2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf), страница 23
Описание файла
PDF-файл из архива "2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 23 страницы из PDF
Однако был ли этот приговор окончательным? XXвек этот приговор, можно сказать, пересмотрел.Но в середине XIX века спор идеологий еще почти не касалсяполитических проблем — он удерживался в рамках отвлеченнойтеории (философии религии, философии истории, гносеологии). Уславянофилов несогласиесзападникаминестолькоосмысливалось,сколько прочувствовалось, переживалось врелигиозной форме.Антиномию веры и знания, известную и для философии Запада, вроссийском (а не западноевропейском) варианте стремится разрешитьфилософиявсеединства, основателем и самым крупнымпредставителем которой выступал В.С.
Соловьев (1853—1900).Гносеологическим аспектом идеи всеединства (т.е.полноговзаимопроникновенияивзаиморазграниченияэлементовмножества)стала соловьевская теория цельного знания, которуюфилософ противопоставлял как рационализму западников, так ииррационализму славянофилов. Это была идея сверхрационализма.«Цельность знания» в философии Вл.
Соловьева — это не«теоретический» и не «практический» разум немецкой классики. Идаже не их единство. Это — другое. «Цельность» у русскогофилософа — эта такая характеристика и свойство человеческойдуши, которые самым существенным образом отличают человека —высшее и совершеннейшее творение природы — от всех других,даже по-своему смышленных животных.В80-90гг. сопротивлениероссийскойдуховности«обуржуазиванию» общественной жизни было все еще очень сильным.Именно в это время Россия начинает знакомиться с марксизмом.Знаменательно, что русский марксизм — антипод и критикнародничества — сам если не теоретически, то организационновырос из народнического подполья, хотя привлек к себе поначалуисимпатии леволиберальной интеллигенции, увидевшей вфилософской и экономической теории Маркса высшее достижениесоциальной мысли своего времени.Русская религиозная философияОдно из центральных мест в русской философии занимает ЛевНиколаевич Толстой (1828—1910).
На его философию оказали влияниевзгляды Канта, Руссо, А. Шопенгауэра. Взгляды Толстого разделялимногиесовременники(«толстовцы»)ипоследователи.Сам Ганди считал его своим учителем.В своей философии Толстой признает ценность моральнойсоставляющей религии, но отрицает все богословские ее аспекты(«истинная религия»). Цель познания видит в поиске человеком смыслажизни, чем и занимается в первую очередь любая религия. Отрицаетлюбую власть, считает, что необходимо упразднение государства.Поскольку отрицает любые насильственные способы борьбы, тосчитает возможным избавиться от государства путем отказа каждого отвыполнения им общественных и государственных обязанностей.49 – про славянофилов западников и т.п.
из 48го билета50.Философия в России после 1917 года.СоветскаяФилософия(марксистско-ленинскаяфилософия,диалектический материализм) — составная часть официальноймарксистско-ленинской идеологии советского общества в периодс октября 1917 по кон. 1980-х гг.Источниками для разработки филос. учения марксизма-ленинизмапослужили учения философов-материалистов эпохи Просвещения и Л.Фейербаха, а также материалистически истолкованный диалектическийметод Г.В.Ф. Гегеля. Важнейший вклад в становление и развитиемарксистской философии внесли К. Маркс, Ф.
Энгельс, Г.В. Плеханов(ввел термин «диалектический материализм»), В.И. Ленин.В систематизацию и популяризацию С.ф. заметный вклад внесли И.В.Сталин, A.M. Деборин, Б.Э. Быховский, И.К. Луппол, М.Б. Митин, Ф.В.Константинов и др.После опубликования в СССР в 1925 рукописи Энгельса «Диалектикаприроды» среди советских философов возникла полемика между«диалектиками»(Деборин,Быховский,Лупполи др.)и «механицистами» (Н.И. Бухарин, Л.И. Аксельрод, И.И. Степанови др.). Представители этих направлений по-разному оценивали местодиалектики в структуре философии марксизма. В ходе полемикипобедила т.зр. представителей первой группы, которые выступализа принципиальнуюориентациюС.ф.на материалистическуюдиалектику.На протяжении десятилетий своего существования С.ф.
видоизменяласьне столько под влиянием собственно филос. дискуссий, сколько в силуизменений общей политической и идеологической ситуации в СССР.На развитии филос. мысли в СССР благоприятно сказалось десятилетие«хрущевской оттепели» (1954—1964), когда в формах традиционнойС.ф. в разных филос. дисциплинах (логика и методология научногопознания, логика, критика буржуазной философии, история философиии др.) стала проявляться живая филос.
мысль.Оценивая в целом феномен С.ф., необходимо отметить, что, будучисоставной частью официальной идеологии, это идейное образованиеосуществляло функции политико-идеологического контроля за филос.сознанием, удерживая его в угоду власти в схоластико-догматическихоковах..