2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Происходил из города Колофона;большую часть жизни он странствовал и почти не жил в Элее; тем неменее, этого мыслителя относят к элейской школе из-за близостифилософской проблематики. Основным положением Ксенофанастановится утверждение единства первоначала; согласно еговысказываниям «абсолютное существо как единое называется Богом»,«Вселенная едина во всех вещах», «Бог не имеет ни начала, ни конца».Оценивать подобные суждения крайне трудно, поскольку никакихаргументов Ксенофана история не сохранила; зато известно, что онвпервые попытался качественно охарактеризовать первоначало.
Так,единое не может быть неограниченным, поскольку беспредельно лишьнесуществующее; но единое также не может быть ограниченным,поскольку иначе вокруг него - несуществующее; значит, понятияограниченности - неограниченности к единому неприменимы. Точнотакже нельзя сказать, движется единое или покоится. Ксенофанразвенчивает мифических богов, утверждая, что люди создали их посвоему образу и подобию также, как сделали бы животные, если моглирисовать и писать. Есть только один Бог - единое. Всякое чувственноенаблюдение есть не более, чем мнение, а абсолютная истинанедостижима, поскольку познавший абсолютную истину всё равно небудет знать, что это действительно абсолютная истина.
По этойпричине Ксенофана часто считают основателем скептицизма. Однако,с другой стороны, впервые появляется сомнение в истинностичувственного знания, вполне позитивно (то есть без уклона вскептицизм) развитое Парменидом.Парменид (540 - 480 гг. до н. э.). Родился и жил в Элее. Парменидразделяет два типа знания - мнение (докса - знание, полученное начувственном уровне) и мышление (эпистеме - знание, полученноеумозрительно, с помощью мысли).
Он считает, что первоначаломявляется единое; это единое вечно, неделимо (иначе в качествепервоначала нужно выбрать какую-либо его составляющую) инеизменно. Из неизменности первоначала напрямую следуетотсутствие движения, поскольку иначе результатом движения станетизменение первоначала. Итак, утверждается единство первоначала, изкоторого напрямую следует отсутствие движения; как же увязать этотрезультат с постоянно наблюдаемым наличием в мире движением?Парменид даёт вполне закономерный ответ.
Утверждается, чтодвижение существует лишь на чувственном уровне: при познании спомощью мнения органы чувств человека фиксируют все предметы визменчивости и множественности, а постижение сущности предметоввозможно только с помощью мышления. Объяснение связано с тем, что«нельзя думать и говорить о том, чего нет, поэтому быть и думать одно и то же»; значит, только мышление может установить истинныйпорядок вещей.
Таким образом, Парменид вводит фундаментальноепонятие бытия как всего сущего (того, что не порождено инеуничтожимо); бытие является истинной основой всех вещей и можетбыть познано только посредством мышления. Кроме этого вводитсяпринцип тождества бытия и мышления: истинное бытие может бытьпознано только мыслью, при этом всякая мысль направлена на бытие,то есть всё, что мыслимо, существует.Зенон Элейский (490 - 430 до н.
э.). Безусловно, для обоснования стольнестандартного тезиса - всё, что мы ощущаем, может быть ложным Пармениду требовались подтверждающие примеры; они нашлисьбыстро - например, палка, лежащая в воде, кажется сломанной; междутем, коснувшись палки рукой, можно убедиться, что она - прямая. Итак,показания разных органов чувств противоречат друг другу. УченикПарменида Зенон развил систему подобных доказательств, назвав ихапориями (затруднениями мысли).
Существует две группы апорийЗенона: против множественности и пространства, против движения.Приведём в качестве примера несколько апорий. Например, Зенонутверждает: если есть множественность, то между любыми двумяпредметами существует третий; а между третьим и двумя первыми ещё предметы, и т. д. Поэтому любой предмет составлен избесконечного числа частей (которые тоже являются предметами), тоесть он либо бесконечен, либо «пуст» (состоит из бесконечного числаочень малых предметов); а это невозможно. В другой апории Зенонзамечает, что при падении на пол одного зерна звук не раздаётся,однако при падении килограмма зёрен мы слышим шум; значит,множественность не существует. Наиболее известна апория обАхиллесе и черепахе: Зенон утверждает, что, если Ахиллес догоняетчерепаху, то за время, пока Ахиллес преодолеет половину пути,черепаха немного проползёт вперёд; пока Ахиллес преодолеет ещёполовину пути, черепаха ещё немного проползёт.
И так далее, добесконечности - в итоге Ахиллес никогда не догонит черепаху, что,безусловно, противоречит чувственному опыту. На основе этихпримеров читатель, по мнению Зенона, должен сделать простой вывод:результаты, полученные чувствами, и результаты, полученные разумом,могут не совпадать; однако разные показания разных органов чувствмогут противоречить друг другу. Значит, эти показания ложны, а вотвсё, что получено разумом, безусловно истинно. Справедливости ради,нужно заметить, что никаких доказательств в пользу истинностиразумных умозаключений ни Парменид, ни Зенон не приводят - данныйфакт полагается самоочевидным.
Хотя и не только этот...Мелисс (флотоводец) (484 г. до н. э. - ?) –у ченик Зенона Элейского; онупорядочил и дополнил учение Парменида. По мнению исследователей,именно Мелисс первым в элейской школе чётко определил бытие какединое, неделимое (иначе первоначалом является одна из его частей),бесконечное и неограниченное (иначе бытие ограничено небытием, анебытие не существует). Кроме этого появляется новый тезис «изничего никогда не может возникнуть нечто», дополняющийвысказывание Парменида «небытие не существует».
