Автореферат (1097285), страница 8
Текст из файла (страница 8)
В их основе лежатпсихофизиологические механизмы изменения типа дыхания, тонуса скелетноймускулатуры, отвлечения от неблагоприятных факторов и плацебо.Схема экспериментальной работы была следующей: инвалиды (n=166) по5-балльной шкале оценивали свой текущий уровень психологическойнапряженности (очень сильная, сильная, нейтральная, слабая, отсутствует);выполняли экспресс-приемы психической саморегуляции; вновь оценивалиуровень психической напряженности. Полученные результаты сравнивались иоценивались изменения в уровнях психической напряженности инвалидов. Впроцессе выполнения релаксационных упражнений изменился уровеньнапряженности: у 24 чел. (14%) – на 4 пункта (40%); 38 чел. (23%) – на 3 пункта(30%); 49 чел.
(29%) – на 2 пункта (20%); 19 чел. (11%) – на 1 пункт (10%). Уостальных (36 чел.) существенных изменений не наблюдалось. Таким образом,у 77% инвалидов боевых действий выполненные упражнения привели кизменению уровня психической напряженности, в том числе у 66% существенно, что подтвердило возможность купирования гипервозбуждения уинвалидов боевых действий как этапа их социально-психологическойреабилитации.Второй параграф «Пути и методы гармонизации Я-концепции инвалидовбоевых действий» посвящен экспериментальной проверке путей гармонизацииЯ-концепции инвалидов боевых действий, рассогласованной вследствие боевойтравмы.В качестве экспериментальной гипотезы выдвинуто предположение, чтопреодоление структурной дезинтеграции, восстановление временнойцелостности,усилениеинтернальныхустановок,активностиифункциональности Я-концепции инвалидов боевых действий можетосуществляться с помощью реабилитационного группового тренинга, впроцессе которого реализуются реабилитационные установки личности («сэтим надо жить», «с этим можно жить», «с этим я живу»).30Эксперимент проводился по квазиэкспериментальному плану всоответствии с классификаций Кэмпбелла.
Экспериментальный планпредусматривал три стратифицированные экспериментальные и однуконтрольную группу с предварительным и итоговым тестированием (тест –воздействие - ретест). Зависимой переменной в эксперименте выступила сбалансированность Яконцепции инвалида боевых действий, операционализированная в целостностиее структуры, временной (темпоральной) целостности, интернальныхаутоустановках, копинг-стратегиях инвалида.
Независимая переменная вэксперименте была представлена в виде взаимосвязанных процедурреабилитационного тренинга.На первом этапе эксперимента с помощью метода стратификацииформировалась экспериментальная выборка. Из 124 инвалидов боевыхдействий (41% из них имели ранения с ампутацией одной или болееконечностей; 19,4% травмы позвоночника; 20% - черепно-мозговые травмы;19,6% - другие травмы) в экспериментальную выборку включено 90 человек.Они были опрошены с помощью методик: «Личностный дифференциал»,«Линия жизни», «Уровень субъективного контроля» и «Ситуации из жизничеловека с ограниченными возможностями».На втором этапе эксперимента случайным образом были сформированыэкспериментальная (ЭГ – 48 чел.) и контрольная (КГ- 42 чел.) группы.
В ЭГпредставлены 42 чел. с дисгармоничными Я-концепциями (12 чел. – с«разрушительной», 14 чел. – с «застрявшей» и 16 чел. – с «потребительской»)и 6 человек с «созидательной» Я-концепцией. Экспериментальная группа быларазделена на три группы тренинга по 16 человек, включавшие инвалидов сразличными видами травм (ампутация, ранения, контузия и т.д.).На третьем этапе эксперимента в ЭГ проводился 36-часовойреабилитационный тренинг (9 занятий по 4 часа).Программа тренинга имела целью трансформацию дисгармоничныхтипов Я-концепции в тип, обладающий характеристиками «Созидательного», ивключала комплекс психореабилитационных технологий с встроеннымикорригирующими механизмами и реализующихся на основе соблюденияпринципов групповой психологической работы с инвалидами боевых действий.Результаты тренинга показали (по самоотчетам участников): покоррекции временного (темпорального) модуса - у 16 из 26 членов группы с«разрушительным» и «застрявшим» типами Я-концепции (61%) появилосьжелание исправить свою «линию жизни» (такое же желание отмечено уотдельных участников с другими типами Я-концепции); по коррекциикаузального (функционального) модуса ( УСК) - 31 (64%) из них указали, чтосделали для себя открытия относительно стратегий самовосприятия и ихвлияния на поведение; 18 из 30 (60%) участников с экстернальным локусомуровня субъективного контроля отметили, что научились правильно оцениватьсобственную роль в своей судьбе и ответственность за события собственнойжизни; по коррекции конфликтности Я-образов - 28 (56%) уточнили, изменилиболее одной жизненной ценности, а также их позиции в иерархии.31Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, чтореабилитационныйтренингзапускаетличностно-ориентированныереабилитационные процессы и позволяет пережить психологическиепоследствия боевой травмы, принять себя в новой жизненной ситуации,поверить в свои возможности и свое будущее.Важным и самостоятельным результатом проведенного экспериментастало понимание того, что для того, чтобы преодолеть «барьермаскулинности», групповая работа с инвалидами боевых действий должнапроводиться под видом «тренинга личностного роста», снимающего уучастников подозрение в том, что они «подопытные кролики» в экспериментахпсихологов.Проведенный посттренинговый мониторинг 31 члена ЭГ (64%участников) показал, что эффекты тренинга сохранились у подавляющего числаего участников на протяжении 10 лет.
