говорит о потенциальной возможности «золотого века» и «рая наземле» в настоящем, для этого людям достаточно только поверить в еговозможность и захотеть его осуществления:«золотой век»:– «Золотой век в кармане»: «Знаете ли, что даже каждый из вас, если б толькозахотел, то сейчас бы мог осчастливить всех в этой зале и всех увлечь засобой? И эта мощь есть в каждом из вас, но до того глубоко запрятанная, чтодавно уже стала казаться невероятною» (22; 13);«рай на земле»:– Голубов в ПМ к «Бесам»: «Рай в мире, он есть и теперь, и мир сотворенсовершенно.
Все в мире есть наслаждение – если нормально и законно, неиначе как под этим условием. Бог сотворил и мир и закон и совершил ещечудо – указал нам закон Христом, на примере, в живье и в формуле. Сталобыть, несчастья – единственно от ненормальности, от несоблюдения закона»(11; 121–122);– «Сон смешного человека»: «А между тем так это просто: в один бы день, водин бы час— всё бы сразу устроилось! Главное — люби других как себя,вот что главное, и это всё, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь какустроиться» (25; 119);– в романе «Братья Карамазовы» Маркел, брат Зосимы: «жизнь есть рай, ивсе мы в раю, да не хотим знать того, а если бы захотели узнать, завтра же истал бы на всем свете рай» (14; 262), «Пусть я грешен пред всеми, зато и меня53все простят, вот и рай.
Разве я теперь не в раю?» (14; 263).Заметно сходство: и «золотой век», и «рай на земле» могут настать влюбой момент, сей же час, только если все захотят и поверят. Но разницаесть в том, каким должно стать человечество, чтобы достичь этого состояния.Если речь идет о «золотом веке», то имеется в виду возвращение невинности,неведения зла, насколько это возможно в настоящем, стало быть, усилениепростодушия, искренности, добросердечия:– «Золотой век в кармане»: «если б все эти милые и почтенные гостизахотели, хоть на миг один, стать искренними и простодушными, – во что быобратилась тогда вдруг эта душная зала? <….> Что если б каждый из нихвдруг узнал, сколько заключено в нем прямодушия, честности, самойискренней сердечной веселости, чистоты, великодушных чувств, добрыхжеланий, ума, – куда ума! – остроумия самого тонкого, самогосообщительного, и это в каждом, решительно в каждом из них!» (22; 12);– «Что на водах помогает: воды или хороший тон?»: Но пока правда природынаступит и люди в простоте и в веселии сердца будут венчать друг другацветами искренней человеческой любви, — всё это теперь продается ипокупается за пять грошей без любви.
<…> А меж тем, действительно,получается подобие золотого века — и если вы человек с воображением, товам и довольно» (23; 87).Говоря о «рае на земле» (в настоящем), писатель делает другой акцент– на «психологическом перевороте», который должен пережить каждыйчеловек, осознав, что «всякий за всех виноват»128:– в романе «Братья Карамазовы» Зосима: «воистину всякий пред всеми завсех виноват, не знают только этого люди, а если б узнали — сейчас был бырай!» (14; 270);– в романе «Братья Карамазовы» Михаил, собеседник Зосимы: «А о том,128В этом смысле образы «золотого века» и «рая на земле» оказываются противопоставлены друг другу каккачественно различные состояния человечества: так как в «золотом веке» еще не было зла, соответственноне было средства его преодолеть, а в будущем «рае на земле» это средство должно быть.54продолжает, что всякий человек за всех и за вся виноват, помимо своихгрехов, о том вы совершенно правильно рассудили, и удивительно, как вывдруг в такой полноте могли сию мысль обнять.
И воистину верно, что когдалюди эту мысль поймут, то настанет для них царствие небесное уже не вмечте, а в самом деле. <...> Знайте же, что несомненно сия мечта, как выговорите, сбудется, тому верьте, но не теперь, ибо на всякое действие свойзакон. Дело это душевное, психологическое. Чтобы переделать мир поновому, надо, чтобы люди сами психически повернулись на другую дорогу.Раньше, чем не сделаешься в самом деле всякому братом, не наступитбратства» (14; 275).Этот психологический переворот, который принесет осуществление«земного рая», есть предвестие прихода Христа и наступления ЦарстваХристова (и в этом значении для Достоевского невозможно употреблениесловосочетания «золотой век», так как в «золотом веке» не было Христа129):– в романе «Подросток» Макар Долгорукий: «То ли у Христа: „Поди и раздайтвое богатство и стань всем слуга“.
И станешь богат паче прежнеговбессчетно раз; ибо не пищею только, не платьями ценными, не гордостью ине завистью счастлив будешь, а умножившеюся бессчетно любовью <…>Тогда и премудрость приобретешь не из единых книг токмо, а будешь ссамим богом лицом к лицу; и воссияет земля паче солнца, и не будет нипечали, ни воздыхания, а лишь единый бесценный рай...» (13; 311);– в романе «Братья Карамазовы» Михаил, собеседник Зосимы: «Нонепременно будет так, что придет срок и сему страшному уединению, ипоймут все разом, как неестественно отделились один от другого. Таково ужебудет веяние времени, и удивятся тому, что так долго сидели во тьме, а светане видели.
Тогда и явится знамение сына человеческого на небеси... »(14;275–276).129По этой причине в диссертации мы не рассматриваем подробно эсхатологические взгляды Достоевскогово всей их сложности, так как это выходит за рамки исследуемой темы.55В некоторых контекстах образ будущего «земного рая» у Достоевскогофактически совмещается с хилиастическим130 образом тысячелетнего царстваХриста на земле:– письмо Н.П.
Петерсону от 24 марта 1878 г.: «мы здесь, то есть я иСоловьев, по крайней мере верим в воскресение реальное, буквальное,личное и в то, что оно сбудется на земле». (301; 14–15);– ПМ к «Дневнику писателя» за 1880 г.: «Вы верно не дочиталиАпокалипсис, г-н Градовский. Там именно сказано, что [после] во вре<мя>самых сильных несогласий не Антихрист, придет Христос и устроит царствосвое на земле (слышите, на земле) на 1000 лет. Тут же прибавлено: блажен,кто участвует в воскрешении первом, то есть в этом царстве» (26; 323).Таким образом, понятие будущего «рая на земле» включает в себякомплекс значений, (и они отсутствуют в словосочетании «золотой век»),связанных с христианской эсхатологией. И очевидно, что для Достоевского,когда он говорит о будущем, предпочтительнее использование образа «рая наземле», так именно этот образ точнее выражает его собственные чаяния оЦарстве Христовом131. Тем любопытнее для нас становится выборДостоевским образа «золотого века» в отношении к современности в главках«Дневника писателя».














