2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf), страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Он, по сути дела, продолжил основную проблематикутворчества ведущих античных философов – Сократа, Платона иАристотеля: сущность всех вещей заложена в человеке, но откуда в нёмэта сущность? Если Платон давал ответ в духе реализма (сущностьвещей – идеи – существует до самих вещей), Аристотель – в духеконцептуализма (сущность вещи – её форма – существует только вместес самой вещью), а схоласты добавили третью позицию – номинализм, тои в Новое время данная проблематика остаётся актуальной. Позицииноминализма постепенно трансформируются в английский эмпиризм(см. 17), а реализма – в новоевропейский рационализм.Но спор об универсалиях – не единственная проблема, оставленнаясхоластикой «в наследство» Новому времени: ранее уже говори-лось онерешённой Аристотелем проблеме движения: как в вещи заключенапричина возникновения вещи? К этой же проблеме пришли схоласты,пытаясь подстроить метафизическую модель Аристотеля подхристианские догмы: как совместить представление о бессмертнойдуше с душой как формой тела.
Фома Аквинский даёт ответ в духесредневекового теоцентризма: в форме заложено как существованиевещи, так и её бытие; бытие заложено Богом, то есть причинавозникновения вещи, причина движения – Бог. Од- нако такой ответ несовсем устроил новоевропейскую философию, начавшуюся спереосмысления наследия Аристотеля.Ансельм Кентерберийский Бог -тоже общее понятие, понятие сущностивсего. Значит, доказав существование Бога, мы доказываемсуществование универсалий. Ансельм даёт два типа доказательств:первый тип основан на том, что всякая вещь есть благо; но степеньблага во всех вещах различна; то есть существует некое высшее Благо,являющееся причиной всех частичных благ.
А это и есть Бог. Второедоказательство связано с тем, что любой, даже безумец, отрицающийБога, согласится с определением: «Бог есть то, больше чего помыслитьнельзя». То есть понимание такого понятия есть у каждого, но тогда оносуществует и в реальности, ведь иначе можно помыслить такое понятиереально существующим, а это уже больше, чем просто понимание.Значит, понятие Бога реально существует.Фома Аквинский приводит пять однотипных доказательствсуществования Бога. Например, в доказательстве через движениефилософ утверждает, что всякое движение имеет причину; эта причинаимеет свою причину, и так далее. Если эта цепочка бесконечна,тодвижение никогда не возникнет, но поскольку на чувственном уровнемы наблюдаем движение, это означает, что существует первопричинадвижения, которая и есть Бог.21 Гуманизм и натурализм философии эпохи Возрождения.Гуманизм в философии Возрождения.Общие замечания.
Как следует из названия, гуманизм (от латинскогоhuman) – философия человека, понимаемого не только в природном(человек - antropos), но и социально-культурном смысле.Соответственно, человек, его роль в судьбе мира, оцениваютсяпринципиально выше, нежели в Средневековье. Впрочем, гуманисты неотвергают Бога полностью, сохраняя за ним сотворение мира, однакотакой Бог уже не ассоциируется с церковью, а оказывается лишьабстрактным понятием.
Схоласты не могли позволить себе ничегоподобного, поскольку, по сути дела, находились на службе у церкви(см. 3.3.1, Основные особенности); гуманисты же были людьмидостаточно независимыми, они зарабатывали деньги за счёт продажисобственных книг, картин, скульптур; соответственно, гуманистыактивно критикуют официальную церковь за отступление от идеаловраннего христианства.Как уже отмечалось, гуманизм впервые появился в Италии - это,вероятно, связано с сильным влиянием Византии. Вторая половина XIVи XV вв. - время кризиса Византийской империи, едва сдерживающейнатиск арабского мира; соответственно, многие византийцы бегут вЕвропу - главным образом, в Италию - привозя с собой книги,неизвестные Западной Европе.
Так возникает интерес к истокамхристианства, и многие обнаруживают, что учение римскокатолической церкви сильно отличается от исконного христианства также, как латынь Рима отличается от латыни Средних веков.Гуманизм в литературе. Истоком итальянского гуманизма считаюттворчество Данте Алигьери (1265 - 1321), которое, с одной стороны,обобщило христианское мировоззрение, а, с другой стороны,выдвинуло на передний план именно человека: Данте повествует омногих язычниках - античных поэтах и философах, арабскихмыслителях Средних веков (таких, как Авиценна), - помещает в рай нетолько канонизированных католической церковью схоластов, но иеретиков.
