oop_asp_example (1015994), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Истоки герменевтических идей. Герменевтика как общая теория интерпретации (Ф. Шлейермахер). Герменевтика как методология гуманитарного знания, «искусство истолкования» (В. Дильтей). Феноменологические предпосылки герменевтики.
Герменевтика как феноменология человеческого бытия М. Хайдеггера. Превращение герменевтики из методологии понимания в его онтологию. Феноменология как исследование вопроса о с м ы с л е бытия. «Метафизическая эпоха» как эпоха «забвения бытия». Причина его «забвения». Изначальная «герменевтичность» человеческого бытия. «Поворот» от экзистенциально-личностного рассмотрения бытия к его истолкованию. Понимание и язык. Язык как «дом бытия». Человек как «свидетель» и «пастух» бытия. «Язык создает человека». Ответ на «зов бытия». «Опасности» языка. Философия и поэзия. Мышление как «вслушивание». Философия как соответствие с бытием сущего. Поэзия как «хранительница» изначальной чистой сущности языка. Специфика хайдеггеровского философствования.
Герменевтика как философия понимания Х.Г. Гадамера (р. 1900). Попытка преодолеть «идеализм сознания» (от Декарта до Гуссерля). Полемика с Э. Бетти (1890–1968). Учение Бетти о канонах герменевтического процесса. Понимание как эпистемологическая проблема. Две линии развития герменевтики – как теории интерпретации (Дильтей, Бетти) и как способа философствования (Гадамер). Понимание как способ существования («экзистенциальное событие») познающего. Понимание как «опыт» – «опыт истории», «опыт искусства», «опыт жизни». Критика гегелевского «диалектического опыта». Язык как игра. Герменевтический круг. Традиция, «предрассудки» и «предпонимание». Истина как характеристика самого бытия, способы ее «свершения». Философствование как диалог.
Феноменологическая герменевтика П. Рикера (р.1913). Символичность культурного творчества. Герменевтика как интерпретация с и м в о л о в. Многозначность символа и «конфликт интерпретаций». Человек как субъект культурно-исторического творчества. Истолкование как способ включения индивида в контекст культуры. Рикер о значимости герменевтики для теории познания. Герменевтика и структурализм. Герменевтика и психоанализ.
Прагматическая герменевтика Р. Рорти (р.1931). Космополитизм мировоззрения Рорти: синтез идей прагматизма, аналитической философии и европейского нигилизма. От эпистемологии к герменевтике. Философия без отражения. Философия в разговоре человечества. Поиск «новых способов говорить». Зависимость интерпретаций «текста» от потребностей толкователя. Социум как общение.
Проект герменевтики как онтологии в работах Ю. Хабермаса (р. 1929). Трансцендентальная прагматика К.- О. Апеля (р. 1922). Значение «лингвистического поворота» философии. «Герменевтический бум» 70-х гг. Полемика между Гадамером и Хабермасом. Постмодернистские интенции Дж.Ваттимо (р. 1936): «слабое» мышление как символ «конца метафизики». Герменевтические основания нового типа рациональности.
11. Структурализм.
Социогуманитарное познание ХХ века (психология, литературоведение, лингвистика, этнология) и структурализм как конкретно-научное направление. Понятие структуры, его научный и философский смысл. Разработка метода структурного анализа. Основные процедуры структурного метода. Структурализм и семиотика. Культура как совокупность знаковых систем. Критика экзистенциализма и антропологизма. «Антисубъективная» тенденция структурализма. Установка на объективность познания. Предпочтение языка субъекту.
Проблема трактовки философской специфики структурализма. Поэтапное формирование структуралистской проблематики. «Размывание» структурной проблематики в культурно-исторический и социально-политический контекст. Период критики и самокритики. Структурализм и феноменология. Структурализм и герменевтика. Структурализм и переход к постструктурализму 70-80-х гг.
«Классический» французский структурализм. Концепция структурной антропологии К. Леви-Стросса (р. 1908), ее отличие от других версий структурализма. Влияние Руссо, марксизма, психоанализа, социологии Дюркгейма. Антикартезианская программа. Идея «сверхрационализма». Логика чувств, форм и отношений. Структура мифа. Мифологическое мышление как коллективное бессознательное. «Структура структур» – структура человеческого мозга. Идея «структурной истории». Борьба с историей как борьба с европейской философской традицией. Проблема единства научного метода. Философия как «временный заместитель науки», как «кантианство без трансцендентального субъекта».
