Диссертация (1098294), страница 26
Текст из файла (страница 26)
2. Регрессный вексельный должник - это «оборотный должник». Эта
формула не раскрывает ровным счетом ничего, по крайней мере - в сфере
вексельного права. Впрочем, и в сфере общей теории обязательственного
156
права эта формула также малосодержательна. Как известно, регрессное требование - это лишь частный случай требования обратного, или требования с оборотом (оборотного требования)1. Поэтому пояснение, подобное приведенному (регрессный должник - это оборотный должник), в действительности не поясняет ничего сверх того, что уже вложено в самое слово «регрессный». Регрессными называются такие вексельные должники, которые привлекаются к регрессной вексельной ответственности, т.е. к ответственности по праву регресса, оборота или возврата; требования, предъявляемые к регрессным должникам по началам ст. 47-49 Положения о векселях, - это требования о возврате валюты, полученной за неоплатный (в частности, по их вине) вексель.
Сказанное позволяет видеть, что наименование вексельных должников регрессными не вполне точно, т.к. регрессные обязательства в собственном смысле слова предполагают участие в них, как минимум, трех лиц. Регрессное требование адресуется лицу иному, чем то, которое получило ценность от кредитора (получило третье лицо, а требование адресуется должнику), либо предъявляется лицом иным, чем то, которое передало ценность должнику (передало третье лицо, а требование о ее возврате предъявляется кредитором). Требования же векселедержателя к регрессным должникам не включают третьего лица, представляя собой обратные требования о возврате неосновательно полученного за вексель. Было бы точнее именовать их как-нибудь иначе, например, второстепенными, косвенными, оборотными, случайными, условными или эвентуальными должниками - вот и все, что позволяет выжать рассматриваемая форму-лировка . В данной работе используется название «регрессные должники» как наиболее привычное и устоявшееся.
1 Понятие регрессных требований досконально разобрано в специальной литературе. См.: Но
вицкий И.Б. Регрессные обязательства между социалистическими хозяйственными организация
ми: Опыт обобщения арбитражной и судебной практики. М., 1952 (введение и §§ 1-10 главы I).
2 Так, термин «второстепенные должники» считает оптимальным А.Ф. Федоров (Указ. соч. С.
154). А Г.Ф. Шершеневич (Указ. соч. С. 111), напротив, прилагательное «второстепенные» отвер
гает, считая его неудачным и предпочитая говорить о «должниках, обязавшихся под условием».
157
3. Регрессный вексельный должник принимает на себя обязательство платежа, но «с непрямым, посредственным исполнением». Здесь вызывает множество вопросов понятие посредственного исполнения обязательства. Даже если признать, что такой вид исполнения существует, что обязательство может быть исполнено не только непосредственно, но и посредственно (хотя никаких сведений на этот счет не удалось обнаружить ни в литературе, ни в законодательстве), то как приложить это понятие к денежному обязательству? Исполнение денежного обязательства может быть произведено единственным образом - путем передачи (уплаты) денег. Будет ли такая передача осуществлена непосредственно должником, или по его просьбе третьим лицом, для кредитора это не имеет ровно никакого значения - он обязан принять всякий платеж, кем бы он ни был предложен (п. 1 ст. 313 ГК). Кроме того, юридические последствия исполнения денежного обязательства имеют безналичные расчеты, осуществляемые исключительно через посредство банков и других кредитных организаций. Но через кого бы исполнение не подлежало передаче кредитору, субъектом его требований и претензий всегда будет оставаться должник, в нашем случае - регрессный должник. Следовательно, необходимо возвращаться к обсуждению второго из четырех сделанных выше общих замечаний.
4. Наконец, обязательство регрессного должника - это обязательство «косвенного платежа». Если под косвенным платежом понимать настоящий платеж, платеж в собственном смысле этого слова (передачу денег) векселедателем, то нуждается в разъяснении термин «косвенный». Что он в употребленном словосочетании означает? - ответа на этот вопрос предложивший термин автор (В.В. Грачев) не дает. Впрочем, какое бы значение термина «косвенный» ни взять, - не являющийся непосредственным, вторичный, ступенчатый, - удовлетворительного толкования предложенного словосочетания (косвенный платеж) все равно не получается, т.к. никакого платежа по векселю, который составлял бы исполнение обязанно-
158
сти, - ни прямого, ни такого, который можно было бы обозначить эпитетом «косвенный», - регрессные должники не производят и к нему не обязуются. Они могут воспользоваться полученным нотисом и выкупить вексель за свой счет («выручить вексель»), дабы предотвратить применение к ним мер вексельной ответственности, но делать этого не обязаны, а не сделавши этого - подлежат вексельной ответственности. Последнее не оставляет сомнения, что уже в самом факте эксцесса вексельного обращения «светится» правонарушение, совершенное регрессным должником. Это правонарушение может быть только нарушением регулятивного вексельного обязательства такого должника, которое, следовательно, никак не может быть обязательством платежа.
