Диссертация (1097235), страница 18
Текст из файла (страница 18)
Для них послепсихологической реабилитации главными смыслообразующими ценностямижизни становились преимущественно понимаемые ценности. Данныенаркозависимые достигали относительно меньших успехов в оздоровлении.Также вторая группа разделилась на две подгруппы:наркозависимые,−преимущественнореализующиедеятельностные понимаемые ценности, умеют успешнее достигать конечногорезультата. Эти ценности выступают в основном как понимаемые ценностидля других. Большинство наркозависимых личностей из этой группы имеютатрибуты социального успеха, но при этом испытывают экзистенциальнуюпустоту, приводящую то к суицидным желаниям, то к потреблению ПАВ[Гарифуллин Р.Р., 2004].
Данная пустота возникает благодаря тому, что всеэти ценности являются лишь понимаемыми, навязанными обществом, вкоторых отсутствует положительно-переживаемая основа, в результате чего,эти ценности являются чисто формальными, что приводит к постоянномунесовпадениюценностейкакрезультатовсценностямикакпредвосхищаемыми образами [Гарифуллин Р.Р., 2001].наркозависимые,−внедеятельностныепреимущественнопонимаемыеценности,дляреализующиекоторыхпослепсихологической реабилитации главными смыслообразующими ценностямижизнистановилисьпреимущественновнедеятельностныепонимаемыеценности, которые выступали в основном как ценности для себя.
Ценностьюстановилось понимание и оценка личностью себя как волевой, состоявшейсяличности, способной не потреблять наркотические средства, котораяпреимущественно формировалась за счет окружающей среды и поэтому этаценность была преимущественно понимаемой, которая ориентировалачеловека на достижение цели – жить трезвым, ответственным, нужным и т. п.Благодаряэтомуимеломестопротивостояниеантинаркотическойориентации деструктивным установкам наркозависимой личности. Однако103невозможно долгое время жить внедеятельностной понимаемой ценностью,вследствие чего эта ценность приводила к утрате привлекательности жизни икакследствиекпотреблениюнаркотическихсредств.Данныенаркозависимые имели самый меньший успех в оздоровлении.Мотивы наркозависимой личности также претерпевают трансформации.У наркозависимого мотив, как причина действия, практически всегданаходится в прошлом, т.е.
любое прекрасное будущее он видит, какпрекрасное наркотическое прошлое. Что касается образа, то исследованияпоказали,чтоопьянение–этопроцессформированиясамообраза[Гарифуллин Р.Р., 2005]. Самообраз, в отличие от традиционного образа,обладает рефлексивностью и отражает в психике ее же текущие состояния, ив нем представлено не все содержание психики (мировоззрение, самооценкаи т.д.), а только выполняемый акт деятельности (внешний или психический).Цель для наркозависимого заменяется на понятие самоцель, котороепредставляет собой некий «экран», на котором представлены текущиеразворачивающиеся цели.Таким образом, личность потребляет наркотические средства либо длятого, чтобы искусственно создать себе иллюзию реализованных целей, либодля того, чтобы уже достигнутые цели трезвой деятельности поднять доуровняцелейкакпредвосхищаемыхобразов.Лица,склонныекнаркозависимости, либо вообще не могут достичь своих целей жизни, либопостоянно разочаровываются от того, что цели, как предвосхищаемыеобразы, всегда ярче достигнутых целей, как результатов.Исследование установок наркозависимых выявило [Гарифуллин Р.Р.,2001], чтоосновнымидеструктивнымиустановками наркозависимойличности являются:−установка к воображаемому удовлетворению потребности;−установка к быстрому удовлетворению потребности при малыхзатратах усилий;104−установка к пассивным способам защиты при встрече струдностями;−установка к неприятию на себя ответственности за совершаемыепоступки;−установкакпредпочтениюэгоцентрическихмотивацийальтруистическим;−установка к малой опосредованности деятельности;−установка довольствоваться временным и не вполне адекватнымпотребности результатам деятельности.Однако наркозависимость не сводима к другим ненаркозависимым,деструктивным, видам деятельности.
