Диссертация (1098294), страница 43
Текст из файла (страница 43)
Далее, поскольку цессия - это договор, то есть сделка, предполагающая участие двух индивидуально определенных лиц (сторон), цессия может быть только именной, то есть совершенной на имя определенного лица. Индоссамент же, являясь односторонней сделкой, может быть выполнен не только в пользу определенного лица, но и содержать в себе оговорку о приказе, обозначать индоссата как предъявителя векселя или вовсе не указывать личности индоссата - бланковый индоссамент. Бланковым называется индоссамент, состоящий из одной только подписи индоссанта (абз. 2 ст. 13 Положения о векселях; подпункт «а» п. 2 ст. 14 Конвенции ЮН-СИТРАЛ; постановление Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ № 33/14 от 4 декабря 2000 г., п. 9; постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 7113/00 от 27 февраля 2001 г.). Вексель с бланковым индоссаментом, а также с индоссаментом на предъявителя , предоставляет своему держателю следующие возможности (ст. 14, абз. 1 ст. 16 Положения; подпункт «Ь» ст. 13, ст. 15 и 16 Конвенции ЮНСИТРАЛ): (1) заполнить бланк или своим именем или именем какого-либо другого лица; (2) индоссировать в свою очередь вексель посредством бланка или на имя какого-либо другого лица; (3) передать вексель третьему лицу, не заполняя бланка и не совершая индоссамента; (4) осуществить любые права, вытекающие из векселя, в частности - предъявить к платежу, получить платеж, совершить протест и обратиться с вексельным иском (постановление Пленумов Верховного Суда и Высшего
1 Индоссамент на предъявителя имеет силу бланкового индоссамента (абз. 3 ст. 12 Положения о векселях); индоссамент, указывающий, что вексель подлежит оплате любому лицу, владеющему им, является бланковым (подпункт «а» п. 2 ст. 14 Конвенции ЮНСИТРАЛ).
274
Арбитражного Суда РФ № 33/14 от 4 декабря 2000 г., п. 9; постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 586/99 от 13 апреля 1999 г.; № 7113/00 от 27 февраля 2001 г.; № 9433/99 от 1 февраля 2002 г.). Легко заметить, что бланковый индоссамент облегчает оборотоспособность векселя, соблазн и риск его хищения. При этом, коль скоро лица, через руки которых прошел вексель с бланковым индоссаментом, могут не оставить на нем своих подписей, обращение векселя с бланковым индоссаментом, будучи довольно интенсивным, может нисколько не увеличить его обеспеченности.
Нормы о бланковом индоссаменте обыкновенно считают применимыми только тогда, когда бланковым является индоссамент, последний в непрерывном ряду. Строго говоря, это правильно, но нельзя не учитывать, что при наличии на векселе бланкового индоссамента не в конце, а в середине ряда, держателю векселя для применения норм ст. 14 и 16 Положения о векселях, относящихся к бланковому индоссаменту, достаточно зачеркнуть индоссаменты, следующие за бланковым. Таким образом бланковый индоссамент, находящийся в середине ряда индоссаментов, превратится в последний.
Вексель с бланковым индоссаментом обладает всеми свойствами бумаги на предъявителя. Утверждение о том, что вексель, снабженный бланковым индоссаментом, является бумагой на предъявителя, в русской классической литературе не оспаривал никто1 (СМ. Барац, Н.Г. Вавин, И.О.
1 См., например: Барац СМ. Курс. С. 245-246; Вавин Н.Г. Указ. соч. С. 63-64; Гарейс К. Указ.
соч. С. 510, 511-512,537, 565 и ел.; Ласк Г.Ф. Указ. соч. С. 657; Мовчановский Б.Ф. Указ соч. С. 42-
43; Селиванкин В.А. Указ. соч. С. 38; Федоров А.Ф. Указ. соч. С. 350; Цитович П.П. Указ. соч. С.
