2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf)
Описание файла
PDF-файл из архива "2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
1. Философия, ее специфика и место в культуре.Предмет философии. Согласно Философской энциклопедиифилософия - это форма общественного сознания, направленная навыработку целостных взглядов на мир и место в нём человека, а такжеследующее отсюда познавательное, целостное, эстетическое отношениек миру. Такое отношение к миру называется мировоззрением, поэтомуможно сказать, что философия - теоретически сформулированноемировоззрение.
Дословный перевод с греческого: философия - любовьк мудрости. Существует и другое определение философии: Гегельсчитал, что это «мышление о мышлении».Место философии в культуре. С середины V века до н. э. философияявляется основным элементом образования в западноевропейскойкультуре, а потому можно говорить и о том, что философия занимаетцентральное место в этой самой культуре.
Тем не менее, в последние100 лет всё довольно сильно изменилось, и на данный момент говоритьо центральном (да и вообще каком-то особенном) месте философиивряд ли возможно. Причиной явилось бурное развитие наук (причём нетолько естественных), приведшее к крушению (в той или иной степени)большинства прежних философских концепций. Вероятно, на данныймомент можно говорить лишь о том, что философия играет роль однойиз наук - тесно переплетённой с другими, но не играющей какой-тоособой роли в культурной жизни.Особенности позиции Киселёва.
Определение Гегеля («философия мышление о мышлении») становится «рабочей гипотезой» курса смысл в том, что его следует подтверждать конкретными фактами, тоесть положениями учений различных философов, показывая, какпостепенно все понимают, что мышление-то и есть главный объектисследования философии. Да, действительно основным объектомисследований классической немецкой философии (и в том числеГегеля) является мышление; но это всего лишь одна сторона медали.Без изучения мышления в философии не было бы ничего, но, изучаяодно лишь мышление, философия осталась бы ни с чем умозрительными построениями, оторванными от реальности. Так илииначе, только в связках «природа - человек - мышление» и«чувственность - рассудок - разум» появилась та, имеющая некоторыйпрактический смысл философия, которую мы имеем на сегодняшнийдень.2.
Структура философского знания. Историческое изменениепредмета философии.Разделы философии. В настоящее время выделяют шесть основныхдисциплин, формирующих такую область знания как философия. Этоонтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), логика(учение о мышлении), этика (учение о морали), эстетика (учение опрекрасном), история философии (учение о развитии философскихучений:)). Эти формулировки достаточно туманны, что, вообще говоря,соответствует реальному положению дел - разграничить в одномфилософскомучениионтологическуюигносеологическуюсоставляющие бывает сложно, а порой почти невозможно. Впрочем,именно эти названия обычно используют для обозначения разделовучения того или иного мыслителя - наверное, за неимением лучшего.Историческое изменение проблематики философского знания.Античная философия возникла в конце VII в. до н.
э. как физика учение о природе; затем появились логика (первая половина V в. до н.э.) и этика (конец V в. до н. э.). В середине IV в. до н. э. из физикивыделилась метафизика - учение об умозрительных основах бытия.Следующие существенные изменения произошли в началеСредневековья: место физики, метафизики и логики заняли такиедисциплины, как космология (учение о мире), теология (учение о Боге),психология (учение о душе). Однако с началом Нового времени и этидисциплины, имеющие явный религиозный уклон, постепенноразвились во вполне светские онтологию и гносеологию; этот процессзакончился с возникновением классической немецкой философии вконце XVIII века.
Кроме этого, в начале XVII века «возродились»физика - теперь уже под названием натурфилософия - и логика; в концеXVIII века появилась эстетика (у Канта) и, последней, историяфилософия - в работах Гегеля начала XIX века.Особенности позиции Киселёва заключаются в том, что он любитпрослеживать логику этого самого исторического изменения;аргументы таковы: первым объектом исследований человека былаприрода, поэтому первой появилась физика.
При изучении природыстало понятно, что в этом процессе играют роль как окружающий мир,так и мышление человека, поэтому второй появилась логика. Толькопосле этого смогли появиться этика и метафизика - умозрительныедисциплины, которые просто не могут развиваться без хорошего знаниязаконов мышления. Однако на этом всё заканчивается - проследитьлогику возникновения последующих разделов философии достаточносложно; да и вряд ли это необходимо - всё это лежит в руслевысказывания Гегеля «что естественно, то разумно»; понятно, чторазвитие философии не было сумбурным, случайным, но это вряд лиоправдывает некоторые результаты такого вполне логичного развития.3. От мифа к логосу.