Поэтому применение классическихподходов (в частности деятельностного) к психокоррекции без учетаособенностей наркозависимости некорректность.Таким образом, неклассический подход к профилактике наркомании,выявляющий дефицит критического и неравновесно-устойчивого состояниясмысловых структур донаркотической личности, уменьшает вероятностьпоявления непредсказуемых психических бифуркаций, при которых даженебольшие возмущения на личностно-смысловые структуры, проводимыенаркоманипуляторами, могут приводить к спонтанному решению –наркопотреблению.1.13 Особенности постнеклассической модели психологическогоэтапа реабилитации больных с зависимостьюПостнеклассическаянаукахарактеризуетсяисследованиямимеждисциплинарного характера, объектами которых становятся уникальныесверхсложные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием105[Степин B.C., 2003].На постнеклассическом этапе объекты остаются прежними, но ихтрактовка переосмысливается и усложняется.
Психическое рассматриваетсякак саморазвивающаяся реальность, способная не только к самодвижению,но к самоорганизации, саморегуляции, самоуправлению, однако, это неозначает, что она становится «вещью в себе». Саморазвивающаяся системаявляется включенной в более крупные системы и испытывает ихвоздействие. Но если система понимается как саморазвивающаяся, то напервый план среди факторов, определяющих ее поведение и развитие,выходит фактор ее внутренней природы.Сложные саморазвивающиеся системы требуют для своего освоенияособой категориальной сетки.
Категории части и целого включают в своесодержание новые смыслы. При формировании новых уровней организациипроисходит перестройка прежней целостности, появление новых параметровпорядка. Иначе говоря, необходимо, но недостаточно зафиксировать наличиесистемного качества целого, а следует дополнить это понимание идеейизменения видов системной целостности по мере развития системы. Уже всложных саморегулирующихся системах появляется новое пониманиепроцессов взаимодействия и вещи, которая предстает как саморегулируемыйпроцесс. В саморазвивающихся системах эти представления дополняютсяновыми смыслами.Традиционная для малых систем восприятие того, что вещь есть нечтопервичное, а взаимодействие – это воздействие одной вещи на другую,сменяется представлениями о возникновении самих вещей в результатеопределенных взаимодействий.
Вещь-система предстает в качестве процессапостоянного обмена веществом, энергией и информацией с внешней средой,как своеобразный инвариант в варьируемых взаимодействиях со средой. Аусложнение системы в ходе развития, связанное с появлением новых уровнейорганизации, выступает как смена одного инварианта другим, как процесс106перехода от одного типа саморегуляции к другому. Процессуальностьобъекта (системы) проявляется здесь в двух аспектах: и как саморегуляция, икак саморазвитие [Степин В.С., 2003].Способомсуществованиясаморазвивающихсясистемявляетсясаморазвитие: изменения происходят внутри системы, с ней самой;изменения являются следствием разрешения внутрисистемных противоречийсамой системы.
Постнеклассическая методология позволяет понять, что нетолько «ответ» системы есть результат преломления «внешнего» воздействиячерез ее особенности, но система отвечает не на все воздействия. Системаотбирает из всей массы влияний те причины (факторы), которые будутоказывать на нее влияние, а иные – игнорирует.Отбор в современном поснеклассическом познании является основныммеханизмом, определяющим развитие [Аршинов В.И., Буданов В.Г., 2004;Рыжков А.В., 2006] и становится ключевым понятием для объясненияпротекания не только биологических процессов, но для понимания ходаистории, культуры, жизненного пути человека.Постичь ход процессов с участием человека невозможно без принятияво внимание самосознание человека, которое решительно изменяет самхарактер отбора и превращает его в механизм выбора. Человек как субъектразвития:−в состоянии осознать перспективы своего развития;−принимает решение о выборе одного из вариантов;−совершает выбор на основании своей идеологии (системыценностей, идеалов, образа мира и образа Я, пр.).Таким образом, проецируя постнеклассическую методологию наисследование развития человека и человеческих общностей, можно говоритьо субъектно-синергетическом походе (В.П.