165, сноска 654; Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 94-95,128; Эльяссон Л.С. Указ. соч. С. 88. Из но
вейших авторов эту точку зрения (помимо нас) отстаивают, кажется, только НА Крутицкий (Век
сель в системе ценных бумаг // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права:
Сборник научных трудов. Вып. 3. СПб., 2000. С. 63-66) и Е.А. Павлодский (Ценные бумаги на рос
сийском срондовом рынке // Дело и Право. 1995. № 2. С. 17; Гражданское право России: Курс лек
ций. Ч. 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 134; любопытно, что во втором издании Курса лек
ций (М., 2001. С. 300) Е.А. Павлодский снял это утверждение; Комментарий к Гражданскому кодек-
ф су РФ, части первой (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1997. С. 320). «Приравнивал» бу-
магу с бланковым индоссаментом к бумаге на предъявителя и В.А. Дозорцев (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Отв. ред. О.Н. Садиков, ОН. Братусь. Изд.-е 3-е. М., 1982. С. 194).
275
Нерсесов, Б.Б. Черепахин, Г.Ф. Шершеневич). Однако, начиная в западной литературе - с К. Грюнгута1, а в русской - с В.Д. Каткова, набирает силу мнение о том, что вексель с бланковым индоссаментом продолжает оставаться ордерной ценной бумагой2. В подкрепление своей позиции эти ученые акцентируют внимание на наличие у держателя векселя с бланковым индоссаментом таких возможностей, которых не предоставляется держателю классической бумаги на предъявителя (совершить новый индоссамент, вписать в бланк свое или чужое наименование, ограничить ответственность или передаваемость векселя оговорками).
Сторонники данной точки зрения упускают из виду то обстоятельство, что передача векселя с бланковым индоссаментом может совершаться без учинення индоссамента. При этом вексель не только сохраняет все свои «вексельные» свойства, включая абстрактность и публичную достоверность, но и своеобразно «усиливает» их. Иными словами, индоссамент перестает быть необходимым условием передачи права на вексель и легитимации законного держателя. Но в таком случае бумага перестает быть ордерной, ибо совершение индоссамента является необходимым условием передачи и легитимации держателя всякой ордерной бумаги (ч. 3 ст. 147 ГК; ст. 11, 16 Положения о векселях).
Далее, не учитывается, что вексель с бланковым индоссаментом, хотя и имеет свойства, отличающие его от бумаг на предъявителя, но все же об-
1 Г.Ф. Шершеневич в свое время заметил, что его попытку отличить вексель с бланковым ин
доссаментом от бумаги на предъявителя «едва ли можно признать сильной» (Указ. соч. С. 95, сно
ска).
2 См.: Катков В.Д. Передача векселя по надписи. С. 81-82; далее: Агарков М.М. Ценные бумаги
на предъявителя // Избранные труды по гражданскому праву. Т. I. С. 147-148; Он же. Учение о
ценных бумагах. С. 191-192,208,300-301; Вишневский А.А. Указ. соч. С. 33, 88, 94-95; Гордон В.М.
Вексельное право. С. 39-40; Грачев В.В. Теоретические вопросы вексельного права // Очерки по
торговому праву. Вып. 1. Ярославль, 1994. С. 49; Он же. Легитимация по ценным бумагам. С. 17-
18, 19-20; Он же. Акцепт векселя. С. 69, сноска 158; Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П.
Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. Изд.-е 4-е. С. 564 (автор главы - ДА Медведев); Крашенинников
Е.А. Составление векселя. С. 32-34; Он же. Ценные бумаги на предъявителя. С. 74-76; Трегубенко
Е.Ю. Простой вексель как ордерная ценная бумага // Очерки по торговому праву. Вып. 3. С. 35; Он
же. Ордерные ценные бумаги. С. 58-59; Чуваков В.Б. Передача ордерных ценных бумаг. С. 31-32;
Он же. Спорные вопросы учения о ценных бумагах на предъявителя // Очерки по торговому праву.
Вып. 7. С. 28-31.