Ну, а если под косвенным платежом подразумеваются действия векселедателя, направленные на то, чтобы другое лицо (плательщик) совершило платеж в пользу векселедержателя, то разницы с предлагаемой здесь концепцией по сути не остается; разночтения касаются лишь терминов: в предложенной концепции говорится о доставлении денег, действиях, направленных на обеспечение или гарантию платежа; В.В. Грачев же предпочитает говорить об обязательстве «косвенного платежа». Показательно, что многие русские дореволюционные цивилисты для характеристики правового положения трассанта употребляли одновременно оба термина: и о косвенном платеже (платеже через другое лицо) говорили, и об обеспечении (гарантии) платежа. Так, Н.А. Миловидов пишет: «... переводной же вексель содержит в себе обещание трассанта произвести платеж через другое лицо. Прямым плательщиком здесь является, следовательно, трассат; векселедатель же только гарантирует уплату в срок векселя» 1. Приведенный пример - наиболее показателен, поскольку обсуждаемые терминологические обозначения употреблены в соседних предложениях, - но он не единственный. Точно также поступают и СМ. Барац2, и А.Ф. Федоров1,
1 Миловидов Н.А. Указ. соч. С. 89, аналогично - с. 173. См. также: Александровский СВ. Указ.
соч. С. 141.
2 Барац СМ. Курс. С. 12,13 и 17, сноска; затем - с. 58-60,61-62,105,107,137-138,343-344.
159
и П.П. Цитович2. А в работах Г.Ф. Ласка и В.А. Селиванкина гарантия акцепта и платежа считается равнозначной условному обязательству платежа со стороны векселедателя3. Нужны ли еще доказательства синонимичности используемых словосочетаний?
Наша концепция, в соответствии с которой содержание всякого регрессного вексельного обязательства составляет действие по доставлению денег, подверглась критике в научной литературе. При этом были высказаны следующие два аргумента.
Законодательство нигде не говорит об обязательстве доставления денег . Да, это так, но этот аргумент не доказывает обратного. Ведь не говорит же вексельное законодательство нигде об обязательстве трассанта платить согласно условиям векселя, а Е.А. Крашенинников, например, это все равно доказывает и утверждает. Каким образом? Основываясь на результатах толкования законодательных положений, каковое, в свою очередь, осуществляется с помощью целого ряда способов (приемов, методов), не последнее место среди которых занимает специально-юридическое толкование, т.е. толкование с помощью применения институтов и конструкций теории гражданского права. То же самое делается и здесь. Сделанная в свое время ссылка на законодательные мотивы к Уставу 1902 г. - это апелляция именно к результатам такого применения, достигнутым дореволюционными цивилистами, а вовсе не к источнику пра-
1 Федоров А.Ф. Указ. соч. С. 154,291,412.
2 Цитович П.П. Курс. С. 160-161,209-210,305.
3 См.: Ласк Г.Ф, Указ. соч. С. 683-684 и 685 и 692; Селиванкин В.А. Указ. соч. С. 20-21.
4 «Содержание права векселедержателя неакцептованной тратты как владельца ценной бума
ги не может сводиться к неизвестной вексельному законодательству возможности требовать от
трассанта предоставления неких «гарантий платежа» (Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А.
Суханова. Изд.-е 2-е. Т. 2. Полутом 2. С. 216; выделение мое - В.Б.). Еще раз подчеркиваем: «от
сутствие термина» не означает «отсутствие понятия». Никаких «гарантий» от трассанта векселе
держатель требовать, конечно же не будет; этого и не нужно, ибо, как следует из ст. 9 Положения
о векселях, обязывающей лицо обеспечить акцепт и платеж уже в силу одного только того факта,
что оно стало векселедателем, это лицо самим фактом выдачи векселя (тратты) уже приняло на
себя обязанность обеспечить основательность векселя, его акцепт и (или) оплату. Никаких допол
нительных напоминаний и требований, направленных на предоставление пресловутых «гарантий»
векселедержателю заявлять, конечно же, не нужно. Сама выдача векселя и есть акт, которым
трассант возлагает на себя бремя гарантии акцепта и платежа.
160
вовых норм, в чем был получен упрек критиков, откровенно не заслуженный.