Бранский). С позиций данногоподхода в саморазвитии человека в сравнении с иными системами можновыделить ряд отличительных черт:1071.Человек как субъект несет ответственность за свой выбор взависимости от степени своей свободы. Если рассматривать человека каксубъекта реальной жизненной ситуации, то свобода относительна и зависитот развитости уровня самосознания субъекта.2.Для человека как субъекта развитие – творчество. Он в состояниине только выбирать из предоставленных ему вариантов, он способен самсоздавать их. Человек может делать выбор не только в объективно данныеему точки бифуркации, но и сам может создавать их, т. е.
способен делатьвыбор постоянно. Максимально человек реализуется как субъект своегоразвития в процессе саморазвития, когда сам управляет своей инициацией,ходом, коррекцией. Саморазвитие не является деятельностью, но человеквыбирает такие жизненные цели и включается в такие виды деятельности,которые, по его представлению, будут стимулировать его развитие.3.Человек обладает индивидуальностью. Для животных выбор вбольшинстве случаев определяется генетически заложенной программой, длячеловека – жизненной программой, которую выбирает он сам и человеческоесознание работает избирательно.Исходя из этих знаний, с точки зрения постнеклассической моделипсихологическогоэтапасаморегулирующаясяреабилитации,система,пациентнаделенныйответственностью за процесс реабилитации.рассматриваетсяправомвыборакаки108ПатологическийстереотипповеденияПостнеклассическийподходСмысловаясфераАбстиненцияизменениемировоззренияи «стиля» жизнипациентов,включая этапизмененияценностносмысловой сферыпосле снятиясиндромаабстиненцииРисунок 1.7 – Схема целей, на которые направлено лечение и реабилитациянаркозависимых согласно постнеклассической моделиТаким образом, реабилитация наркозависимых, следуя принципампостнеклассическогоподхода(рисунок1.7),позволяетизменитьмировоззрение пациентов и «стиль» их жизни, развить навыки нормативнойсоциальной жизни, выработать профессиональные навыки и желаниетрудиться, научить пациентов сотрудничеству с коллегами и повыситькоммуникабельность, ценить свободное время и организовывать досуг.109***В заключение следует отметить, что возникшие в современнойфилософииконцепции,позволяющиеразличатьтипынаучнойрациональности (классический, неклассический и постнеклассический),могут использоваться как для анализа психологического знания в егоисторико-эволюционном становлении и дальнейшем развитии, так и с точкизренияопределениятеоретико-методологическихпринциповфункционирования и развития конкретных разделов психологической науки,в частности – клинической психологии.Входедальнейшегосовершенствованиярассмотренияреабилитациипроблемынаркозависимыхорганизациииопираемсянамыпостулируемые в рамках постнеклассического типа научной рациональностипредставления об объекте клинико-психологического исследования – этапепсихологической реабилитации – как о сложной саморазвивающейсясистеме, способной выбирать цели своего развития и критерии ихдостижения, изменять свои параметры, структуру и другие характеристики входе развития.
В соответствии с принципом эволюционного становления входедальнейшегоисследованиябылиспользованпсихологическийсиндромный анализ как система принципов организации исследования иинтерпретации его результатов.Анализ вышеприведенных принципов применительно к современнойнаркологической ситуации в Российской Федерации свидетельствует онесоответствии условий оказания наркологической помощи ожиданиям ипотребностямреальныхипотенциальныхпациентов,недостаточномассортименте и низком качестве предоставляемых услуг на всех этапахоказания наркологической помощи, низких показателях клинической,экономической и социальной эффективности реабилитационного процесса.Вышеизложенноеделаеткрайнеактуальнымнаучноеобоснование,110разработку и оценку эффективности новых подходов к реализации этапапсихологической реабилитации в рамках общего форсированного развитияреабилитационного направления – одного из возможных вариантовреформирования современной наркологии в части расширения ассортиментауслуг и повышения эффективности лечения зависимых от ПАВ.Основная стратегическая линия противорецидивной психотерапии –формированиесвойствпсихологическойустойчивостикповторномувовлечению в химическую зависимость [Катков А.Л., 2006; Abraham A.J.