276
ладает и теми признаками, которые характерны только для последних. Бумагами на предъявителя называются такие ценные бумаги, которые легитимируют своего держателя путем своего простого предъявления, а воплощенные в них права могут быть переданы посредством простого вручения бумаги. Никаких других признаков бумаги на предъявителя не выдвигается. Права из векселя с бланковым индоссаментом (в том числе - и право заполнить бланк и право совершить новый индоссамент) также могут быть осуществлены всяким добросовестным держателем (предъявителем) векселя и переданы путем простого вручения векселя. Иные возможности его держателя вытекают не из ордерной (родовой), а из вексельной (видовой) природы документа и его предъявительскому характеру не противоречат. Поэтому правильно считать вексель с бланковым индоссаментом особым видом ценных бумаг на предъявителя.
Против тезиса о том, что держатель векселя с бланковым индоссаментом легитимируется простым предъявлением векселя может быть выдвинуто следующее возражение. Бумагой на предъявителя нужно «родиться», но в нее нельзя «превратиться»; ей нельзя стать в процессе обращения. Это весьма произвольное утверждение, нуждающееся, как минимум, в обосновании.
Затем, может быть выставлено возражение в том смысле, что бумага на предъявителя легитимирует предъявителя своим предъявлением; вексель же легитимирует предъявителя своим предъявлением и рядом индоссаментов, непрерывно доходящим до бланкового. Возможно, в этом действительно можно усмотреть отличие векселя с бланковым индоссаментом от бумаги на предъявителя, хотя и оно, по меньшей мере, сомнительно. Индоссаменты, с момента их совершения, становятся неотъемлемыми элементами векселя как документа (ценной бумаги) и потому при решении вопроса о легитимации держателя также должны быть приняты во внимание, как и любые иные сведения документа. Различие «легитимации посредством предъявления документа» и «легитимации посредством
277
предъявления документа с непрерывным рядом индоссаментов, последний из которых является бланковым», имеет чисто формальное свойство. При таком подходе вексель с бланковым индоссаментом нельзя признать даже ордерной бумагой: ордерная бумага легитимирует своего держателя путем ее предъявления и тождества с лицом, поименованным в последней из непрерывных передаточных надписей. Бланковый же индоссамент не содержит наименования какого-либо лица, тождество которого с предъявителем векселя могло бы быть предметом доказывания. «Формалистский» подход привел к абсурдному результату, а это - веское основание заподозрить порочность такового.
Наконец, рассматриваемые сделки отличаются одна от другой по своей форме. Прежде всего, индоссамент может быть совершен только в письменной форме на самом векселе или ином вексельном акте - копии векселя, вексельном бланке, добавочном листе к векселю, копии векселя или вексельному бланку. Сделка цессии не всегда должна быть письменной (см. ст. 390 ГК) и совсем не обязательно должна совершаться именно на том документе, который удостоверяет уступаемое требование. В свою очередь, одно- и двусторонняя природа сделок являются, соответственно, причиной их своеобразного внешнего выражения: надпись об односторонней сделке скрепляется одной подписью, запись же о совершении договора - таким количеством подписей, сколько сторон принимает участие в договоре. Для действительности индоссамента, т.о., достаточно, если он скреплен подписью одного только индоссанта (отчуждающего вексель и вексельные права). Индоссат под индоссаментом не расписывается; будучи поставленной, подпись индоссата получает значение бланкового индоссамента (абз. 2 ст. 13 Положения о векселях). Под цессионной же записью должны расписаться и цедент (отчуждающий право) и цессионарий (приобретающий право).
278
Т
аким образом, центральное различие индоссамента и цессии состоит в различной юридической направленности (цели) и результате этих сделок. Именно: цель совершения сделки индоссамента состоит в создании возможности индоссата приобрести новое право собственности на вексель - ценную бумагу, и новые, ранее не существовавшие и потому свободные от дефектов право-предшественников права из векселя. В отличие от индоссамента цессия имеет своей целью и непосредственным результатом перенесение обязательственных прав, прав из бумаги, в том виде, в котором они принадлежат правопредшественнику. Сделка цессии — основание для транзитивного сингулярного правопреемства в обязательствах, в то время как индоссамент явления правопреемства не порождает; значение индоссамента может быть охарактеризовано скорее как новационное или конститутивное, но не транзитивное.
§ 3. Проблема самостоятельности и