2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf), страница 8
Описание файла
PDF-файл из архива "2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
- данный процессбесконечен, поэтому идей, характеризующих Платона, бесконечномного. Затем философ излагает собственное мнение об устройствебытия.Основа метафизики - категории (см. 1.4), которых у Аристотеля десять:сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение,обладание, действие, страдание.Каждая из этих категорий отвечает на тот или иной вопрос: сущность «Что есть вещь?»; количество - «Сколько?»; место - «Где?», и так далее.И введение категорий уже само по себе стало огромным достижением:раньше те же слова пользовали в самых разных смыслах, что частопутало,приводякабсурднымрассуждениям.Именнонеопределённостью фундаментальных понятий активно пользовалисьсофисты, создавая свои парадоксы; Аристотель положил конецподобным «недомолвкам».Причинности. Помимо категорий Аристотель вводит четыре причины(или, правильнее сказать, причинности - то, что является причинойкаких-то событий): формальную, материальную, двигательную ицелевую.
Формальная причинность определяет свойства предмета,материальная - то, из чего состоит предмет, двигательная - то, чтосоздаёт предмет, целевая то, ради чего создаётся предмет. Например,если рассматриваемый предмет - горшок, то формальная причина округлая форма горшка; материальная причина - глина; двигательнаягончар, который реализует форму горшка в реальном изделии; целевая то, ради чего гончар делает горшок.13.
Этическое учение Аристотеля.Биография. Аристотель родился в 384 году до н. э. в городе Стагире(отсю-да полное имя - Аристотель Стагирит) на северо-западномпобережье Эгейского моря; отец философа был врачом македонскогоцаря Аминты III - отца Филиппа II и деда Александра Македонского.Когда Аристотелю было 17 лет, его отец умер, а Филипп II помогмальчику переехать в Афины и попасть в платоновскую Академию,дабы получить лучшее на тот момент образование. Аристотельстановится учеником Платона и остаётся в Академии вплоть до смертиучителя в 347 году. Затем главой Академии становится Спевсипп, слинией которого Аристотель не согласен, а потому решает уехать изАфин и поселяется в городе Асса в Малой Азии, где и живёт подпокровительством тирана Гермия.
После гибели Гермия Аристотельперебирается в Митилен на остров Лесбос, где к тому моменту ужеживёт его ученик Теофраст.В 343 (или 342) году философа требует к себе Филипп II, предлагаястать воспитателем и наставником сына Александра; Аристотельпринимает предложение и находится при македонском дворе вплоть довосшествия Александра на трон (около 336 года). Затем Стагиритвозвращается в Афины и основывает там собственное учебноезаведение - Ликей. При Ликее имелся сад с крытыми галереями дляпрогулок; обучение в Ликее часто велось в ходе таких прогулок,поэтому учащихся школы Аристотеля называли перипатетиками. В этоже время Александр присылает учителю большое количестворедкостей, захваченных во время походов, - полководец даже создалспециальный отряд, который первым входил в захваченный город исобирал там всё самое ценное.
В результате Аристотель сталобладателем обширной 27 коллекции самых разных предметов ирукописей, а после его смерти ученики сделали эту коллекциюобщедоступной, устроив кунсткамеру.После смерти Александра в 323 году Аристотель спешно покидаетАфины, опасаясь наказания за близость с покойным правителем(Стагириту так и не смогли предъявить политические обвинения, нопытались привлечь к суду за безбожие). Большая часть трудовфилософа остаётся в Афинах, откуда их позднее забирает ученикТеофраст. Аристотель умирает в ссылке через год - в 322.Этика.
Аристотель считает, что любая деятельность должна бытьразумной; в частности - деятельность нравственная. Цель жизничеловека - достижение блага, заключающегося в спокойном созерцанииокружающего мира; такое созерцание невозможно без спокойной ибезбедной жизни.
Соответственно, условия жизни - материя блаженнойжизни, а благо - её форма (цель). Необходимым условием достиженияблага является добродетель - определяемая разумом середина междудвумя крайностями (например, великодушие между малодушием итщеславием; мужество - между безрассудной отвагой и трусостью).Душа человека делится на неразумную (питающую (функции питания иразмножения) и ощущающую (ощущение)) ж разумную (познание спомощью разума) части.
Соответственно, добродетель может бытьразделена на этическую и дианоэтическую. Этические добродетелисвязаныспривычкамичеловека(мужество,скромность),дианоэтические - с познанием, они созерцательны. Аристотель считает,что существует свободный выбор между добром и злом; задача каждогочеловека - разумно определять, где добро, а где - зло, и делать свойвыбор; таким образом, Стагирит впервые говорит о воле как факторе,определяющем поведение человека.Таким образом, этика Аристотеля в противовес платоновской этикеоказывается чрезвычайно жизненной. Благо здесь - вещь вполнедостижимая в реальной жизни, а не нечто, ожидающее человека послесмерти (впрочем, где добро, а где зло всё равно неясно:-))). Этическоеучение становится и основой учения о государстве; ключевую роль вэтом случае играет такая добродетель как справедливость.Справедливость - середина между нарушением закона и неодинаковымотношением к равным, то есть справедливость есть законность иравенство; соответственно, она может быть уравнивающей (воздаяниеблаг равным за равное) и распределяющей (разное воздаяние благ всоответствии с достоинством человека).Аристотель считает человека «политическим животным», то естьживотным государственным, поскольку для Стагирита обществонеразрывно связано с государством.