Возникновение первых философских системантичности.Миф. Под мифологией понимают фантастическое отражениедействительности, возникшее в первобытном сознании в результатеодушевления природы и всего мира. Миф (по гречески - предание,сказание) - чувственное представление, отражающее некотороеобобщение. В мифе нет ничего абстрактного, а свойства природы теснопереплетены со свойствами самого человека. Существовало две формымифов: тотемизм (обожествление животных - им приписывалисьчеловеческие черты и свойства) и пантеизм (боги наделены какчеловеческими чертами, так и свойствами природных стихий). Дляпервобытного человека наиболее важным в мифе были знания о самомсебе и знания о природе, необходимые для жизнедеятельности. По сутидела, миф стал способом передачи знаний о жизнедеятельности отпоколения к поколению, возникла форма общественного сознания. Но,в условиях динамичного изменения условий жизни, мифы такжедолжны были изменяться, причём изменяться достаточно часто - поройпо несколько раз за время жизни одного человека.
Однако мифытребовали веры, а внезапная «перестройка» веры всегда оченьтравматична для человека; ясно, что такой путь не устраивал человека,нужно было создать что-то новое - и это новое появилось.Логос. Таким образом, требовалась иная форма общественногосознания, способная «без потерь» перестраивать сознание людей;форма, учитывающая происходящие изменения. Эта форма возникла врезультате разделения знаний о природе и знаний о человеке,неразрывно соединённых в мифологии.
Результатом подобногоразделения стал логос, обобщивший знания о человеке и добавивший кним абстракцию - выделение, вычленение. Говоря другими словами,логос обозначает единство мысли и языка, доходящее до полноготождества. Логос стал основой как философии, так и науки; егоосновная черта - появление абстракции. Таким образом, философия небыла занесена извне, а возникла как результат естественных процессов;подобные изменения были особенно активны в трёх регионах Земли Китае, Индии и Греции; в результате там возникла новая формаобщественного сознания, названная позднее философией. Далеко невезде эта форма общественного сознания укрепилась: только в Европеона надолго стала центром культурного развития, поэтому именноистория европейской философии представляет наибольший интерес дляизучения.4.
Космоцентризм античной философии, главные представители.Временные рамки. Начало античной философии, очевидно, должнобыть связано с переходом от мифа к логосу (см. 1.3) в культуре древнейГреции. Такой переход был достаточно долгим и сложным,затянувшись почти на целое столетие; поэтому и граница началаантичнойфилософииразмыта.Принятосчитатьпервымидревнегреческими философами представителей милетской школы, вучениях которых появились первые (хотя и весьма скромные)абстракции; это конец VII века до н. э. Тем не менее, известно кое-что ио своеобразных «предшественниках» милетцев - «семи мудрецах»(одним из которых часто называют самого Фалеса): ими называлилюдей, добившихся значительных результатов в своей деятельности, итем самым получивших авторитет, позволявший давать советы другимлюдям.
Такого права действительно нужно было добиться, поскольку вдревнегреческих полисах (городах-государствах) того времени царилдух крайнего индивидуализма. Итак, для сохранения своего знания«мудрецы» сформулировали (правда, неизвестно, в какой форме)основные правила поведения, основанные на вполне рациональноманализе собственной деятельности, а не мистическом поклоненииБогам. Абстракций там, по-видимому, не было, а потому деятельность«мудрецов» к философии не относят.
Окончание античной философиисвязывают с полным угасанием неоплатонизма и указом императораЮстиниана (529 г.) о запрете еретических учений (и, в частности,нехристианских философских школ). К этому моменту уже достигаетрасцвета новая, христианская философия - патристика, но она неотносится к античности: основным вопросом патристики сталосоотношение веры и разума, тогда как античная традиция предполагаетбезусловное господство разума над слепой верой во что-либо. Именнопо отношению к разуму разделяют раннехристианскую философию патристику - и позднюю античную - неоплатонизм.Периодизация. Существуют разные подходы к периодизации античнойфилософии,определяющиесяразличнымицелямиподобныхклассификаций.
Киселёв зачем-то приводит сразу несколько вариантов,но о них несколько ниже. В данном же случае классификация будетдостаточно простой; в традициях основных источников - [1] и [2] выделим три периода. Первый - досократический - включает в себявсех мыслителей, работавших в духе физики, изучения природы безвнимания к познающему субъекту - человеку. Сюда относятся и физикиV века и школа Демокрита, который, собственно говоря, от физикиникуда не ушёл. Второй период начинается с революции в философии,осуществлённой софистами, и заканчивается наиболее значительнымучением Античности - концепцией Аристотеля.
Для этого этапахарактерно большое внимание к поиску сущности всех вещей вчеловеке (которая, правда, ни к чему хорошему не привела©), а такжесоздание грандиозных учений, основанных на метафизике как науке обумозрительных основах бытия. Сюда будут также отнесенысократические школы, крепко связанные с концепцией самого Сократа.Наконец, третий период - эллинистическо-римская философия представляет собой время постепенного упадка античной философии:на первое место выходят вопросы этики, а метафизика уходит на заднийплан. Вместе с ней уходит на задний план и разум, уступая место вере;финалом становится полумистический неоплатонизм, который, однако,уже не в силах ни конкурировать, ни сотрудничать с набирающим силухристианством.Условия зарождения античной философии.