США и нацистская германия - от Мюнхена до Перл-Харбора2 (1098493), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Подобноеповедение противоречит пакту о ненападении, нарушая его условия: “В светеданных событий Германия более не является связанной с Польшей никакимиобязательствами. Какой толк может быть от заключенного пакта, если одна изсторон уклоняется от его исполнения?” 340 – резюмировал он. Неприкрытая ложьнасчёт отсутствия агрессивных планов в отношении Польши сочеталась в словахГитлерасобвинениямисамойВаршавывстремлениикпроведениюантигерманской линии.Таким образом, Германия в одностороннем порядке денонсировала дваофициальных международных договора, тем самым фактически обеспечив себееще большую “свободу рук” в Старом свете.Уделив внимание положению своей страны, состоянию дел на европейскомконтиненте и сделав важнейшие политические заявления международнойнаправленности, рейхсканцлер непосредственно перешел к полученной отРузвельта телеграмме.
Разделив послание американского президента на несколькопунктов, он стал методично отвергать содержавшиеся в них предложения.Зачитав мнение Рузвельта о том, что миллионы людей живут, испытываяпостоянный страх в ожидании новых вооруженных столкновений, Гитлерупомянул, что после подписания Версальского договора произошло 14 войн, ни водной из которых Германия не принимала участия, а государства Западногополушария, напротив, принимали. Сами же США за это время осуществили 26 339340Hitler.
Reden und Proklamationen (Hrsg. von M. Domarus). Würzburg, 1963. Band II. Halbband 1. S. 1163.Ibid.105“кровавых и насильственных интервенций”, к которым Германия также не имелани малейшего отношения.Коснувшись “исчезновения трех государств в Европе и одного в Африке”,Гитлер безапелляционно повторил, что в Европе состоялось восстановлениеисторическойсправедливости,воссоединениебезприменениянасилияискусственно и преступно разделенных народа и территории. По сути, из словГитлера следовало, что произошедшие нарушения постановлений Версаля былилогичнымиивполнеобоснованнымиявлениями,которыенедолжныподвергаться критике со стороны других держав. Представление о том, что только“одна страна” в Африке утратила независимость, также ошибочно, посколькупочти все государства Африки лишены свободы, являясь объектами применениясилы со стороны других государств: “Марокканцы, берберы, арабы, негры, да иостальные народы пали жертвами меча зарубежной силы, на рукояти которого небыло выбито “Сделан в Германии”, а значилось “Выкован в демократическихгосударствах” 341 .Отметив важность стремлений Рузвельта к тому, чтобы международныепротиворечия решались исключительно мирными средствами и за столомпереговоров, Гитлер посетовал: “Я был бы счастлив, если эти проблемы на самомделе могли быть устранены подобным образом.
Однако мой скептицизм основанна том, что сама Америка ярко продемонстрировала свое неверие в действенностьконференций.Величайшаяконференциявсехвремен–ЛигаНаций...представляющая все народы мира, была создана по инициативе американскогопрезидента, однако первым государством, которое вышло из этой организации,были Соединенные Штаты... Я последовал примеру Америки только после долгихлет бесполезного членства... Свобода самой Северной Америки была завоевана неза столом переговоров, не там решался конфликт между Севером и Югом. Я ужене говорю о многочисленных сражениях, предшествовавших полному покорениюСевероамериканского континента. Я упомянул обо всем этом лишь для того,господинРузвельт,чтобы 341Ibid. S.
1169.показать,чтоВашивзгляды,несомненно106заслуживающие уважения, не подтверждаются примерами ни из истории Вашейстраны, ни из истории остального мира” 342 .Кроме того, Гитлер подчеркнул, что Германия приняла участие вконференции в Версале, но не для обсуждений, а для того, чтобы выслушать, чтоей делать, и именно там представители Германии “подверглись большемуунижению, чем когда-то вожди индейцев сиу”. Запрос Рузвельта относительнодальнейших намерений Германии в Европе фюрер расценил как “бестактноенезаконное вмешательство во внутренние дела”, добавив при этом, что самиСоединенные Штаты никогда не оповещают никого насчет собственных планов вотношении Центральной и Южной Америки, что вполне соответствовалодействительности.После этого Гитлер дошел до просьбы президента дать гарантииненападения на 31 страну.
