2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf), страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Движение атомов приводит к появлениювихрей, а вихри образуют миры. Миров (как и атомов) бесконечномного - они появляются, существуют и вновь распадаются наразупорядоченные атомы. Этот процесс бесконечен, не имеет ни начала,ни конца также, как сами атомы не были рождены и никогда неисчезнут.Учение о познании. Душа - движущее начало, орган ощущения имышления; она и сама всё время находится в движении, а потомусостоит из очень гладких атомов сферической формы. Жизнь связанаименно с наличием атомов души - они входят в организм и выходят изнего при дыхании; смерть вызывается остановкой дыхания - в этомслучае атомы души выходят из организма, а новые туда уже непопадают, жизнь прекращается.Демокрит различает первичные и вторичные качества предметов:первые обусловлены видом и порядком расположения атомов (это,например, форма), а вторичные - как атомами, так и органами чувствчеловека (вкус, цвет, запах).Недостатки.(Особенности позиции Киселёва).Существует явноедоказательство ущербности и бессмысленности атомистическойконцепции.
На помощь приходит пример с кошкой: если мысленноразбить кошку на атомы, а затем вновь собрать, живая кошка уже неполучится.Эпикур (342 - 270 до н. э.) родился на острове Самос; ввосемнадцатилетнем возрасте переехал в Афины, а после смертиАлександра Македонского перебрался в Колофон; затем странствовалпо городам Малой Азии. В 310 году он основал собственную школу,а в306 г. переселился в Афины, где купил дом с садом; по этой причинешкола эпикурейцев носила название «Сада». В Академии Эпикурслушал лекции Ксенократа, а затем в Малой Азии познакомился сучениями Демокрита и Платона; тем не менее, он не считал себя чьимлибо учеником. Сохранилась характеристика философа, сообщающая,что «Эпикур больше любил себя в философии, нежели философию всебе».Физика. Основные принципы физики Эпикура таковы: 1) ничего невозникает из ничего и в ничто не превращается; 2) вселенная всегдабыла такою, какова она теперь, ибо нет ничего, во что она можетпревратиться; 3) вселенная состоит из тел (об их существовании говорятощущения) и пустоты (без неё невозможно движение); 4) тела либонеделимы и неизменяемы (атомы), либо составлены из первых; 5)Вселенная бесконечна по числу составляющих её тел.
Таким образом,Эпикур придерживается атомистической концепции, но вносит в неёнекоторые изменения: атомы характеризуются не только формой,размерами, но и тяжестью. Размеры атомов не произвольны, а таковы,что атомы малы и незаметны. Все качества присущи телам, а не атомами являются свойствами тел; при этом Эпикур различает устойчивыекачества (те, что всегда характерны для данного тела - цвет, вкус, запах)и случайные признаки (например, время, поскольку его можно мыслитьтолько в связи с движением и покоем).Из-за наличия свойства тяжести атомы в пространстве двигаются«сверху вниз», но, поскольку пространство бесконечно, имеется в видулишь то, что траектории атомов парал-лельны, а понятия «верха» и«низа» относительны. Однако в таком случае атомы не могутсталкиваться, то есть не могут образовывать предметы; по этой причинеЭпикуру приходится ввести понятие случайного отклонения атомов отпрямолинейных траекторий; он не объясняет причин такогоотклонения, считая его заложенным в природе атомов изначально.Подобное «допущение» позволяет Эпикуру «освободиться» отнеобходимости Демокрита и развить самостоятельное этическоеучение.Итоги.
Атомистическая концепция Демокрита - последнее достижениеантичной физики. Несмотря на то, что философ находится как бы в«отрыве» от основного для V века направления - поиска сущностивещей в человеке - и лишь продолжает старое, результаты оказываютсядостаточно серьёзными. Именно Демокрит показывает, чтоутверждения элеатов, вообще говоря, совершенно неочевидны и вряд лимогут быть признаны истинными; к тому же самому приходят Платон сАристотелем - никакого единства первоначала нет, поскольку оно неспособно объяснить множественность вещей.9.
Жизнь и философия Сократа. Сократические школы.Биография. Сократ (470 - 399 до н. э.) родился в Афинах, где и прожилвсю жизнь; принципиально не писал книг, распространяя своё учениеисключительно устно - обычно, в форме диалога. Имел немалоучеников, но не создал собственного образовательного учреждения; поэтой причине обычно не говорят о школе Сократа, а выделяют рядсократических школ, образованных учениками Сократа которые,вообще говоря, сильно видоизменили концепцию учителя. Мы узнаёмоб учении Сократа из двух источников: свидетельств учеников исовременников или диалогов Платона.
