Диссертация (1097348), страница 99
Текст из файла (страница 99)
3) Влияние половых особенностей сказывается преимущественно на вариативных характеристиках каждой из стратегий, их дополнительных компонентов, а также проявляется на уровне потенциальной готовности (установки) к реализации той илииной стратегии понимания.
Влияние возрастных (профессионального опыта) характеристик в понимании психологом клиента выражено значительно более отчетливо и в большей степени имеетхарактер закономерности: с возрастом и опытом наблюдается переход диалогическим стратегиям.Однако, существует выраженное различие между возрастной динамикой развития понимания уженщин и у мужчин: женская группа характеризуется исходно более разнообразной палитрой стратегий понимания, более выраженной установкой на диалогическое понимание клиента, а ее развитиечасто связано с освоением менее характерной для нее экспертной позиции и интерпретативной стратегии.
Мужская группа исходно более склонна к реализации стратегии интерпретации и освоению впроцессе профессионального развития стратегии диалогизации, ее различных вариантов.Итак, подтвердилось существование стратегий, содержательно и процессуально аналогичныхвыделенным на материале анализа консультативных бесед. На основе сравнительного анализа данныхэтих частей исследования можно сделать заключение о высокой конкурентной валидности обоих методов исследования стратегий понимания. Однако, если при анализе бесед можно получить более развернутое представление об особенностях той или иной стратегии понимания, то при анализе текстовкомментариев - несколько более выпуклое и однозначное.
Существенными дополнением информациипри анализе комментариев часто выступает возможность изучения особенностей сценарной организации понимаемого консультантом (работающим в рамках той или иной модели), эксплицирующейособенности жизненного сценария самого консультанта, а также его (мировоззренческих и профессиоанльных) представлений о типичных сценариях жизни других людей. Информация о них можетбыть использована для осмысления динамики личностного и профессионального становления специалиста. Т.о., данные контент-анализа бесед и комментариев обладают примерно одинаковой конкурентной валидностью. Если же сравнивать результаты этих двух методов исследования и результатыприведенных опросов и свободных самоотчетов респондентов разных групп, можно отметить их более низкую конкурентную валидность: спектр отражаемых респондентами характеристик стратегийпонимания, многие группы категорий становятся малоприменимыми (не удается зафиксироватьнадежных референтов использования целой группы важных для описания той или иной стратегий понимания компонентов, попытки выделения отдельных стратегий понимания оказываются менее удачными).
Сравнение результатов анализа бесед, комментариев и опросов позволяет заключить, что уровень осознания используемых консультантами стратегий довольно низок. В опросах и самоотчетах254чаще и наиболее уверенно и полно отмечаются ценностные и содержательные характеристики индивидуальных способов понимания клиента, реже - динамические и интерактивные (уровень осознанияпонимнаия невысок). При переходе от групп учащихся к психологам-профессионалам увеличиваетсятенденция к осознанию инвариантных, существенных характеристик понимания клиента. Сравнительная оценка реальной и самооценочной стратегий понимания по результатам двух проведенныхисследований позволяет сделать вывод о том, что при анализе проблемных ситуаций в текстахкомментариях психологу часто удается более глубоко и отчетливо отразить свой способ пониманияклиента, поэтому, в частности, разброс значений показателей частот встречаемости и удельных весовразличных подкатегорий более значителен, чем при оценке бесед.Комментарии позволяют часто составить более однозначное представление о реализуемой стратегии понимания.
Вних отчетливо проявляются (идеальная) ценностно-смысловая позиция субъекта, поэтому суммарная оценка экспертамиуровня развития способности консультанта понять клиента по результатам анализа текстов-комментариев, практически всегда была либо выше (для респондентов, реализующих стратегии объяснения и интерпретации), либо равной (для респондентов, реализующих стратегии интерпретации и диалогизации), оценке, сделанной на основе анализа бесед. Незначительныеразличия результатов анализа бесед и комментариев связаны, прежде всего, с различиями процедур исследования, а такжеразличиями письменной и разговорной личностей самих консультантов, их «самооценочных» и реальных стратегий.