Государство - общение подобныхдруг другу людей в целях возможно лучшего существования. Однакодля этого общения необходимо определённое благосостояние и наличиесвободного вре-мени; только люди, обладающие этими благами, могутбыть свободными гражданами; остальные - ремесленники, крестьяне не могут вести блаженную жизнь, а потому не участвуют в управлении(две стороны справедливости). По сути дела, критерием, выделяющимсвободных граждан из общей массы, оказывается частнаясобственность - и здесь Стагирит вновь противоречит Платону,отрицавшему частную собственность для высших классов. Рабы, помнению Аристотеля, - иной тип людей, представители которогоприспособлены к тяжёлому физическому труду; по своей природе онине должны быть свободными, им следует находиться под чьей-либовластью. Кроме этого, по аналогии с Платоном Стагирит выделяет три«правильные» (монархия, аристократия, полития - демократия) и три«неправильные» (тирания, олигархия, охлократия) формы правления.14.
Философия стоиков и эпикурейцев.ЭпикурейцыИстория. Эпикур (342 - 270 до н. э.) родился на острове Самос; ввосемнадцатилетнем возрасте переехал в Афины, а после смертиАлександра Македонского перебрался в Колофон; затем странствовалпо городам Малой Азии. В 310 году он основал собственную школу, а в306 г. переселился в Афины, где купил дом с садом; по этой причинешкола эпикурейцев носила название «Сада». В Академии Эпикурслушал лекции Ксенократа, а затем в Малой Азии познакомился сучениями Демокрита и Платона; тем не менее, он не считал себя чьимлибо учеником. Сохранилась характеристика философа, сообщающая,что «Эпикур больше любил себя в философии, нежели философию всебе». После смерти учителя школа продолжала существовать вплотьдо I века до н.
э.Основы философской концепции эпикурейцев были заложены самимЭпикуром, хотя есть и некоторые более поздние достижения, напрямуюс учителем не связанные.Физика. Основные принципы физики Эпикура таковы: 1) ничего невозникает из ничего и в ничто не превращается; 2) вселенная всегдабыла такою, какова она теперь, ибо нет ничего, во что она можетпревратиться; 3) вселенная состоит из тел (об их существовании говорятощущения) и пустоты (без неё невозможно движение); 4) тела либонеделимы и неизменяемы (атомы), либо составлены из первых; 5)Вселенная бесконечна по числу составляющих её тел. Таким образом,Эпикур придерживается атомистической концепции, но вносит в неёнекоторые изменения: атомы характеризуются не только формой,размерами, но и тяжестью.
Размеры атомов не произвольны, а таковы,что атомы малы и незаметны (по сути дела, атомы теряютметафизическую сущность, становясь обычными, чувственнымичастичками). Все качества присущи телам, а не атомам и являютсясвойствами тел; при этомЭпикур различает устойчивые качества (те, что всегда характерны дляданного тела - цвет, вкус, запах) и случайные признаки (например,время, поскольку его можно мыслить только в связи с движением ипокоем).Из-за наличия свойства тяжести атомы в пространстве двигаются«сверху вниз», но, поскольку пространство бесконечно, имеется в видулишь то, что траектории атомов параллельны, а понятия «верха» и«низа» относительны.
Однако в таком случае атомы не могутсталкиваться, то есть не могут образовывать предметы; по этой причинеЭпикуру приходится ввести понятие случайного отклонения атомов отпрямолинейных траекторий; он не объясняет причин такогоотклонения, считая его заложенным в природе атомов изначально.Этика. Эпикурейцы создают достаточно разумную этику, которая,впрочем, полностью противоречит духу Римской империи,воспитывающему в гражданине образ мужественного и стойкого воина,а не гонца (пусть и разумного) за удовольствиями. Да и сама жизнь,сводящаяся к бесконечному блаженству, мало подходит для человека,занимающегося физическим трудом, а не отвлечёнными философскимиразмышлениями.
Так что этика эпикурейцев никак не могла статьобщепризнанной и, естественно, таковой не стала; более того, уЭпикура были большие проблемы во взаимоотношениях с гражданамиАфин - их совершенно не устраивало восприятие философом Бога. Вконечном счете, это учение осталось почти не замеченным вАнтичности, но получило определённое продолжение много лет спустя,когда мыслители Возрождения «подняли на щит» как принципгедонизма, так и эстетическое (а не религиозное) восприятие Бога.Недостатки.(Особенности позиции Киселёва).Существует явноедоказательство ущербности и бессмысленности атомистическойконцепции.
На помощь приходит пример с кошкой: если мысленноразбить кошку на атомы, а затем вновь собрать, живая кошка уже неполучится.СтоицизмИстория. Основоположником идей стоицизма был Зенон из Китиона(333 - 262 до н. э.) -купец, разорившийся из-за кораблекрушения ипоселившийся в Афинах.