Диссертация (1098294), страница 20
Текст из файла (страница 20)
1 См. о них: Мейер Д.И. Очерк русского вексельного права // Избранные произведения по
гражданскому праву. М., 2003. С. 316-317.
2 См. о ней: Катков В.Д. Указ. соч. С. 70-72.
3 Из числа русских цивилистов к ней склонялся Д.И. Мейер (Указ. соч. С. 317-318).
119
кумент. Вопрос о его юридическом значении, - о том, что вексель как документ - это одно из необходимых условий существования вексельного обязательства, - строго говоря, выходит за рамки этой теории. Это доказывается в первую очередь тем, что признавая вексель как документ является одним из элементов сложного фактического состава, необходимого для возникновения вексельного обязательства, теория формального акта не позволяют сделать выводов о других условиях и, соответственно, моменте возникновения вексельного обязательства. Не зная о том, какими же будут эти другие юридические факты, входящие в данный состав, и, в частности, будет ли среди них договор или нет, решить вопрос о том, к какому направлению принадлежит теория формального акта, невозможно. Модификацией теории формального акта выглядит теория внешней видимости права, сформулированная Е. Якоби в 1901 г. и позднее поддержанная Г. и О. Мейером, а в новейшее время - А. Баумбахом и В. Гефер-мелем. Основные ее положения - в т.ч. принцип объективной ответственности, на котором она базируется, - подробно разобраны в отечественной литературе, в связи с чем возможно, не повторяя сказанного, ограничиться отсылкой читателя к соответствующим работам1. Вексель и даже некое подобие векселя (например, подложный вексель), будучи добросовестно приобретенными в качестве «внешней видимостью права», должны доставлять законному держателю то самое право, видимостью которого он послужил. Последовательно проводя данную теорию, вообще очень трудно соотнести ее положения с требованиями договорного и внедоговорного направлений: ведь если самое право должна доставить даже его внешняя видимость, то это может привести к ситуации, когда права из векселя не возникло вовсе, однако, добросовестный приобретатель его «внешней видимости» сможет претендовать на осуществление права также, как если бы оно ему принадлежало.
1 См.: Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. С. 217-222; Трегубенко Е.Ю. Ордерные ценные бумаги. С. 54-56.
120
Наконец, не вписываются в договорное и внедоговорное направления т.н. субъектные теории векселя, наиболее известной из которых является теория олицетворения векселя1 (Э. Беккер, А. Бринц, Фолькнер и Леви). Согласно мнению ее представителей, вексель - это и само обязательство, и ... кредитор по этому же обязательству (!), один из видов субъектов права. Не исключено, что именно эта теория стала поводом к известному ироническому замечанию Г.Ф. Шершеневича: «Нельзя не упрекнуть немецких юристов за то, что в погоне за оригинальными теориями они проявили массу совершенно ненужных упражнений ума, в действительности нимало не способствовавших улучшению постановки векселя в законодатель-стве и в судебной практике» . Теория олицетворения положила начало нескольким другим субъектным теориям. Французский цивилист Жюли -автор одной из них, которую принято называть теорией искусственно обособленного (или фиктивного) кредитора3 - полагает, что кредитором по вексельному обязательству являются вовсе не векселедержатели, а некая абстрактная нематериальная, фиктивная личность, напоминающая юридическое лицо. Векселедержатели являются лишь представителями этого лица, которые могут изменяться.
Главная трудность, препятствующая тому, чтобы непротиворечиво «раскассировать» перечисленные теории по направлениям, уже отмечалась выше, при обсуждении теории векселя как ценной бумаги. Эта трудность - в невозможности сравнить несопоставимые суждения. О чем рассуждают и что пытаются доказать сторонники, к примеру, договорного направления в объяснении векселя? Об основании и моменте возникновения вексельных обязательств и, в частности, о том, что роль такового выполняет договор. Вопрос о сущности самого векселя здесь вовсе не обсуждается; по нему аксиоматически принимается положение о том, что вексель - это либо само обязательство, выяснению происхождения которого и
'См.: Катков В.Д. Указ. соч. С. 67-70.
2 Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 31.
3 См.: Катков В.Д. Указ. соч. С. 106-110.
121
посвящено договорное направление, либо некий документ, удостоверяющий это обязательство.
На этом примере очень четко видно различие двух вопросов: одно дело - вопрос о том, что такое вексель (о сущности векселя), и совсем другое -вопрос о вексельном обязательстве, основании и моменте его возникновения. Один вопрос не только не исключает, но и предполагает другой, доказательством чему может служить следующий факт. Различные ученые могут быть сторонниками одного и того же направления в объяснении основания и момента возникновения вексельных обязательств, но при этом сущность векселя объяснять совершенно по-разному. Так, например, будучи сторонником внедоговорного направления, можно с одинаковым успехом видеть в векселе и ценную бумагу, и бумажные деньги, и «кредитную вещь», и «инкорпорированный акцепт» и много других разнообразных субстанций.