Второй аргумент против имеет следующее содержание. За долгом по вексельному обязательству кредитор должен явиться к должнику, а значит, долг по векселю не может быть долгом, доставляемым должником. Речь идет о различных значениях термина «доставление». «Доставление», обозначающее процесс исполнения обязательства, инициируемый должником, действительно к вексельному долгу (и, строго говоря, долгу по любой ценной бумаге) применено быть не может1. В данном же случае (как, впрочем, и у авторов «законодательных мотивов» к Уставу о векселях 1902 г.) говорится о «доставлении денег» в смысле принятия трассантом мер к тому, чтобы векселедержатель стал бы кредитором акцептанта по денежному вексельному обязательству последнего, либо (если этого не произойдет или акцептант окажется неисправным) - вознаградил векселедержателя за происшедшие у него имущественные потери в случае, если первого события не случится, либо кредитор окажется неисправен. Неудачный термин? Можно попробовать придумать другой, только желательно, чтобы он был столь же емкий и короткий. Выше было показано, что термин, предложенный В.В. Грачевым - «обязательство косвенного платежа», - таковым служить не может. В процессе подготовки настоящей работы были предприняты попытки разыскать в литературе иной термин, но кроме «обязательства обеспечения платежа» и «обязательства гарантии платежа» по сути ничего не обнаружено. Видимо, так произошло потому, что каждый из этих терминов в должной мере отражает существо дела и искать что-либо лучшее бессмысленно, ибо ничего лучшего здесь так и не было предложено.
і Причиной этому, является, на наш взгляд, с необходимостью присущее всем ценным бумагам начало их презентации (необходимости предъявления), сочетающееся с принципом оборотоспособности.
161
Таким образом, содержание регрессных вексельных обязательств составляет доставление денег в широком смысле этого слова - совершение действий, направленных на то, чтобы побудить третье лицо (прямого должника, или плательщика) к совершению платежа, но не сам платеж. Какими действиями векселедержателя реализуется принадлежащее ему право, обеспечиваемое обязанностью доставления денег? Коль скоро эта обязанность удостоверяется ценной бумагой - документом презентационной природы, то и осуществление обеспеченного ею права может иметь место только при условии предъявления векселя регрессным должникам и заявлении соответствующего требования. На первый взгляд, ничего подобного не происходит: векселедержатель никогда не является с векселем к трассанту и, тем более, к индоссантам и регрессным авалистам с тем, чтобы, предъявив вексель, потребовать от них принятия всевозможных мер для доставления денег через прямого должника или плательщика. Но в этом и нет никакой необходимости. Заявление такого требования означало бы возложение на регрессного должника бремени представления векселедержателю доказательств наличности и действительности отношений вексельной валюты или вексельного покрытия, которые, как было отмечено выше, вексельное законодательство оставляет за своими рамками и вексельно-правового значения которым по общему правилу не придает. Абстрагировавшись от этих отношений, вексельное законодательство абстрагируется и от доказательств наличности и действительности таковых.
Затем, содержание регрессного обязательства само по себе таково, что не предполагает заявления особенного требования, направленного на его реализацию. Регрессный должник должен принятшп Meps по обеспечению платежа со стороны третьего лица немедленно после того, как он подписал вексель, безотносительно к тому, потребовал векселедержатель этого, или нет; эти меры должны приниматься им по мере необходимости на протяжении всего времени обращения векселя. Обязательство регресс-
162
ного должника имеет длящийся характер и значит должно исполняться должником на протяжении всего срока существования, либо периодически (по мере наступления времени исполнения или иных факторов, свидетельствующих о необходимости исполнения), безотносительно к тому, требует ли такого исполнения кредитор.
Кроме того, по своему содержанию регрессное вексельное обязательство чрезвычайно напоминает обязательство гарантийное - ручательство за благополучный исход какого-либо дела, за наступление или ненаступление какого-либо обстоятельства1, т.е. обязательство гаранта (должника по гарантии) загладить неблагоприятные имущественные последствия бенефициара (кредитора по гарантии), вызванные наступлением или ненаступлением какого-либо условия. Естественно, что приняв такое обязательство гарант будет всеми силами и средствами добиваться наступления (ненаступления) соответствующего условия. Но что именно он будет для этого делать (совершать ли какие-то действия, и если да, - то какие именно, воздерживаться ли от их совершения, будет ли он это делать сам, или задействует для этого третьих лиц) - эти и им подобные вопросы в содержание гарантийного обязательства не включаются, а потому кредитора не интересуют и, строго говоря, не могут интересовать: ни требовать совершения этих действий, ни ссылаться на их несовершение или ненадлежащее совершение должником кредитор не может. Так, ни в коем случае нельзя считать нарушением гарантийного обязательства не только полное бездействие гаранта, но и даже совершение им таких действий, которые, на первый взгляд, снижают вероятность наступления гарантированного обстоятельства. Это - проблемы гаранта, успех и неуспех решения которых имеет только один объективный критерий, на который может ссылаться кредитор и который не может отрицать гарант: обстоятельство, которое должно к определенному сроку наступить. Наступило - прекрасно: значит, что гарантийное обязательство надлежащим образом испол-
1 Новицкий И.Б. Поручительство. Изд.-е 2-е. Харьков, 1927. С. 14-15.