Сравнение этих данных с результатами контент-анализа комментариев других групп (студенты, слушатели, педагоги), свидетельствует, что обнаруживаемые различия связаны с особенностями выборок.Результаты контент-анализа текстов -комментариев проблемныхпсихологических ситуаций студентами и слушателями факультетов психологииСледующее исследование посвящено изучению особенностей понимания другого человека(наиболее успешными и демонстрирующими высокий уровень заинтересованности в области консультирования) студентами факультетов психологии в ходе моделирующего ситуацию индивидуального психологического консультирования эксперимента.
Эта часть исследования предположительнодолжна была дать несколько менее богатую информацию: что связано и с особенностями самой выборки, так и выбранного метода исследования, представляющего собой нечто промежуточное междусобственно профессиональной и игровой ситуациями понимания другого человека. Однако, проективный характер предлагаемых испытуемым текстов, общая личностная значимость процедуры и результатов исследования для студентов позволили нам предположить возможность получения данных1) во многом релевантных и отражающих действительное состояние, уровень развития понимания устудентов, - позволяющих в значительной мере оценить и спрогнозировать реальное положение дел,2) в чем-то более глубинных, чем данные, полученные в ходе анализа бесед, поскольку в предложенной нами экспериментальной ситуации отсутствовал реальный партнер, способный вмешаться в ходрассуждений “консультанта”, а предъявляемые испытуемым вопросы не носили наводящего характера, выполняя лишь функцию организации внутреннего диалога участника эксперимента.Отметим, что на этапе разработки и первичной апробации методики со студентами факультетов психологии 3, 4, 5курсов с интервалом в один месяц и 1-1.5 года были проведены повторные исследования, позволившие оценить ретестовую ипрогностическую валидность предложенной методики.
Уровень ретестовой надежности оказался значительным (коэффициент корреляции в отдельных случаях до r = 0.96-0.97 при р < 0.05). Уровень прогностической надежности оценивался наоснове сравнения результатов данных респондентов, демонстрирующих наиболее оценочное, негативное отношение к процедуре, предложенным проблемным ситуациям и ее героям и результатов респондентов, демонстрирующих позитивное отношение к процедуре и содержанию исследования. В выборку вошли представители первой возрастной группы: 80.0%женщин и 20.0% мужчин. Среди групп, реализующих разные стратегии понимания, испытуемые распределились следую255щим образом: стратегия объяснения свойственна (100.0%/29.2%) женщинам, стратегия интерпретации - 72.7%/66.7% женщин и 27.3%/100.05 мужчин. Т.о., для студентов-психологов наиболее характерной является стратегия интерпретации, менеехарактерной, особенно для мужчин - объясняющая стратегия.
Среди женщин первой возрастной групп встречаются единичные случаи (100.0%/ 4.2%) диалогизации: спектр доступных им стратегий шире, чем у мужчин.Прогнозировалось, что у респондентов первой группы будет наблюдаться существенное расхождение результатов повторного тестирования, особенно типичным будет переход от стратегии интерпретации к стратегии объяснения. У респондентов второй группы - высокий уровень совпадениярезультатов первичного и повторного тестирования и/или переход от объяснения к интерпретации идиалогизации, интеграции данных. В целом (около 90% случаев) эти предположения подтвердились.Группа студентов продемонстрировала как ряд специфических, не свойственных консультантам, так иряд сходных с консультантами и другими группами подходов к пониманию другого человека.
Здесьможно сделать ряд выводов: 1) еще раз подтвердилось предположение о существовании трех основных стратегий понимания клиента, 2) выявленные содержательно-процессуальные, а также ценностно-смысловые и интерактивные характеристики каждой из названных стратегий в целом аналогичныописанию стратегий, выделенных ранее. 3) Подтвердилось наличие (сложного и неоднозначного) влияния половой принадлежности испытуемых на особенности реализуемой ими стратегий, а также общую сформированность (степень дифференцированности, “чистоты”) каждой их стратегий.
Меньшаяразмытость стратегии диалогизации может служить косвенным свидетельством, что эта стратегия неявляется собственно обыденной, но формируется в ходе личностного развития как результат специфического (профессионального) опыта и специальных усилий. Уточнение полученных данных происходило в ходе следующего этапа: исследования особенностей стратегий понимания клиента слушателей спецфакультетов психологии: группы, отличающиеся по своим возрастным и некоторым социальным характеристикам от студенческой выборки.