Изложенное означает, что традиционное в науке разделение вексельных теорий на два направления - договорное и внедоговорное - является неполным. Не спасает эту классификацию и выделение третьего компромиссного (эмиссионного) направления, ибо и в таком случае за пределами этой классификации остается целый ряд вексельных теорий. Кроме того, само эмиссионное направление обладает лишь относительной научной самостоятельностью, тяготея, в зависимости от интерпретации понятия «эмиссия векселя», либо к направлению договорному, либо к направлению внедоговорному. Это означает, что необходим пересмотр данной систематизации и предложение новой классификации вексельных теорий, проведенной по иному критерию. Какое обстоятельство может быть таким критерием?
Выше было продемонстрировано, что различные вексельные теории преследуют две различные цели. Вот по этим самым целям и следует провести их первичную классификацию. В первое подразделение войдут систематизированные доктринальные взгляды ученых-юристов по вопросу о
122
юридической сущности векселя, теории векселя в собственном смысле этого слова. Что такое вексель? деньги? ценная бумага? «кредитная вещь»? обязательство? знак стоимости? субъект права? - вот содержание рассуждений, составляющих данные теории. Во второе подразделение, очевидно, должны войти теории, трактующие об основании и моменте возникновения вексельных обязательств, теории вексельных обязательств, или вексельные теории в широком смысле слова. Таковые трактуют об основании и моменте возникновения (динамике) вексельных обязательств, т.е. имеют значительно более узкий предмет исследования.
Но рассмотрение данных видов вексельных теорий как равноправных элементов одной классификации было бы логически неправильным. Выше было показано, что рассуждения по вопросу о сущности векселя вовсе не исключают теоретических построений по вопросу об основаниях и моменте возникновения вексельных обязательств. Это означает, что теории по вопросу о сущности векселя не просто накладываются на теории вексельных обязательств, но и полностью вбирают таковые в себя, поглощают их. Следовательно, теории вексельных обязательств - это теории второго уровня классификации теорий векселя. Вышеприведенный обзор позволяет выделить следующие три направления в объяснении сущности векселя:
- вещно-правовое или объектное направление, включающее теории, ус
матривающие в векселе особый объект вещных прав (деньги, ценную бу
магу, знак стоимости, «кредитную вещь», вообще просто вещь и т.п.);
- субъектное направление, обнимающее теории, видящие в векселе
субъекта вексельных обязательств или представителя такового (теории
олицетворения, фиктивного и временно неопределенного кредиторов);
- фактическое направление, объединяющее теории, трактующие вексель
как юридический факт, лежащий в основании динамики вексельных обя
зательств (средневековая теория «векселя-контракта», теория формально
го акта, теория внешней видимости права).
В рамках каждой из теорий, допускающей существование вексельных обязательств, к какому бы направлению она не принадлежала, можно выделить теории договорного и внедоговорного направлений (см. схему):
Вексельные теории
О сущности векселей
В
ещно-правовые
Субъектные
Фактические
Д
оговорного направления
4.
Эмиссионного направления
±
Внедоговорноїр направления
О вексельных обязательствах
Н есколько поступаясь логической безупречностью данной классификации, ее можно упростить, выделив теории вексельных обязательств в самостоятельное направление, объясняющее сущность векселя через понятие обязательства (вексель - это обязательство). Получится новое направление, параллельное вещно-правовому, субъектному и фактическому. Получим следующую систему:
Вексельные теории
В
ещно-правовые
Субъектные
О
бязательственные
Фактические
Договорные
І Эмиссионные
Внедоговорные
124
Р
езультатом настоящего параграфа является новая, всеохватывающая систематизация вексельных теорий, которая должна выглядеть следующим образом: теории (1) вещно-правового, (2) обязательственного, (3) формального (фактического) и (4) субъектного направлений. Обязательственные теории векселя могут быть разделены на теории договорного и внедоговорного направлений; в зависимости от интерпретаций положений того или другого направления может быть выделено как относительно теоретически самостоятельное эмиссионное направление.
Данная классификация способствует строгой систематизации теоретических взглядов на вопросы существа векселя и динамики вексельных обязательств и призвана оказать помощь в правильном понимании учащимися сути соответствующих вексельных теорий, видении их места в системе гражданско-правовой науки и в применении к другим проблемным областям цивилистики.