Ж. Лакан (1901–1981). «Структурный психоанализ» как культурологическая концепция. «Возврат» к подлинному Фрейду. Попытка Лакана превратить психоанализ в строгую науку о «бессознательном». Психоанализ как лингвистика. Роль языка и символа в структуре бессознательного. Бессознательное как речь «Другого». Многозначность понятия «Другой». Триада основных понятий концепции Лакана: «реальное – воображаемое – символическое». «Означающее» и «означаемое». Понятие «децентрированного субъекта». Нетождественность мысли и существования. Рационализированность бесссознательного в культуре. «Неразрешимость» основной задачи – помыслить бессознательное как язык.
М. Фуко (1926–1984). Три периода в творчестве Фуко: «археология знания» (60-е гг.); «генеалогия власти» (70-е гг.); «эстетика существования» (80-е гг.). «Археология знания» как особая дисциплина. Три эпистемы в европейской истории познания (Возрождение, классический рационализм и современность). Соотношение «слов» и «вещей». Невозможность вопроса о человеке как сущности в современную эпоху («человек умирает – остаются структуры»). Постструктуралистские тенденции в философии Фуко периода «генеалогии власти». Проблема социальной обусловленности познания. Анализ специфических комплексов «власти – знания». Идеи «генеалогии власти» и «новые философы» во Франции. «Вожделеющий человек». «Эстетика существования» как мораль конкретного поступка. Возврат к субъективности в онтологическом смысле.
12. Постструктурализм.
Культурное самосознание стран Запада последних десятилетий ХХ века. Понятие постмодернизма. Исторические параметры постмодернизма. Постмодернизм и культура. Постмодернизм как тип чувствования, умозрения. Постмодернизм в философии. Постструктурализм (Лиотар, Деррида, Делез, Бодрийар и др.). Критика и попытка преодоления структуралистских а и с т о р и з м а и лингвистического редукционизма. Осмысление всего «неструктурного» в структуре, что выводит за ее пределы. Значимость внесистемных, маргинальных элементов. «Изнанка» структуры. Две ориентации внутри постструктурализма: реальность как текст (Деррида); реальность как политика (Делез). «Желание» как единая онтологическая основа. «Включенность» желаний субъекта в процесс означения. Субъект в постструктурализме – «слуга беспорядка». Постструктурализм как постмодернистское мышление, его признаки. Антисистематичность. Полистилистика. Аконцептуализм. Философствование без субъекта. Критика классической философской парадигмы. Плюрализм дискурсов вместо претензий классики на универсальность и монологизм. Разум как источник тоталитарного. Язык как власть и власть языка. Мышление вне традиционных понятийных оппозиций (внутреннее – внешнее, субъект – объект, целое – часть и т.д.). Открытость разума. «Децентрированность» и «диалогичность» современной философии.
Концепция постмодернистского знания Ж.-Ф. Лиотара (р. 1924). Анализ нарративной природы знания. «Большая наррация» как дискурс эпохи «модернизма» и его распад. «Легитимная» форма рациональности и власть. Деконструктивная философия Ж. Деррида (р. 1930). Переосмысление европейской философской традиции как традиции метафизики. Критика «фаллологоцентризма» европейской философии. «Деконструкция» – путь к преодолению классического дискурса как дискурса репрезентации. Анализ текстов – выявление «следов» предшествующих культурных эпох. Многослойность философского языка. Конструктивная роль письма. Противопоставление принципа различия, инаковости принципу «бытия как присутствия» европейской метафизики.
Философия становления Ж. Делеза (р. 1926). «Шизоанализ» Делеза и Ф. Гваттари – позиция нигилизма. Постструктурализм и «новые философы» (Б.-А.Леви, Ж.-М.Бенуа и др.). Место постструктурализма в современной философии. Выработка нового концептуального пространства современной философской мысли, расширение коммуникативного опыта, построение новых моделей смыслообразования. Постструктурализм и литературный авангард (Арто, Барт, Батай, Бланшо, Клоссовски и др.). Отношение между «философией» и «литературой» как проблема. «Философия» Сада и Мазоха.
13. Философия истории.
Возрождение интереса к философии истории в конце ХIХ века. Социологический редукционизм в области исторического знания. Кризис гуманитарных наук. Натурализация исторического знания в позитивизме.
Дискуссия конца ХIХ – начала ХХ вв. между позитивистами (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль) и представителями «критической философии истории». Выдвижение на первый план гносеологических и логико-методологических проблем исторической науки: вопрос о природе исторического познания; критерий его истинности; познаваемость исторического бытия; истина и ценность в историческом познании; историческая герменевтика – понимание и объяснение в историческом познании. «Критическая философия истории» – три главных направления: «философия жизни» и экзистенциализм (от критики «исторического разума» В. Дильтея и рациовитализма Х. Ортеги-и-Гассета до «герменевтики бытия» М. Хайдеггера); неогегельянская философия тождества исторического бытия и мышления (Б. Кроче, Дж. Джентиле, Р. Дж. Коллингвуд); аксиологический методологизм неокантианства (Г. Риккерт, В. Виндельбанд). Э. Трёльч (1865–1923) о кризисе историцизма. Абсолютные ценности религии и исторический процесс. Понятие исторического развития и универсальная история. Идея «культурного синтеза» против релятивизма.
