Диссертация (1100638), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Далее находим соображение,дополняющее и проясняющее идею тесной связи книги стихов и цикла: «Вотличие от цикла, воссоздающего «частную концепцию», систему отношенийк определенной сфере жизни, книга стихов претендует на универсализм. Иименнопотому,чтоциклы«открывают»туилиинуюсторонумиросозерцания поэта, они могут свободно и естественно взаимодействоватьв книге, воплощающей целостное миросозерцание» 2. Книга стихов, какотмечаетисследовательвдругойработе,«воплощаетцелостноемировосприятие того периода, который ею представлен, <...> претендует навоплощение содержания большего, чем это возможно для нее.
Поэтому онавсегда остается “незаконченной”» 3. Если постараться развить мысльФоменко, можно предположить, что даже книга, завершенная логически,сюжетно, композиционно, эмоционально и т. п.,никогда не завершенадушевно или мировоззренчески, так как тесно связана с проблемой эволюцииличностного и художественного сознания автора.В роли циклов могут выступать разделы книги, главы, на которыеавтор разбивает лирический текст. Разделы в данном случае уподобляютсяглавам романа или частям поэмы, а из частных концепций главвыстраивается единая художественная линия «целого».
Книгу стихов, такимФоменко И. В. О поэтике лирического цикла / Учебное пособие. Калинин: КГУ, 1984. С. 12.Там же. С. 23.3Фоменко И. В. Лирический цикл как предмет исторического и сравнительного изучения. С. 22.1221образом, можно сравнить с «романом в стихах», с поэмой. В. Я. Брюсов взнаменитом предисловии к сборнику «Urbi et Orbi» (1903) писал: «Книгастихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, аименно книгой, замкнутым целым, объединенным единой мыслью. Какроман,кактрактат,последовательнооткнигапервойстиховстраницыраскрываетксвоепоследней.содержаниеСтихотворение,выхваченное из общей связи, теряет столько же, как отдельная страница изсвязного рассуждения.
Отделы в книге стихов – не более как главы,поясняющие одна другую, которых нельзя переставлять произвольно»1.Показательно сравнение книги стихов не только с романом, но и страктатом, которое можно истолковать как понимание сверхзадачи книги:автор пытается донести сверхидею до читателя не только через лиризм самихстихотворений, но и посредством их особого расположения, оформлениякнижного единства, конструирования новой реальности.Предисловие В. Брюсова к его знаковому сборнику 1903 г. подалосовременным теоретикам циклических явлений очередной повод для научнойполемики. Можно ли считать варианты авторской циклизации (цикл и книгустихов) литературными произведениями наравне с романом или поэмой истоит ли приступать к литературоведческому «препарированию» тексталирической книги как к процессу анализа полноценного литературногопроизведения? Умаляя художественную целостность «Urbi et orbi», Р.
Фигурт«с опаской» относится к суждениям Брюсова, нашедшим отражение впроцитированном выше предисловии: «Как ни ценны эти слова в качествередкого свидетельства острого жанрового сознания, Брюсов в них явнозарапортовался, так как ни лирический цикл, ни его собственная книгастихов именно не функционируют как роман или трактат» 2. Исследовательсчитает, что «цикл в отличие от составляющих его стихотворений не можетуподобиться«литературномупроизведениюискусства»всмыслеБрюсов В. Я. Собрание сочинений: В 7 т.
Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892 – 1909. М.:Художественная литература, 1973. С. 604 – 605.2Фигурт Р. Лирический цикл как предмет исторического и сравнительного изучения. С. 34.122традиционной, например ингарденовской, эстетики»1. Камнем преткновенияявляется здесь потенциальная возможность изъятия стихотворений илициклов (частей) из лирической книги (целого) без значимых потерь для еехудожественной целостности. Действительно, в романе (или шире – в любомлитературном произведении) «слова не выкинешь». М. М.
Гиршман считает,что произведение можно назвать «именно органическим целым, так как, вопервых,емуприсущеособоесаморазвитие,аво-вторых,каждыйсоставляющий его значимый элемент не просто теряет ряд свойств внецелого (как деталь конструкции), а вообще не может существовать в том жекачестве за его пределами»2. Именно на основании этих соображенийисследователя, посвятившего не одну работу проблеме художественнойцелостности, М. Н. Дарвин признает, что «целостность в циклической формене тождественна целостности отдельного литературного произведения», «она«вторична: создается как бы на основе первичной целостности составляющихее художественных произведений»3. В более поздних работах М.
М.Гиршманпродолжаетотстаиватьпризнак«”неготовость”составныхэлементов произведения, которые не являются заранее, а лишь становятсяхудожественно значимыми»4 в качестве одной из основных отличительныххарактеристик литературного произведения.Нарядусконструктивным«кодом»узнаваниялитературногопроизведения особо значимым представляется содержательный, философскиконцептуальный «код». Понятие полноты бытия, к которому постояннообращаетсяцелостности,человеческогоГиршманпризаключаетсябытиявпопыткахвосмысления«творческомпроизведениихудожественнойвоссозданииискусства» 5целостностииотвечаетмиросозидательным, концептуальным задачам искусства в целом. Полнотабытия для Гиршмана – это мир, общество, личность, по-особому явленные вТам же.
С. 18.Гиршман М. М. Еще о целостности литературного произведения // Известия АН СССР (Сер. лит. и яз.).1979. Т. 38. № 5. С. 450.3Дарвин М. Н. Циклизация. С. 159-160.4Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2007. С. 49.5Там же. С.