“Как господин Рузвельт узнал, какие нации видят длясебя угрозу в политике Германии, а какие нет? Или, может быть, мистер Рузвельт,несмотря на огромный объем работы, который ему приходится выполнять в своейстране, имеет время вникать во внутренние проблемы других народов и ихправительств?” 343 – вопрошал оратор.Далее фюрер слово в слово повторил список стран, упомянутыхпрезидентом США, и перешел к самой экспрессивной части своего выступления.“Я потрудился выяснить у перечисленных государств, считают ли они, что дляних существует угроза, и был ли запрос американского президента сделан по ихпросьбе или, по крайней мере, с их согласия. Во всех случаях ответ былотрицательным... Правда, от некоторых государств я не мог получить ответ насвои вопросы, потому что в настоящее время они, как, например, Сирия,оккупированыи,следовательно,лишенынезависимостиармиямидемократических государств. Кроме того, все государства, граничащие сГерманией, получили с ее стороны обязательства более четкие, чем те, о которыхупоминает мистер Рузвельт в своей курьезной телеграмме.
Также я вынужден 342343Ibid. S. 1170-1171.Ibid. S. 1173.107обратить внимание господина Рузвельта на пару исторических ошибок. Онупомянул Ирландию и просит от меня заверения, что Германия не нападет на нее.Так вот, я только что прочитал речь де Валера, ирландского премьер-министра, вкоторой он выражает мнение, противоречащее высказыванию мистера Рузвельта.Он не обвиняет Германию в притеснении Ирландии, а обвиняет Англию впостоянно совершаемой против его страны агрессии...
Точно так же, вероятно, отвнимания господина президента ускользнул тот факт, что Палестина в настоящеевремя оккупирована отнюдь не немецкими, а английскими войсками, и чтосвобода этой страны попирается жесточайшим образом при помощи оружия” 344 –произнес фюрер.Тем не менее, Гитлер заявил, что готов предоставить гарантии каждой изперечисленных стран, добавив: “Более того, я не хотел бы упускать возможностьдать помимо всего прочего президенту Соединенных Штатов заверения по поводутерриторий, которые, в конечном счете, должны волновать его больше всего, – яимею в виду сами США и другие государства американского континента.
Яклятвенно заявляю, что любые бытующие утверждения, связанные с нападениемГермании на Америку или вторжением на ее территорию, являются чудовищнойложью. Я даже не говорю о том, что такие утверждения могут быть лишь плодомбольного воображения, если взглянуть на них с военной точки зрения” 345 . Чтобыотвергнуть доводы Рузвельта об идущем полным ходом наращивании военныхпотенциалов, фюрер скрупулезно перечислил данные, выражавшие количестворазногородавооружений,которыхГерманиялишиласьврезультатепостановлений Версаля.Коснувшись предложения Рузвельта по совершенствованию и развитиюмировой торговли, Гитлер подчеркнул, что Соединенным Штатам в этом планеследовало начинать с себя – с изменения экономической политики, проводимойпо отношению к другим государствам, с отмены соответствующих барьеров ипрепятствий. 344345Ibid.
S. 1173-1174.Ibid. S. 1174-1175.108Заявив, таким образом, о полном отсутствии каких бы то ни было интересовТретьего рейха в Западном полушарии и подвергнув попутной критике меры,предпринимаемые США в финансово-экономической области, Гитлер перешел кзаключительной части своей речи. В ней фюрер заострил внимание на том, что завремя своего правления он преодолел хаос в Германии, восстановил порядок,увеличил производство во всех отраслях промышленности, ликвидировалбезработицу, объединил немецкий народ политически и морально, “уничтожил,страницу за страницей, договор, все 448 статей которого содержали величайшиепритеснения, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться человеку”, вернулв состав государства провинции, потерянные в 1919 году, возвратил на родинумиллионы соотечественников, которые были от нее оторваны и жили в нищете,восстановил единство немецких территорий 346 .