Диссертация (1098294), страница 25
Текст из файла (страница 25)
150
акцепта»), а следовательно - сохраняла бы ответственность за иные эксцессы обращения векселя (в приведенном примере - за неплатеж).
Кроме того, индоссант может ограничить свои обязанности (и, следовательно, ответственность) определенным кругом управомоченных лиц, что достигается путем воспрещения нового индоссамента - ректа-оговорки (ч. 2 ст. 15 Положения о векселях). Воспрещение индоссамента может быть выражено посредством включения в вексель оговорок «платите только такому-то лицу», «платите такому-то, но не его приказу», «такому-то без права индоссирования», «передача только в общегражданском порядке» и иных равнозначных выражений (постановление Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ № 33/14 от 4 декабря 2000 г., п. 16). В этом случае индоссант будет обязан обеспечить акцепт и (или) платеж только перед своим непосредственным правопреемником (индоссатом). Можно сказать, что индоссант дает делегационное обещание в пользу только лишь одного конкретного лица - индоссата и не обязывается в отношении лиц, которым вексель в дальнейшем может быть индоссирован. Векселедатель подобной возможности не имеет. На индоссанта по-слесрочного индоссамента ответственность за эксцессы вексельного обращения не возлагается вовсе; такой индоссант не принимает в своей подписи вексельного обязательства, отвечая лишь в порядке общегражданском, т.е. по правилам об обыкновенной цессии (ст. 20 Положения). Условия заявления регрессного требования к индоссанту в основном совпадают с условиями заявления регрессного требования к векселедателю. Главным из них является наличие факта эксцесса вексельного обращения, удостоверенного протестом (ст. 44 Положения)1, а если вексель был акцептован за индоссанта в порядке посредничества лицом, находящимся в месте платежа, то также и удостоверенный протестом отказ в платеже со сторо-
Ф 1 Векселедержатель может быть освобожден от бремени совершения протеста для предъяв-
ления требования к индоссанту оговоркой об обороте без издержек (ст. 46 Положения). На индоссанта распространяется не только оговорка, включенная трассантом, но и оговорка, сделанная самим этим индоссантом.
151
н
ы акцептанта-посредника (см. § 3 главы III).
Таким образом, всякий вексель может удостоверять два типа регулятивных обязательств - прямые (основные) и регрессные (вспомогательные), которые отличаются Друг от друга, в первую очередь, своим содержанием, а уж затем - условиями существования и исполнения. Именно: содержанием прямых вексельных обязательств является платеж по векселю согласно его условиям, в то время, как содержание обязательств регрессных заключается в ограждении векселя от перечисленных в законе эксцессов обращения и обеспечении обращения векселя без таких эксцессов.
§ 2. Регрессные обязательства как
специфический род вексельных
обязательств
В чем состоит содержание регрессного обязательства? Нельзя ли содержание регрессного обязательства свести к обязательству производства платежа, как это традиционно делает большинство исследователей?
Подобные попытки встречались ранее и продолжают предприниматься в современной литературе. Именно: об обязательстве векселедателя простого векселя говорят как об обязательстве прямого или непосредственного платежа; обязательство же векселедателя по переводному векселю называют обязательством «произвести платеж через третье (другое) лицо» 1, «с оборотным должником» , «с непрямым, посредственным исполнением» 3, а также обязательство «косвенного платежа» 4. Все подобные форму-
1 Башилов А.П. Указ. соч. С. 77. См. также: Барац СМ. Курс. С. 13; Вайденгаммер Ю.А. Указ.
соч. С. 70-71; Грачев В.В. Подлежат ли акцепту переводно-простые векселя? // Очерки по торго
вому праву. Вып. 5. Ярославль, 1998. С. 56; Он же. Акцепт векселя. С. 22 (в сноске 37 см. указания
о других его работах по этому вопросу); Нерсесов Н.О. Конспективный курс. С. 222; Нефедьев Е.А.
Указ. соч. С. 7; Селиванкин В.А. Указ. соч. С. 15.
2 Барац СМ. Курс. С. 59.
3 Термин А.Г. Гусакова (Указ. соч. С. 5). Использован: Вайденгаммер Ю.А. Указ. соч. С. 71.
4 Термин предложен В.В. Грачевым (Понятие и виды вексельных обязательств // Очерки по
торговому праву. Вып. 7. С. 51; Акцепт векселя. С. 23).
152
лы могут быть приложены ко всякому регрессному обязательству, не только к обязательству трассанта. Насколько состоятельны подобные попытки? Действительно, не сводится ли регрессное обязательство к обязательству платежа?
Прежде всего, хотелось бы сделать несколько общих замечаний ко всем воспроизведенным и любым иным формулам, предполагающим регрессных должников (и, в частности, векселедателя переводного векселя -трассанта) лицами, обязанными к платежу.
Во-первых, указания на обязанность платежа хоть какой-нибудь категории регрессных должников не имеется в законодательстве и не помещается в векселе.
Во-вторых, если регрессные должники обязаны к платежу, то всякие требования о платеже по векселю было бы логично обращать именно к регрессному должнику, в частности, трассанту. Однако, ни вексельное законодательство, ни вексельная практика не знают подобных требований. Переводной вексель никогда не предъявляется к платежу трассанту (разве только он назначит сам же себя посредником). Адресатом во всех актах его предъявления (презентации) всегда является плательщик (трассат). Даже неакцептованный переводной вексель предъявляется к платежу именно трассату, но не трассанту. Этому обстоятельству есть логичное объяснение: таково назначение переводного векселя. Самый его смысл в том и состоит, чтобы стать юридической формой экономических отношений по «превращению» долга трассанта перед ремитентом в самостоятельный долг трассата (акцептанта). Презентация векселя трассанту исключает реализацию переводным векселем своей главной функции, достижения той цели, ради которой он выдается. Ко всему сказанному нужно прибавить, что сделанные выше рассуждения в полной мере распространяются на любых регрессных должников, в частности, индоссантов. Но если признать противоестественным предъявление требования о платеже по векселю даже векселедателю (трассанту), то допущение мысли о воз-
153
можности подобного требования к индоссанту было бы и вовсе абсурдным.
