Диссертация (1098480), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Такого же мнения придерживались и представители военно-морской общественности. Адмирал И.А. Шестаков отмечал в своих воспоминаниях:
«Клипера вместе с корветами доставили тотчас после войны и доставляли еще долго главнейшие средства образования наших офицеров и защиты интересов наших на Тихом океане…» 583.
При всем значении заграничных походов для подготовки личного состава русского флота приходится констатировать, что в 1860-1870-е гг. существовал тщательный отбор среди претендентов, назначаемых на корабли, долженствующие идти в дальние походы. Принцип определения кандидатур был следующим: на крейсера, идущие в длительное плавание, офицеры попадали «исключительно или по очень сильной протекции или… бывшие на самом счету, и таким образом цвет личного состава – лучшие офицеры и лучшие команды (последние также тщательно подбирались)
580 Цывинский Г.Ф. Пятьдесят лет в Российском императорском флоте. СПб., 2008. С. 5.
581 Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатипятилетие…С. 105
582 Там же. С. 192.
583 Шестаков И.А. Полвека обыкновенной жизни… С. 205. Эта мысль о дальних плаваниях как о школе была характерна для И.А. Шестакова и в более ранее время. См., например: Шестаков И.А. Старые мысли на новое дело. (Извлечения из статьи И.А. Шестакова). // Морской Сборник. 1858. № 1. С. 28.
годами жили и воспитывались в духе, ничего общего с настоящим военно- морским делом не имевшем» 584.
Дальние плавания, наряду с воспитательным, имели еще и политическое значение585. По словам П.А. Мордовина, ежегодное отправление с Балтики на Дальний Восток отдельных кораблей и целых отрядов было одной из главных мер Морского министерства для поддержания и защиты государственных интересов России на Тихом океане после Крымской войны586.
Первым дальним плаванием русских деревянных винтовых крейсеров стал переход на Дальний Восток отряда под командованием капитана 1 ранга Д.И. Кузнецова587. По словам капитан-лейтенанта А.Е. Конкевича, публициста, писавшего свои статьи под псевдонимом Беломор, «это было тяжелое плавание русских моряков вдоль мыса Доброй Надежды» 588. Интересной иллюстрацией сложности первых походов русских кораблей на Тихий океан, является документ, обнаруженный в фонде Третьего отделения Императорской канцелярии. В нем указывалось, что, когда стало известно о назначении эскадры Д.А. Кузнецова на Дальний Восток, «многие из старых заслуженных боцманов и матросов изъявили неудовольствие за назначение их на те суда, говоря, что они и без того уже почти выслужили срок, а если будут усланы в такую даль, то никогда не воротятся и не увидят своей родины!» 589.
Всего с конца Крымской войны и до 1863 г. заграничные кругосветные плавания совершили 43 судна, из которых было потеряно только два клипера590. К 1879 г. уже 511 кораблей совершили зарубежные плавания591.
584 Вердеревский Д. Причины упадка личного состава нашего флота и пути к его возрождению. // Морской Сборник. 1906 № 1. С. 72.
585 Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатипятилетие… С. 212, 213.
586 Мордовин П.А. Русское судостроение в течении последних 25 лет… С. 113.
587 Подробнее об этом плавании см.: Обзор заграничных плаваний судов Русского военного флота. 1850 – 1866. Том 1. СПб., б.г. С. 120-154.
588 Беломор А.Е. Первая Тихоокеанская эскадра. // Морской Сборник. 1914. № 6. С. 37.
589 ГА РФ. Ф. 109. Оп. 3а. Д. 337. Л. 1.
590 Нужен ли флот России. // Время 1863. № 3. С. 18, 19. Подробнее о гибели этих кораблей см.: Гибель клипера «Пластун». (Извлечение из следственного производства). //Морской Сборник. 1860. № 13. Официальная часть. С. 154 – 183; О клипере «Опричник». // Морской Сборник. 1863. № 6. Смесь. С. 44 – 50.