46.1223литературном творении 1. Такая трактовка соотносится с основополагающимипредставлениямитехученых,которыевидятвхудожественномпроизведении «модель мира», «мирообраз», «художественный мир» (М. М.Бахтин, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. П. Скафтымов и др.). Н. Л.Лейдерман тоже понимает целостность произведения как «эстетическоевыражение целостности самой действительности». «Всегда субъективнаяавторская идея», согласно мнению исследователя, «перекодируется» <…> вцелостный,устремленныйвбесконечность,ковсеохватностииобъективированности образ мира» 2.
Исходя из этих соображений, Лейдерманвыделяет несколько принципов художественного моделирования мира:символический, или метафорический («Структура романа всегда организуетвесь предметный план произведения: пространственно-временные «реалии»,систему характеров, обстоятельства, – преображая их в символ всего«человеческого мира»); метонимический («конктетный предметно-образныйплан произведения представлен здесь как часть большого мира: узловойфрагмент, существеннейший аспект (с точки зрении автора), – но все жечасть» 3) и ассоциативный, свойственный лирическим произведениям (образмира«вырастаетизсистемыассоциаций,запроектированныхвхудожественном тексте» 4).
Исследователь оговаривается: «Обычно один изпринципов моделирования мира доминирует в жанровой структуре, другиеиграютвспомогательнуюроль» 5.Подобныепопыткитипологизациипринципов художественного миромоделирования заключают в себе зерносубъективной иерархичности, возникает соблазн увидеть в одних из нихбольший потенциал создания иллюзии полноты бытия, так как средства, сСм., например: «В произведении как художественной целостности равно несомненными являютсячеловечество, народ и конкретная человеческая личность. Они принципиально несводимы друг на другаи друг к другу. Целостное произведение – это поле напряженного взаимодействия этих обращенных другк другу содержаний и благодаря этому поле порождения многообразных культурных смыслов,реализующих разнообразные возможности человеческой жизни каждой индивидуальности на своемместе в пределах своей конкретной историчности и органической отграниченности» (Там же.
С. 50).2Лейдерман Н. Л. Жанр и проблема художественной целостности // Проблемы жанра в англоамериканской литературе (XIX-XX вв.). Выпуск 2. Свердловск, 1976. С. 9.3Там же. С. 17.4Там же. С. 25.5Там же.124помощьюкоторыхсоздаетсяэтаиллюзия,полнеесоответствуютчитательским представлениям о целостности самой действительности, а вдругих – меньший потенциал, более трудноуловимый для читателя. На двухсубъективных полюсах, скорее всего, окажутся роман и лирическоестихотворение. Тем примечательнее стремление Брюсова и Блока столкнутьпонятия«роман»(способхудожественнойорганизациицелого)и«стихотворение» (часть) в теоретических комментариях к собственнымкнижным «мирозданиям». За счет этого книга стихов оказывается болеедоступной и «полномасштабной» иллюстрацией целостности человеческогобытия.
Ни в коем случае нельзя отрицать это свойство у одиночногостихотворения (пусть даже у короткой лирической зарисовки, описывающейконкретную эмоцию лирического героя), так как любое стихотворениеотражаетполнотубытия,преждевсегодуховную,душевнуюиэмоциональную. Однако книга стихов, то есть тщательным образомсконструированное собрание нескольких стихотворений, отличающеесякалейдоскопическойраздробленностьюмоментовсамосозерцания,миросозерцания и лирических сюжетов, то есть многокомпонентностью,«количественно» соответствует многообразию человеческих переживаний,более насыщенно и всеохватно подает эмоциональную жизнь личности(лирическогоНеоднократнаясубъектасменавнутрикнигиличностных,илинесколькихэмоциональных,субъектов).пространственно-временных, стилистических планов внутри книги должна отражать нашипредставленияопотенциальнойбесконечности,непредсказуемости,насыщенности фрагментов душевного бытия, разнообразии стилевой окраскивнутренней речи человека в те или иные моменты душевных переживаний ипостижения мира.
В связи с этим можно утверждать, что соответствиеосновополагающему признаку литературного произведения (отражениеполноты бытия) позволяет соотнести «бытийную» модель книги стихов смодельюцелостногохудожественногопроизведения.Приэтомпотенциальная конструктивная обособленность («неслиянность») входящих в25состав книги стихотворений-фрагментов и возможность изъятия любой частибез нарушения полноты эмоциональной или лирико-сюжетной картиныцелого делает лирическую книгу уязвимой в отношении идентификации еехудожественной целостности. В.
Е. Хализев считает, что циклы и сборники(книги) стихов и рассказов, романные дилогии, трилогии, тетралогии«являются прежде всего группами произведений как таковых, но иногда вкакой-то степени и собственно произведениями»1. По мнению ученого,«трилогию вочеловечения» А. Блока правомерно рассматривать «как однопроизведение» 2.В отношении книги стихов можно утверждать, что целостность этогожанровогообразованияпроизведения:стремитсякцелостностилитературногов момент последовательного, «поэтапного» овладениякнижным материалом у читателя должна создаться иллюзия полноценноголитературногопроизведениясприсущимиемуособенностямихудожественного миромоделирования, внутренними законами, принципамивнешнего структурирования текстовой «материи».