Диссертация (1097348), страница 98
Текст из файла (страница 98)
У мужчин третьей группы эти дополнительные категории, что особенно важно, категория “филологический анализ” высказываний клиента, имеют значительно большие нагрузки (0.90 и 0.75). Общая картина распределения подкатегорий в блоке содержательных характеристик подтверждает заключение о том, что у мужчин в “чистом виде” чаще всегопроявляется стратегия интерпретации, что, по нашему мнению, свидетельствует о ее большей характерности для мужской251половины выборки, и более высоком уровне развития. У женщин – диалогизация. Это подтверждает и характер частот распределения женщин, реализующих эту стратегию, по возрастным группам: существует реальная возможность встретить среди них и представительниц первой, и второй, и третьей возрастных групп.4. Модель общения.
Женщины третьей группы более, чем остальные, склонна к обсуждению с клиентом своих собственных отношений, ценностной позиции и менее - конкретных высказываний и поступков. Т.о.,развитие самопонимания ивзаимопонимания имплицитно связывается скорее с осмыслением “первооснов”, ценностного и стратегического уровня взаимодействия, чем с комментированием актуальной ситуации, отдельных реплик самих по себе. Женская модель взаимодействия с клиентом, текстом (особенно второй группы) немного чаще, чем у мужчин, обладает чертами полилога (0.30 и 0.22),менее выражена аналитико-диагностическая ориентация, сильнее - реконструктивная (1.00).Т.о., основной вывод о влиянии половых особенностей на выбор стратегии понимания касается: 1.
оценки уровня развития и 2. типичности - нетипичности каждой из стратегий понимания дляреспондентов разного пола. Роль половых особенностей понимания фиксируется как различие ценностно-смысловых позиций, а также моделей интеракций и способов понимания клиента. Женщины и мужчины (поведенческие стереотипы и системы ценностных ориентаций, закрепленные замужчинами и женщинами), являются в разной степени “предрасположенными” к той или иной сфередеятельности психолога-практика: психодиагностической и консультативной. Однако индивидуальные различия респондентов значительно шире. Особенно характерным это является для ряда вариативных и инвариантных характеристик - показателей используемой стратегии понимания, относящихся, прежде всего, к группе содержательных и интерактивных.Для анализа возрастных различий реализуемых респондентами подходов к пониманию отобраны женщины первой (№1) и второй (№2), мужчины второй (№3) и третьей (№4) возрастных групп.1.
Ценностная позиция. Сравнительный анализ данных показывает, что с возрастом уменьшается склонность респондентоввсех групп к центрации на собственных представлениях и переживаниях (от 0.50 до 0.14 - 0.23), осуществляется переход (уженщин второй возрастной группы и мужчин третьей) к центрации на клиенте и проблемной ситуации (0.71, 0.79 и 0.50,0.85).
У мужчин также наблюдается рост внимания к ценностно-смысловым предпосылкам взаимодействия с клиентом (с0.14 до 0.54). Параллельно у женщин наблюдается также изменение типичной позиции, которую консультант занимает поотношению к клиенту: отмечается рост экспертных (0.86 и 0.50) и ослабление консультативных (1.00 и 0.64) установок. Умужчин динамика прямо противоположна (с 0.62 до 0.71 и с 0.43 до 0.81). С возрастом происходит заметное увеличениесклонности к организации со-исследования проблемной ситуации с клиентом, особенно у мужчин (с 0.50 до 0.96), увеличивается способность к осознанию своего непонимания и открытости.2. Процессуальные характеристики. Отмечается уменьшение склонности к формально-логическому анализу проблем припереходе к более старшим возрастным группам, особенно у мужчин.
У женщин - увеличивается внимание к “сущности”(настоящему) и причинам (прошлому) нарушений и поступков клиента, его межличностных отношений (0.50/0.86) и0.25/0.43).Т.о., развитие мужского и женского понимания осуществляется во многом в противоположных направлениях. При этом мужчины движутся по направлению к диалогическому пониманию,женщины - к собственно экспертной позиции (по крайней мере, на уровне комментариев): от болеесвойственных и доступных респондентам той или иной группы способов к менее свойственным.
Этотфакт может служить свидетельством общей установки психологов-консультантов на усвоение иныхспособов понимания клиента, а также поиску наиболее эффективных и точных стратегий. При этомрезультирующая стратегия чаще всего является переходной: включает как компоненты исходной, таки компоненты той, к которой стремится консультант. Можно отметить факт гетерохронности развития стратегий понимания, отдельных их компонентов: возрастные различия варьируют: 1) существует как ряд общих для всех выборок тенденций, так и 2) ряд тенденций, характерных для той илииной части выборки (например.
