2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf), страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Школа киников была основана Антисфеном (444 - 368 до н. э.)- учеником Горгия (см. 2.3.1), а позднее Сократа - в гимназии Киносарг,откуда и пошло название. Основой кинического учения сталиунаследованные от Сократа идеи самообладания и силы духа; другиеположения концепции Сократа были при этом сильно изменены, апорой и искажены до неузнаваемостиЭтические принципы основаны наутверждении самообладания: если Сократ не характеризовалудовольствие как благо или зло, то Антисфен считал удовольствиебезусловным злом. Нужно избегать удовольствий, поэтому добродетель- аскетическая жизнь в соответствии с природой, без стремления кденьгам или власти.Наиболее видным последователем Антисфена был Диоген Синопский (?- 323 до н.
э.). На своей родине, в Синопе, Диоген был осуждён зафальшивомонетничество и изгнан с позором; он встретил Антисфена идолго ходил за ним, упрашивая взять к себе в ученики. По преданию,когда Антисфен рассердился и взял палку, Диоген подставил голову исказал: «Бей, ведь нет ничего крепче, чем голова, стремящаяся кзнанию». Так Диоген стал учеником Антисфена.
Позднее онпереселился в Афины и довёл киническое учение до логического конца,сведя его к почти полному экстремизму. Основным принципом Диогенастала «перечеканка монет»: мыслитель жил в пифосе (сосуде для зерна)и проповедовал полное слияние с природой, отрицая всё общественное.Днём он бродил по Афинам с горящим факелом, провозглашая: «Ищучеловека», - показывая, что все вокруг живут неправильно; ведь длясчастья нужно лишь бросить всё общественное, приносящееудовольствие, и слиться с природой, а это по силам любому. Диогенотрицал любую власть: по преданию, когда философ грелся на солнце, кнему подошёл Александр Македонский со словами «Желай чего угодноя сделаю всё, что ты хочешь». Диоген ответил: «Не заслоняй мнесолнце».
Философ называл себя собакой, которая «торжественноприветствует дающего, лает на тех, кто не даёт, и кусает того, ктоотнимает». Другой достаточно известный киник - Кратет - был первымфилософом, зафиксировавшим киническое учение в текстах; он писалдиатрибы - короткие диалоги, напоминавшие диалоги Сократа исодержащие этические поучения. Женой Кратета была Гиппархия первая женщина-философ.Киренаики. Эта школа была основана в городе Кирена (отсюданазвание) в Северной Африке Аристиппом (435 - ? до н. э.).
Киренаики,как и киники, отрицали теоретическое знание, но считали также, чтоистина вообще не существует; в вопросах этики они опирались напринцип гедонизма (получения удовольствия), считая, что благо удовольствие, а зло страдание. Тем не менее, здесь сохраняются остаткиучения Сократа о самообладании; цель жизни - не сами удовольствия,но власть над ними; разумное поведение, ведущее к наслаждению.Мегарики. основана Евклидом из Мегара (435 - 365 до н. э.) водноимённом городе, а само учение объединило в себе концепцииСократа (см. 2.3.2), элеатов (см 2.2.3) и софиста Горгия (см. 2.3.1).Евклид различал чувственный и умозрительный пути познания, а такжесчитал сущее единым.
Мегарики прославились созданием и активнымиспользованием в спорах различных софизмов: некоторые из нихповторяли апории Зенона против движения и множественности; другиеже были вполне оригинальными. Например, софизм «Лжец»: когда тыговоришь «Я лгу» и говоришь правду, то лжёшь, поскольку если тылжёшь и при этом говоришь правду, то ты лжёшь.
В софизме«Покрытый» говорится, что Электра знает своего брата Ореста, но еслибрат лежит под покрывалом, то Ореста не знает, кто лежит подпокры-валом; получается, что Ореста не знает того, кого она знает.Подобные построения настраивают мегариков на скептический лад;итогом развития учения становится подтверждения тезиса Горгия:«Если бытие и существует, оно непознаваемо; если познаваемо, тоневыразимо».Итоги. Все сократические школы как бы отошли от базовой тематикиСократа - отыскания сущности вещей в человеке, - развив лишь частныеи, в принципе, незначительные стороны концепции учителя. При этомвсе три учения оказались достаточно странными: основываясь на явнонеочевидных постулатах, они постепенно пришли к скептицизму или,как киники, полному отрицанию теоретического знания.Некоторые положения в учениях сократических школ сыгралиопределённую роль в дальнейшем развитии философии: например, безрадикальных киников и киренаиков вряд смогла бы возникнуть вполнеуравновешенная этика стоиков и эпикурейцев.10.