Теперь обратимся к теории крейсерской войны, ставшей, начиная со второй половины XIX в., одной из главных составляющих морской политики Российской Империи. Редактор журнала «Морской Сборник», подполковник по адмиралтейству Р.В. Зотов считал, что термин «крейсерская война » происходит из французского выражения «guerre de course », означавшего
«каперство » или «приватирство ». Однако он указывал, что русский вариант названия лучше раскрывает суть такого образа действий, поскольку, во- первых, «такой способ ведения войны требует для своего выполнения судов особого типа, - крейсеров », а, во-вторых, согласно Парижскому трактату 1856 г., каперство – т.е. «вооружение частными лицами судов, с разрешения и утверждения правительства, для действий против неприятельских торговых судов», было признано уничтоженным592.
Проблема крейсерских действий интересовала и более широкие круги. Так, например, публицист К.А. Скальковский противопоставлял действия крейсеров каперской войне. Он утверждал, что последняя крайне невыгодна, прежде всего технически, т.к. «при современной быстроте паровых судов… крейсер, чтобы ловить другие суда, а не быть, прежде всего, самому пойманному, должен обладать очень большой скоростью. Для этого… необходимы суда огромных размеров, специальной постройки. Таких судов, в частном обороте, особенно русском, почти не встречается». С другой стороны, существовала экономическая невыгодность каперства, поскольку капер не может «как военный крейсер (сняв экипаж), ограничиться одним потоплением судов…, - каперу необходимы призы, иначе он никогда не окупит своих расходов…, но продажа призов встречает теперь почти непреодолимые затруднения…» 593. Исходя из этого, он приходит выводу, что
«каперы останутся слабым подобием партизанской войны, средством,
591 Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатипятилетие… С. 105, 106.
592 Зотов Р.В. Стратегические уроки морской истории. // Морской Сборник. 1892. № 7. С. 108. Весь курсив –
Р.В. Зотова.
593 Скальковский К.[А]. К вопросу о каперах и частной собственности на море… С. 315, 316.
которое будет иметь значение только в случае всеобщей мировой войны против Англии…» 594.
В военно-морских кругах, кроме теоретических рассуждений относительно особенностей крейсерской войны, существовали еще и практические разработки по этой теме. Еще в ходе Крымской войны зимой 1854 г. капитан-лейтенант А.С. Горковенко, отправил генерал-адмиралу записку «О гибельном влиянии, какое имело бы на торговлю Англии появление в Тихом океане некоторого числа военных крейсеров наших, которые забирали бы английские купеческие суда около западных берегов Южной Америки, в водах Новой Голландии и Китайских». В ней содержались конкретные предложения по ведению крейсерской войны с Англией. Автор считал, что в Сан-Франциско можно будет дешево приобрести нужное количество клиперов595. Команды для новых крейсеров предполагалось взять с фрегатов вице-адмирала Е.В. Путятина, находящихся на Камчатке596. В записке отмечалось: «…Первое известие о взятых нашими крейсерами английских торговых судах произведет сильное действие на Лондонской Бирже… и английское торговое судоходство в Тихом океане уничтожится. Те же самые крикуны, которые теперь требуют войны, попросят мира, тем более что поймать наши крейсеры на пространстве океана будет делом почти невозможным…» 597. Весьма любопытной является резолюция Великого князя Константина Николаевича на этой записке:
«Государю [т.е. Николаю I – В.Б.] эта мысль очень понравилась, и он приказал мне лично переговорить с Нессельроде598 об исполнении. Пугают только деньги» 599.
594 Скальковский К.[А]. К вопросу о каперах и частной собственности на море… С. 318.
595 Цит. по: Иоффе А. Е. Возникновение идеи крейсерской войны. // Гангут. Вып. 1. СПб.,1991. С. 28.
596 Более конкретно о фрегатах эскадры вице-адмирала Е.В. Путятина см.: Головнин Ю.И., Ларионов А.Л.
Судьба балтийского фрегата. // Гангут. Вып. 1. СПб., 1991. С. 14 – 27.