мужской или женской). Анализ данных позволяет нам условно выде252лить две основных группы ценностей, регулирующих выбор и реализацию тем или иным консультантом конкретной стратегии понимания клиента.1. Первая группа ценностей понимания - основная (“внутренние” ценности понимания).Общие установки консультантов, оказывающие существенное влияние на развитие стратегий: 1) поиск эффективной, позволяющей наиболее глубоко и точно понять клиента стратегии понимания, 2)поиск стратегии, соответствующей собственной системе ценностей и представлений, 3) стремлениек освоению новых способов понимания.
Поэтому с возрастом отмечается возрастание осознанияценности понимания другого человека в целом, происходит ряд качественных и количественных изменений отдельных компонентов “понимательной способности” консультанта.2. Вторая группа ценностей и “мотивов” - дополнительная (“внешние” ценности понимания). Возрастная динамика развития стратегий у женщин, по-видимому, отражает скорее прагматические установки и веру респонденток в существование “лучших” и оптимальных стратегий понимания, а также “идеала человека”. Возрастная динамика развития понимания у мужчин отражает скорее общие широкие познавательные установки и развитие плюралистических установок, что отражается и выраженности поиска новых стратегий понимания, стремлении к процедурному творчеству.Однако, эти установки описывают скорее тенденции развития понимания мужчин и женщин.
Базовая структура установок и ценностно-смысловой позиции консультанта, определяющая потенциально более доступные респондентам разных половозрастных групп стратегий понимания,напротив, связана скорее со спецификой и ценностями самой профессиональной деятельности: понимание выступает как одна из основных профессиональных задач консультанта, оптимальные путирешения которой заложены в разделяемом им психотерапевтическом мифе.3. Содержательные характеристики.
У женщин наблюдается переход от “эстетического” к “деловому” дискурсу(0.50/0.93 и 0.75/0.50). Создается впечатление, что для женщин труднее, чем для мужчин, развести понятия “истинность” и“искренность”, что подтверждается и большей общей субъективизированностью их понимания. Трудно разделить разговор оценностях и ценностно-ориентированных диалог, в котором “странным образом” сочетаются обозначенные в нашем исследовании во многом как взаимоисключающие позиции педагога и консультанта. Основной причиной таких рассогласований,по нашему мнению, можно считать общую более высокую ценностную нагруженность консультативного общения и понимания, предлагаемого клиенту женщиной-консультантом. С возрастом уменьшается (для всех групп) тенденция опираться только на анализ вербальных высказываний клиента и увеличивается доля ситуаций, в которых предметом изучениястановится невербальное поведение клиента само по себе (1.00 - 0.15 “против” 0.00 - 0.12).
Усиливается склонность респондентов к эмоциональному сопереживанию клиенту, отражению его чувств. Когнитивный компонент понимания развиваетсяпо-разному: у женщин при переходе от первой ко второй возрастным группам становится менее значимым (с 0.50 до 0.29), умужчин - от второй к третьей группе - более (0. 29 и 0.38).4. Модель общения. В процессе взросления уменьшается частота встречаемости аналитико-диагностической модели взаимодействия с текстом (0.50/0.15 и 0.25/0.14), у женщин - увеличивается частота проявления интерпретирующей ориентации(0.75/0.86), у мужчин - реконструктивной (0.14 и 0.58). Для мужчин второй возрастной группы, также больше, чем для мужчин третьей свойственная парадоксальная ориентация (0.64 и 0.15), что можно интерпретировать так: переход к новой стратегии, развитие способности понимать клиента у мужчин осуществляется в процессе “изживания” (пародирования, утрирования или отказа) от недостатков первоначальной стратегии.
Особенно характерным является утрирование черт обыденного(объясняющего) взаимодействия и понимания клиента. Менее характерно пародирование экспертной, профессиональнойпозиции, особенно типичное для респондентов третьей возрастной группы.Т.о., можно констатировать наличие половозрастных различий в использовании стратегий,не носящее, впрочем, характера какой-либо однозначной закономерности (предположение №2подтвердилось частично). По-видимому, полученные результаты являются свидетельством того, что1) влияние половозрастных факторов, профессионального опыта само по себе не носит однозначного253характера и в целом зависит от характеристик (содержания и устойчивости, общей направленностиразвития) ценностно-смысловой позиции личности, 2) их влияние может быть как синергетическим (взаимоусиление), “непересекающимся” (ответственным за изменения в той или инойсфере, на том или ином выделенном нами “полюсе” стратегий понимания, в той или инойгруппе компонентов, или - противоречивым.