Теория идей ПлатонаБиография. Платон (428/427 - 347 до н. э.) родился на Эгине внебогатой семье знатного происхождения; настоящее имя - Аристокл;по преданию «псевдоним» Платон был придуман Сократом иобозначает силу (Платон действительно отличался большой физическойсилой). Будущий философ учился у Кратила (ученик Гераклита - см.2.2.4), а затем - у Сократа. Аристокл имел знатных родственников, могсоставить хорошую политическую карьеру и даже имел опыт участия вуправлении Афинами в 404-03 гг., но быстро раз-очаровался в политикеиз-за обилия интриг и лжи. Переломным моментом стала казнь Сократав 399 году - с этого момента Платон окончательно отказывается отполитической карьеры. Ещё до этого он отказывается от многихюношеских увлечений - например, сжигает все ранее написанные стихи.После гибели Сократа Платон вместе с остальными ученикамиперебирается в Мегару, но вскоре отправляется странствовать ипопадает в Сиракузы.
Там Платон знакомится с Дионом родственником Сиракузского тирана - и пытается провести в жизньсвою концепцию идеального государства. Однако тирана не устраиваютсоветы Платона, он продаёт философа в рабство. Платона-раба привозятна Эгину, где его выкупает некий киренец Анникерид; друзья Платонасобирают деньги для того, чтобы вернуть их Анникериду, но тототказывается; тогда эти деньги получает Платон и покупает на них садвблизи Афин, названный в честь мифического героя Академа. В этомсаду философ в 388 году основывает собственное учебное заведение Академию.
После основания Академии Платон постоянно живёт вАфинах, совершив всего две поездки - в Сиракузы; обе поездкинаправлены на создание в Сиракузах идеального государства изаканчиваются провалом.Учение об идеях. Платон разрешает проблему взаимоотношенийЕдиного и Многого,используя так называемую «вторую навигацию»(этот термин применяли греческие моряки, когда в отсутствие ветравели корабль на вёслах), - он помещает их в разные миры, утверждая,что Многое - наш чувственный мир, а Единое - сверхчувственный миридей, расположенный в наднебесье. Чувственный мир подчинён мируидей; все вещи в нашем мире обязаны своими свойствами идеям: вещьпрекрасна, если в ней есть идея прекрасного; доска зелёная, потому чтов ней есть идея зелёного.
Соответственно, только мир Многогопознаваем чувственно, а мир идей (который Платон называетГиперуранией) можно познать исключительно умом.Итак, идея (Платон также называл её эйдос, форма) - это не сама мысль,но то, по поводу чего думает мысль, свободная от чувственного; этосущность всех вещей, не зависящая от восприятия конкретногочеловека. Идеи не порождены и неуничтожимы; они гармоничны.
Миридей - это и есть бытие; однако в этом мире существует движение: идеинеподвижны относительно себя (неизменны), но движутся друготносительно друга так, что среди них возникает иерархия. На«вершине» Гиперурании находится идея Блага (то, что производитбытие и сущность, делает ум познающим, а идеи - познаваемыми);Благо - целевая причинность, заложенная во всех идеях; другимисловами, это то, ради чего происходят все события.
За идеей Благаследуют идея множественности (ограничивающая Единое - Благо), идеибытия, покоя и движения; тождества и различия.Весь окружающий нас физический мир создан творцом - Демиургом как подобие ми-ра идей. Демиург - создатель физического мира, но несоздатель мира идей или материи; он лишь зодчий, подчиняющийся,как и всё остальное, идее Блага. Сначала из «смеси» идей и материиДемиург создаёт мировую душу - четыре стихии, образующие космос(огонь, воду, воздух и землю); затем он придаёт космосу шарообразнуюформу, помещая на него звёзды; мировая душа разделяется на души почислу звёзд, а каждая из душ даёт жизнь Богам, растениям, животным илюдям. Таким образом, всё вокруг нас - результат смешения материи иидей.
Но почему гармоничные, «идеальные» идеи дают негармоничныевещи (грязные, разбитые, некрасивые) - потому что материясопротивляется воздействию идеи и первоначальная гармониянарушается.Иллюстрацией к данному учению служит так называемый миф опещере: в тёмной пещере всю жизнь находятся заключённые,прикованные спиной к входу. Через вход в пещеру попадает свет, такчто все внешние события отражаются на внутренней стене пещеры ввиде теней.