597 Цит. по: Иоффе А. Е. Возникновение идеи крейсерской войны… С. 28.
598 Здесь имеется в виду К.В. Нессельроде, бывший во время правления императора Николая I канцлером, и отвечавший за ведение русской внешней политики.
599 Цит. по: Иоффе А. Е. Возникновение идеи крейсерской войны… С. 28.
Современный историк А.Е. Иоффе считает, что именно по причине нехватки финансов подобный план не был реализован600. Как нам кажется, дело было не только и не столько в отсутствии денег, сколько в нехватке решимости у высшего руководства страны. То, что тактика действий, предлагаемая А.С. Горковенко, могла быть реализована, подтверждалось беспокойной реакцией англичан и французов даже на сам факт пассивного присутствия русских кораблей в Тихом океане601.
Как нам представляется, спешная постройка серии клиперов в Архангельске, о которой выше было упомянуто, могла быть запоздалой попыткой осуществления идей, изложенных в записке А.С. Горковенко.
В начале 1860-х гг. среди русских военно-морских кругов продолжало существовать мнение, что крейсерская война являлась единственно возможным для России видом наступательных действий на море и позволила бы вести успешные боевые действия даже с Великобританией: «…Да, англичане имеют колоссальный флот! Да, неисчерпаемы и бесчисленны средства Англии, но зато бесчисленны и нужды… <…> …ведь не выставит же Англия по броненосному фрегату… к каждому из закоулков, куда проникает ее купеческий флаг…». При этом «…вред, нанесенный английской торговле, беспокойства в ее колониях, вздорожание и ненадежность фрахтов, падение фондов на биржах, наконец, моральное влияние подобного крейсерства будет столь велико, что… самые неверующие в необходимости флота для России сознаются, что он действительно нужен…» 602.
Предполагалось, что деятельность крейсеров не ограничится погонями за транспортами. Они также могли налагать контрибуцию на приморские города603.
600 Цит. по: Иоффе А. Е. Возникновение идеи крейсерской войны… С. 28.
601 Экспедиция англо-французов в Петропавловск. (Из Revue des deux Mondes). Пер. М.Б. // Морской Сборник. 1860. №2. С. 473.
602 Нужен ли флот России… С. 33, 35.
603 Мордовин П. А. Французский неброненосный флот. // Морской Сборник. 1884. № 2. С. 177.
Одним из главных доводов против крейсерской войны могло быть опасение, что более сильный флот сможет надежно блокировать порты, где базируются крейсера и тем самым воспрепятствовать их выходу в море. Однако «хороший ходок, выбрав момент, непременно успеет выбежать в море…» 604. Этот тезис подтвердился в ходе Гражданской войны в Америке. Один из ее участников, служивший на одном из блокадопрорывателей Конфедерации Южных Штатов, писал, что появление пара полностью изменило законы прорыва блокады, которые «едва ли в наше время можно считать за применимые и уже, во всяком случае, далеко не отвечающими на современные требования…» 605. Аналогичный взгляд имел и русский военный инженер-полковник М. Мазюкевич, указывая, что «морская блокада… редко достигает цели, потому что неблагоприятная погода и другие причины заставляют крейсеров удаляться от блокируемого порта, и в этих случаях… предприимчивый осажденный может выйти в море…» 606. Подобное мнение, как показал опыт использования крейсеров, оставалось справедливым до середины XX в. Примером может служить деятельность германских вспомогательных крейсеров во время обоих Мировых войн.
Говоря о развитии идеи крейсерской войны в начале 1860-х гг., нельзя обойти вниманием действия рейдеров607 Южных штатов во время Гражданской войны в Америке. Они стали практической базой, на которую впоследствии опирались все сторонники этой доктрины. Так П.А. Мордовин отмечал, что Американская война 1861 – 1865 гг. показала «громадное значение крейсерской войны для государства, сравнительно слабого… Вопреки самым неблагоприятным условиям, это государство [т.е. Конфедерация], воспользовавшись только несколькими, наскоро вооруженными крейсерами... парализовало почти всю обширную морскую