В обоих случаях имеютсяопределённые проблемы: ученики «адаптировали» учение Сократа подсобственные воззрения, а Сократ, фигурирующий в платоновскихдиалогах, - этоскореелитературный персонаж,нежелисамостоятельный философ. Платон использует Сократа для выражениясобственных мыслей, поэтому часть идей Платона часто приписываютСократу.Тем не менее, можно достаточно надёжно выделить две новации вфилософии, которые связаны именно с Сократом: это, во-первых,новый метод познания, и, во-вторых, - первое полноценное этическоеучение.Жизнь Сократа закончилась трагически: суд Афин обвинил его вбогохульстве и растлении молодёжи; на судебном процессе философуне удалось доказать свою правоту, и он был приговорён к смерти.
Вночь перед казнью ученики Сократа подготовили побег, но мыслительпредпочёл чашу с цикутой нарушению законов полиса.Метод познания. Сократ выделял два основных этапа своего метода:иронию и маевтику; оба являются частями знаменитого сократовскогодиалога - именно в этой форме философ пытался достичь и выразитьистинное знание. В процессе иронии мыслитель спрашивал собеседникао содержании какого-либо понятия (например, что такое прекрасное?).Собеседник даёт некий ответ; например, прекрасное - это то, чтохорошо подходит для любого случая. Тогда Сократ приводит пример,не «укладывающийся» в это определение: например, хороший щитпрекрасен для защиты, но бесполезен для метания, для метания жепрекрасно копьё, бесполезное для защиты от близкого врага.Собеседник совершенствует своё определение, а Сократ приводитновый опровергающий пример, то есть использует методы софистов,стремясь так или иначе опровергнуть собеседника.
Но, наконец,возникает совершенно резонный вопрос: «А как же правильно?»; вответ Сократ не высказывает (как софисты) собственную точку зрения,но говорит лишь одно: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие и этогоне знают».Философ сравнивает своё искусство с акушерством: он не создаётничего сам, но лишь помогает собеседнику «родить» мысль (маевтика,по-гречески, - повивальное искусство); не сообщает истины, нопомогает другим совершенствовать свои знания, приближаясь к истине.Такой подход получил название сократического.
\считал, что сущностьвсех вещей находится в человеке.Этика. Основой этики Сократа является принцип разумности, то естьположение: поведение должно быть разумно. Но философ даёт инесколько более подробную картину, раскрывающую ряд деталей:сущность человека - душа, понимаемая как разум и нравственноориентированное поведение; тело - лишь инструмент, подчинённыйдуше. Добродетель - то, что делает душу благой и совершенной;самообладание - власть разумного над животным, счастье - внутренняягармония души и добродетель.
Таким образом, путь к счастью разумное знание, которое поможет в совершении добродетели. Сократсчитает, что знание тождественно творению блага, то есть все плохиепоступки совершаются исключительно по незнанию, а в случае знаниячеловек всегда делает добро (так полностью отрицается влияние воличеловека на его поведение - достаточно наивно, вообще говоря).Бог, по мнению Сократа, - нечто, достигшее полного самообладания,разум, понимающий всё без исключения; он не нуждается ни в ком и нив чём; мудрец - тот, кто стремится к тому же состоянию.
Кроме этого,философ упоминает некого «даймона»; это существо, котороепредостерегает человека от неправильных (а, значит, неразумныхпоступков), но не сообщает, как же надо поступать (что истинно).После смерти тела душа будет либо вознаграждена, либо погибнетвместе с телом, однако человек никак не может повлиять на исход;поэтому стремиться к счастью и творить добро нужно сейчас, во времяжизни, не рассчитывая на какое-либо продолжение своегосуществования. Таким образом, каждый человек зодчий своего счастья,его задача - поступать по истине; единственная сила, способная помочьв этом, - разум. Человек должен гордиться своим разумом, а нехвастаться физической силой, ведь всякое насилие - безусловное зло.Именно поэтому Сократ до последнего словесно защищает себя на суде,но отказывается бежать: побег - насилие над законом.Сократические школыКиники.