«Аналитическая» философия истории (Э. Нагель, К. Гемпель, У. Дрей и др.). «Метаисторический анализ». Связь с позитивистской традицией. Особенности логики исторического познания. Проблема соотношения описания и объяснения в исторической науке. Структура исторических текстов. Реальность как «семантический аспект» текста.
Проблема смысла истории в ХХ веке. Философско-историческая концепция К. Ясперса (1883–1969). Критика рационалистического истолкования истории К.Маркса. Человек и история. Типы коммуникаций и смысл истории. Понятие «осевого времени». Общие истоки культур Востока и Запада. Становление истории человечества как мировой истории.
Новые варианты теории исторического круговорота в ХХ веке. Циклическая теория развития локальных культур О. Шпенглера (1880–1936). Критика европоцентризма, панлогизма, «линейной» направленности исторического процесса. Метод морфологического анализа. Историческое целое как развивающийся живой организм. «Прасимвол» – ключ к пониманию морфологии конкретной культуры. Соотношение культуры и цивилизации в философии Шпенглера. Тезис о «несовместимости культур». Задача философии истории – постижение «души культуры». Идея «заката Европы». Политизированность культурологии Шпенглера.
Теория круговорота локальных цивилизаций А.Тойнби (1889–1975). Критика односторонности шпенглеровской «морфологии культуры». «Циклизм» вместо «прогресса». Использование идей «философии жизни» Бергсона. Всемирная история как сумма «цивилизаций». «Закон вызова и ответа». Идея единства мировой истории. Интегрирующая функция мировых религий. Проект религиозного экуменизма. Особенности философско-исторического творчества нидерландского теоретика культуры Й. Хейзинга (1872–1945). Проблема типологизации культур. Морфологический анализ культурно-исторических эпох. История как духовная форма отчета культуры о своем прошлом. Проблема исторического понимания. Предвосхищение герменевтики. Историческое познание как познание смысла. Роль субъекта исторического познания (кредо историка). История и политика. Хейзинга о причинах кризиса современной западной цивилизации. Природа социального человека как «человека играющего». Игра как всеобщий принцип становления и способ бытия культуры.
14. Аналитическая философия.
Аналитическая философия и неопозитивизм: соотношение терминов. Истоки аналитической традиции. Историко-философские и естественнонаучные предпосылки возникновения неопозитивизма («третьего» позитивизма). Отличие от классического позитивизма. Основные этапы развития: логический, семантический и лингвистический анализ. Идея «анализа» как «антиметафизики». Многозначность понятия «аналитическая философия». Аналитическая философия как д в и ж е н и е, его хронологические и географические рамки. Аналитическая философия как с т и л ь мышления. Эволюция аналитической философии. Понятие «классического этапа» развития аналитической философии. Основные типы философско-концептуального анализа. Дж. Мур (1873–1958): от «концептуального реализма» к реализму «здравого смысла». Логицистские традиции Г. Фреге (1848–1925), А. Н. Уайтхеда (1861–1947), Б. Рассела (1872–1976). Философия языка как ядро аналитических дисциплин. Пропозициональность сознания. Проблема анализа лингвистического поведения человека. Поиски «чистого метода». Логико-лингвистический характер философских проблем. Логический позитивизм Венского кружка (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах, А. Айер и др.). Понимание предмета и задач философии. Критика метафизики. Проблема демаркации. Понимание структуры научного знания. Программа анализа языка науки. Принцип верификации, его эволюция. Физикализм. Элементы конвенционализма. «Принцип терпимости» Р. Карнапа (1891–1970) и его роль в эволюции неопозитивизма. Аналитическая философия и язык этики.
Модель логически строгого языка в работах «раннего» Л. Витгенштейна (1889–1951). Философия как аналитическая деятельность по прояснению логической структуры языка. Предвосхищение «антиметафизической» программы Венского кружка. Философия языка «позднего» Витгенштейна. Понятие «языковой игры». Язык как форма жизни: «Границы моего языка есть границы моего бытия». Философия как «терапия». Антиредукционистский характер учения Витгенштейна.
Неопозитивизм и его роль в современной науке и философии в 60-е - 70-е гг. (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.). Критика неопозитивистской эпистемологии. Проблема осуществления нормативистских логико-методологических программ неопозитивизма. Идея релятивности норм научно-познавательной деятельности. Реабилитация «метафизики».