Писатель уделяет много внимания прекрасной земной жизни,обрисовывая жизнь небесную лишь схематично, - впервые возникаетмысль о возможности счастья не только после смерти, но и во времяжизни. Родоначальник гуманизма - поэт и философ ФранческоПетрарка (1304 - 1374) - приходит к главенству земного удовольствия(любви к женщине) над небесным.Развитие подобных идей приводит гуманистов к обожествлениючеловека: человек - смертный бог на земле, поскольку как Бог - творецвсего сущего, так и человек - творец прекрасной культуры.Соответственно, если царство божье на земле всё равно невозможно, тоследует стремиться к царству земному, где все люди смогут житьсчастливо и весело.
Так гуманисты приходят к идее равенства всехлюдей, предвосхитившей крах сословного феодального строя.В подтверждение важной роли человека Киселёв можно привестидостижений, выполненных человеком самостоятельно, без божьейпомощи: это изобретения (часы, компас, порох, книгопечатание) иВеликие географические открытия.Впрочем, если для нас рукотворность этих достижений очевидна, тосредневековые люди очень часто усматривали во всех этих пунктахБожью волю, а то и непосредственного вмешательство Всевышнего.Так что не для всех всё было однозначно - гуманизм завоёвывал себе«место под солнцем» долго и мучительно, а, завоевав, обнаружил, чтоего уже теснят сзади «новинки» - Реформация и научная революция.Натурализм в философии Возрождения.Джордано Бруно (1548 - 1600) - создатель одной из первыхфилософских концепций. Мыслитель считает природу «Богом в вещах»,причём такой Бог лишь символизирует природу, но не творит её.
Он,как и природа, бесконечен, а основная задача человека – познаниеприроды, приближающее к Богу. Материя - божественное бытие ввещах; материя первична и создаёт форму вещи (происходитсвоеобразная «реабилитация материи», роль которой была принижена,ещё начиная с Платона). Бруно считает, что весь мир одушевлен: душаесть в каждой вещи, это её формирующая причина. Душа вещи - частьмировой души, которая и является причиной всех других изменений вмире. Так Бруно заимствует некоторые аспекты платонизма, соединяяих с натурфилософскими тенденциями Возрождения.Бруно признаёт гелиоцентрическую систему мира, считая Солнечнуюсистему лишь одной из множества подобных систем в бесконечнойВселенной; все миры, существующие во Вселенной, одушевлены изаселены.
Пространство Вселенной заполнено эфиром, а теласформированы четырьмя началами - огнём, воздухом, землёй и водой.Мыслитель ставит разум выше веры, считая, что вера требуется толькодля наставления грубых народов, нуждающихся в управлении.Единственный путь познания природы (то есть познания Бога) - разум.Такая концепция, ставящая во главу угла природу, получила названиенатурализма.Разумеется, учение Бруно раздражало католическую церковь,господствовавшую но его родине - в Италии; начались нападкиинквизиции, закончившиеся публичным сожжением учёного.22.Наукоцентризм философии Нового времени.
Проблема методапознания.Наукоцентризм философии Нового времениОсновные черты. Новоевропейская философия характеризуется двумяважными чертами: во-первых, это опора на научное знание,позволяющая говорить о наукоцентризме новоевропейского периода.Однако внедрение в философию современного естественнонаучногознания не становится единственной задачей; если XVII век в основномнаправлен на обобщение научного знания, то уже XVIII век обращаетсяк проблемам сознания, а классическая немецкая философия ставитсознание во главу угла. Философия вновь оказывается «над науками» она не только обобщает, но и имеет собственную область исследования- сознание.Вторая черта Новоевропейской философии - господство разума,позволяющее говорить о рационализме в широком смысле слова (а некак об антониме эмпиризма): всякий элемент жизни должен бытьпроверен на разумность и, в случае неразумности, отброшен.Философия окончательно вытесняет иррациональную религию изевропейскойкультуры:новоевропейскийпериодвообщехарактеризуется крайним неприятием христианства.Наконец, третья черта - примат этико-политической философии надонтологией и гносеологией.
Суровая обстановка эпохи требует отфилософии решения насущных социально-политических вопросов.Поэтому метафизика, учения о природе и познании становятся лишьсредством обоснования этических учений, учений о государстве. Втаких условиях проходят XVII и XVIII века; лишь классическаянемецкая философия пытается возвратить первенство истоков онтологии и гносеологии.Важно, что несмотря на бурное развитие естествознания вновоевропейский период, вплоть до середины XIX веканатурфилософия оставалась составной частью философии. И лишь всередине XIX века из неё выделились самостоятельные науки, которыетут же начали «нападать» на свою мать.Проблема метода познания.Бекона Начинает он с очищения от старых, неверных методов ипонятий.Для этого философ выделяет четыре группы так называемых идолов помех, препятствующих истинному познанию.