Может последовать возражение в том смысле, что регрессное требование о платеже может быть предъявлено не немедленно по наступлении срока платежа по векселю, а лишь при соблюдении ряда условий, главным из которых является наличие удостоверенного протестом эксцесса вексельного обращения. Тогда возникает вопрос (и это в-третьих): какими своими действиями векселедержатель реализует свои требования к регрессным должникам? Единственным действием векселедержателя, напоминающим предъявление требований о платеже к регрессным должникам, является т.н. нотификация - процедура посылки векселедержателем регрессным должникам извещений (нотисов) о наступлении удостоверенного протестом эксцесса вексельного обращения (ст. 45 Положения о векселях). Однако, изучение указанной статьи Положения не оставляет сомнений в том, что нотификация - это именно оповещение регрессных должников о факте эксцесса вексельного обращения, но не предъявление им вексельных требований. Это следует, в частности, из того обстоятельства, что нотис не нужно сопровождать предъявлением векселя, каковое требовалось бы при предъявлении требования о платеже. Кроме того, если бы нотификация была требованием о платеже, то ее упущение влекло бы те же последствия, что кредиторская просрочка, а между тем этого не происходит (ср. ст. 45 Положения о векселях со ст. 406 ГК). Наконец, нотификация преследует целью вовсе не охрану интересов векселедержателя, как должно было бы быть, если бы она была процедурой предъявления требований по векселю; ее назначение состоит совершенно в ином. «Каждому вексельному должнику должна быть дана возможность в возможно скором времени освободиться от ответственности по векселю, т.к. он, с одной стороны, избегает т.о. платежа излишних процентов и расходов, а с другой, оплачивая вексель, получает возможность своевременно обратить
154
взыскание на тех лиц, которые ответствуют перед ним по векселю»'.
И, наконец, замечание четвертое и последнее. Чтобы совместить, с одной стороны, положение о необходимости предъявления требований о платеже по векселю прямому должнику (по переводному векселю - также и плательщику), с положением о регрессных должниках как лицах, обязанных к платежу через прямого должника (плательщика), необходимо признать, что лицо, производящее платеж по векселю (прямой должник или плательщик) прекращает одним своим платежом не только свое обязательство, но и обязательства всех регрессных должников. Как это может, и может ли в принципе, произойти? Будь перед нами случай пассивного солидаритета - единого обязательства с множественностью должников - все было бы понятно: одно обязательство, вполне естественно, может быть прекращено как несколькими частичными платежами, так и одним актом платежа (платежом сполна). Но можно ли одним актом исполнения прекратить несколько различных обязательств? исполняя одно обязательство, исполнить, в то же время, и несколько других, хотя бы и идентичного содержания?
Наверное, теоретически такую возможность можно было бы допустить, но лишь при условии признания другой возможности - последующего «разбирательства» уплатившего с бывшими должниками по иным обязательствам. Но ее явно не может быть у прямого должника, хотя бы и оплатившего вексель: оплата им векселя прекращает всякие вексельные правоотношения и уж тем более не дает ему права «считаться» с бывшими регрессными должниками. Можно также допустить, что прямой должник - это своеобразный «уполномоченный» всех регрессных должников, который, уплачивая по собственному обязательству, одновременно погашает множество других обязательств собственных доверителей (регрессных должников); можно также признать прямого должника техническим ис-
1 Каминка А.И. Указ. соч. С. 169. То же: Барац СМ. Курс. С. 520,526; Федоров А.Ф. Указ соч С 554-555,558-559,560-561.
155
полнителем, передающим векселедержателю деньги от имени регрессных должников (третьим лицом, на которого должник возложил исполнение обязательства). Но и то и другое допущение были бы умозрительными, имели бы характер фикции.
Итак, любое признание регрессных вексельных должников обязанными к платежу по векселю, какую бы форму это признание ни имело, порождает, как минимум, три теоретических проблемы, разрешение которых оказывается довольно непростым делом. Представляется, что их удовлетворительного разрешения ждать просто не от кого; собственно, его и быть не может, ибо воззрение, приводящее к таковым, ложно.
Теперь разберем каждую из формул, описывающих правовое положение регрессных должников.
1. Регрессный вексельный должник обязуется «произвести платеж через
третье (другое) лицо». Буквальное толкование этой формулы приводит к
выводу о том, что правоотношения трассанта, индоссантов и авалистов с
трассатом, а также индоссантов и авалистов с векселедателем переводного
векселя должны быть квалифицированы как правоотношения по возложе
нию исполнения обязательства на третье лицо. Выше было указано, что
подобное допущение имело бы чисто умозрительный характер, не соот
ветствующий ни законодательству, ни самому назначению векселя, в ко
тором все оказалось бы поставленным с ног на голову. Именно: получи
лось бы, что центральными фигурами всякого векселя являются регресс
ные должники, в то время, как должник прямой - это лишь третье лицо,
действующее по поручению, за счет и от имени последних. Естественно,
это не так - что прямой должник, что плательщик, не акцептовавший век
селя, если и оплачивают вексель, то делают это только от своего собст
венного имени.