7 человек (22%) связывают с тренингомличностное развитие, опыт взаимодействия, последующее повышение поработе; 17 человек (55%) периодически общаются между собой в ситуациях,когда возникает потребность в совете; 29 человек (93%) сохранили выданныена тренинге сертификаты и рекомендации членов группы («Чемодан вдорогу»). Многие из них говорят о том, что тренинг – лучшее, что было в ихжизни, он «помог понять себя и узнать себе цену».В третьем параграфе «Дестигматизация социальных стереотипов обинвалидах боевых действий» исследуются пути формирования у ближайшего,ближнего и дальнего социального окружения поддерживающего стиляповедения во взаимоотношениях с инвалидами боевых действий.Первая экспериментальная гипотеза состояла в предположении о том,что придание привлекательности общей категории «инвалид» приведет кснижению уровня стигматизации в отношении к конкретным личностнымчертам инвалидов боевых действий.
Такое снижение должно произойти из-занивелирования результатов социального сравнения, элиминации аутгрупповойагрессии и дискриминации, временного «растворения» категорий «инвалид» и«неинвалид».Гипотеза проверялась в ходе естественного полевого эксперимента «invivo» с двумя экспериментальными группами, по квазиэкспериментальномуплану, предполагающему предварительное и последующее тестирование.Независимой переменной в эксперименте выступила демонстрация поСМИ XI Зимних Паралимпийских игр в г. Сочи (7-16 марта 2014 г.), несяположительный образа инвалидов, вносящих значимый вклад в защитунациональных интересов России.
Зависимая переменная была определена какуровень стигматизации социальных стереотипов об инвалидах.Экспериментальную выборку составили 66 человек: профессия –военнослужащие и сотрудники МВД РФ; возраст 21-25 лет; образование –неоконченное высшее. Затем они были разделены на две экспериментальныегруппы (ЭГ): ЭГ1 – лица, участвующие в обеспечении паралимпийских игр ивступавшие в непосредственную коммуникацию с их участниками (22 курсантаМосковского университета МВД России); ЭГ2 – лица, не имевшие32непосредственных контактов с участниками паралимпийских игр (44 курсантаВоенного университета МО РФ).Участники экспериментальных групп до начала Игр и после ихокончания были опрошены по методике «Личностный дифференциал» об ихвосприятии инвалидов боевых действий.Результаты исследования характеризуются следующими данными.«До» Игр члены ЭГ1 воспринимали инвалидов в целом положительно.Среди качеств, наиболее точно характеризующих инвалидов, респондентыназывали «добросовестность» (1 место), затем «дружелюбие» и«общительность».
На 7 месте оказалось такое качество, как «энергичный», а на8 – «сильный» и «решительный».«После» паралимпийских игр иерархия личностных качеств инвалидов всознании респондентов существенно изменилась. На 1 место поднялись такиекачества, как «сильный» и «разговорчивый»; на 2 – «открытый» и «добрый»; на3 – «добросовестный» и «деятельный»; на 4 – «решительный»; на 5 –«уверенный». Особого внимания заслуживает тот факт, что «после»паралимпийских игр респонденты выделили такие качества у инвалидов, как«самостоятельность» и «независимость», чего «до» паралимпийских игр ненаблюдалось.В ЭГ2 были получены следующие результаты.