В сочиненияхМелисса понятие бытия окончательно теряет связь с Богом: это чистаяабстракция, не обладающая характеристиками Бога, поскольку оналишь символизирует истоки мироздания, но не творит его и неуправляет им.Итоги. Итак, именно в элейской школе понятие первоначала получаетопределение и становится полноценной абстракцией, то естьсобственно понятием - первым понятием в истории философии,которая, наконец, из мифа становится логосом.
Бытие - единоепервоначало мира; содержание понятия - единство, объём - всесуществующие в мире объекты. Собственно говоря, такое понятиебытия продержалось в философии недолго: характеристика «единое»постепенно уходит на задний план, будучи заменена единством инеизменностью законов устройства бытия, а это, на самом деле, ужесовсем другая песня.
Но на данный момент важнее другое: во-первых,именно элеаты подчеркнули и обосновали неизменность первоначала,без которой, действительно, последующим философам делать былонечего (как познавать то, что всё время изменяется?). Во-вторых,впервые в истории произошло разграничение чувственности и разума,которое, впрочем, вызывает немало вполне обоснованных вопросов.Все апории Зенона благополучно находят объяснение в рамкахсовременного (и даже не очень современного) естествознания; однаковопрос об Ахиллесе и черепахе казался Древней Греции абсолютнонеразрешимым, заставляя верить в остальные построения Парменида.Тем не менее, опровергнуть все эти построения необычайно просто(чем не преминул воспользоваться Демокрит): мышление и бытие немогут быть тождественны, так как наше сознание спокойно мыслитнесуществующие образы - сны, миражи, видения.
Можно, конечно,признать все эти объекты реально существующими, но в этом случаесвязь с наблюдаемым миром полностью теряется (мираж можноувидеть, но нельзя потрогать). А какой тогда толк от всех построений будь они хоть трижды логически выверены? Любые приложенияфилософии к устройству природы и общественной жизни заранееобречены на неудачу; умозрение остаётся красивой и абсолютнобесполезной теорией. Вероятно, именно по этой причине всепоследующие античные философы никогда не «отрывались» отчувственности полностью - почти все они сделали что-то либо вматематике, либо в физике, либо в риторике и праве.
Важнее былодругое: пришло понимание отличия философии от других наук - этоопора на разум и попытка не слепо верить чувственному знанию, ноувязать его с разумом, не отвергая в принципе.Особенности позиции Киселёва. Парменид и Зенон естественно«поднимаются на щит» для борьбы с чувственным естественнонаучнымзнанием; уже тогда умные люди поняли, что чувствам доверять нельзя иединственный источник истинного знания - разум; а вы тут фигнейвсякой занимаетесь...© Об этом уже было сказано несколько выше:никто в современной науке не предлагает тупо записывать показанияприборов (собирать чувственные знания), вообще не подвергая ихобработке разумом.
Все уже давно поняли, что эти два этапанеобходимы, неразрывно связаны и один без другого бессмысленны;вот только к философии подобное понимание пришло лишь в Новоевремя - до этого момента все явно увлекались умозрительнымипостроениями. И результат налицо...Второй момент связан стождеством бытия и мышления, которое Киселёв провозглашает однимиз основных принципов современной философии. Однако этоположение в истории философии опровергалось примерно столько жераз, сколько подтверждалось. Убеждённость Киселёва основывается напозиции Гегеля, который, на самом деле, данное тождествопостулировал.
А вообще положение далеко неочевидно и до сих пормногими мыслителями опровергается. Наконец, третий момент именно в связи с элейской школой в философии появляется логика;здесь возразить нечего: появилось первое понятие - значит, появиласьлогика. Правда, пока что эта дисциплина никак не оформилась: вплотьдо Аристотеля все пользуются логическими законами, считая ихочевидными и не требующими не только обоснования, но дажеформулировки.8. Философия античного атомизма: Левкипп, Демокрит, Эпикур.Демокрит (460 -370 до н. э.) является одним из первых представителейантичной атомистической школы; иногда его даже считаютродоначальником этой школы.
Ряд источников, однако, рассказывает озагадочном учителе Демокрита Левкиппе. По противоречивым даннымЛевкипп родился в Милете, а затем много странствовал, посетив Элею(где встречался с Зеноном - см. 2.2.3), и, в конце концов, обосновался вгороде Абде-ры. Сам Демокрит был урождённым абдерцем; егоназывали«смеющимсяфилософом»(впротивоположность«плачущему» Гераклиту - Огонь как первоначало), поскольку он«несерьёзно воспринимал то, что делалось всерьёз». Работы Левкиппаизвестны лишь в пересказах Демокрита, поэтому, по мнению некоторыхисследователей, они были выдуманы последним для «усиления»позиций собственной концепции.Демокрит выбрал в качестве первоначал атомы и пустоту. Атом единая, неделимая часть всего сущего (все атомы одинаковыкачественно); пустота - ничто.
Все тела состоят из атомов, а междуатомами - пустота. Атомы различаются лишь формой и размерами;качества вещей определяются тем, из каких атомов (и в каком порядке)эти вещи составлены. Пустота, по Демокриту, это пространство междуатомами, в нём нет ничего и оно не может создать нечто; при этом,однако, философ не использует термин «небытие» а представляетпустоту как «бытие».Атомы находятся в постоянном движении, подчиняясь законупритяжения подобного.