Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » 2011 Ответы на экзаменационные билеты

2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf), страница 2

PDF-файл 2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf), страница 2 Современная философия и методология науки (63765): Ответы (шпаргалки) - 9 семестр (1 семестр магистратуры)2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf) - PDF, страница 2 (63765) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Этот вопрос такжепринято рассматриватьв связи с появлением философии в ДревнейГреции. Основной (и, вероятно, единственной) причиной являетсяустановление на территории Греции весьма своеобразногогосударственного устройства - полисной системы, - способствовавшейактивным торговым отношениям. Иногда даже говорят о рыночнойэкономике древнегреческих полисов, что, однако, абсурдно по причинеиспользования бесплатной рабочей силы - рабов. Тем не менее, мягкийсредиземноморский климат и выгодное географическое положениеспособствовали бурному экономическому развитию полисов.

Врезультате, многие граждане имели большое количество свободноговремени (за них трудились рабы), которые можно было тратить насамые разные вещи: занятия спортом, написание поэм, книг, музыки,изготовление скульптур. Ну а ещё можно было думать об устройствемира и эти самые мысли записывать (хотя, как нагляднопродемонстрировали киники, можно было и не записывать©).Примерно так и появилась философия. Также обращают внимание напроизведенияГомера,которые,безусловно,неявляютсяфилософскими, но имеют ряд важных стилистических особенностей,характерных для философского текста: логически связное изложение,структурированностьобразногорядавсоответствиисхарактеризуемыми событиями или мыслями.Особенности позиции Киселёва.

Здесь следует просто привестичетыре вида периодизации; no comments.1. По Гегелю:1) От Фалеса до Аристотеля (от Фалеса до Анаксагора; софисты, Сократи сократики; Платон и Аристотель).2) Греческая философия в Римском мире.3) Неоплатоновская философия.2. По Фишеру:1) Мировые проблемы (от Фалеса до атомистов).2) Проблемы познания (софисты, Сократ, Платон, Аристотель).3) Проблемы свободы (стоики, эпикурейцы и скептики).4) Религиозные проблемы (неоплатонизм).3. По Целлеру:1) Досократический период (три древних школы - милетцы,пифагорейцы, элейцы; физика V века - Гераклит, Эмпидокл, атомисты,Анаксагор; софисты).2) Сократики (Сократ, Платон, Аристотель).3) Пост-аристотельский период (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм,эклектизм, возрождённый скептицизм, неоплатонизм).4.

По Виндельбаму:1) Греки (периоды: космологический (VII - 450 г. до н. э.),антропологический (450 - 400 гг. до н. э.), систематический (400 - 322гг. до н. э.)).2) Эллинисты-римляне (эпический (300 - 100 гг. до н. э.), религиозный(100 г. до н. э. - IV век н.

э.).__5. Онтология и космология досократиков. Диалектические идеиГераклита.Милетская школа. Общие замечания. К милетской школетрадиционно относят Фалеса, Анаксимандра и Анакисмена. Названиешколы происходит от Милета - торгового города, расположенного назападе Малой Азии.

Главным вопросом, занимавшим умы этихмыслителей, стала проблема первоначала («архе»). Действительно,подходя к проблеме устройства мира, наиболее логичным казалосьначать с поиска первоосновы и первопричины, которая была бысущностью всех вещей. Тогда, узнав всё необходимое о первоначале,можно узнать и о многообразии природы. Подход, конечно,чрезвычайно наивный - необходимо искать первооснову и природы, ичеловека, причём, как показал последующий опыт, перед нашедшимнечто подобное встаёт проблема вывода множественности изединичного.

Однако милетцев всё это волновало мало - существовалаприрода, которую хотелось описать; и описывали её, поначалу, всё темиже, природными понятиями.Фалес (640 - 545 до н. э.). Мыслитель, которого часто считают первымевропейским философом. Он считал первоначалом воду, впрочем,понимая под этим не конкретную воду в море или реке, а некуюаморфную составляющую всех предметов; он мотивировал это тем, чтодля жизни необходима вода, а всё высушенное, не содержащее воду, мертво.

Итак, ещё одним важным понятием для Фалеса является жизнь,поэтому требуется найти движущую силу мировых процессов,движущую силу жизни. Это «душа», которая тесно переплетена сбогами: по словам мыслителя, «бог есть нечто самое древнее, ибо никемне рождён», «всё полно богов». Здесь Фалес имеет в виду то, что всепредметы имеют душу (как бы своего Бога), которая заставляет ихсовершать определённые действия (например, магнит – притягиватьжелезо).Анаксимандр (610 - 546 до н.

э.). Ученик Фалеса, считавший основойвсего сущего апейрон. Апейрон, по Аристотелю, - основа всего,«беспредельная бесконечность» (бесконечность как в пространстве, таки во времени). Для Анаксимандра апейрон обладал божественнымисвойствами, однако он отличался от богов греческой мифологии:мифические боги были рождены, а апейрон вечен - он не был рождён иникогда не погибнет. Причину всех процессов Анаксимандр видел впротивоположностях; например, он считал, что в начале всего былохолодное и горячее, которые, взаимодействуя, образовали окружающиймир.Анаксимен (578 - 525 до н.

э.). Ученик Анаксимандра; он выбрал вкачестве первоначала воздух; причиной всех процессов считалуплотнение и разрежение воздуха. Холодный воздух более плотный,сопротивляющийся, а горячий - более разреженный, расслабленный,подобно тому, как воздух, выходящий через сжатые губы человека, холодный, а через расслабленные - горячий. При охлаждении воздухпревращается в воду и землю, а при нагревании - в огонь.Итоги. Несмотря на кажущуюся абсурдность, кое-какие позитивныеитоги всё же есть - появились самые первые, пусть и весьма наивныеабстракции.

Философы милетской школы уже отдают себе отчёт в том,что, называя первоначалом воду, они имеют в виду нечто совершенноабстрактное и, возможно, не существующее в действительности. Тем неменее, до приличных абстракций здесь ещё далеко: имена первоначалуподбираются, исходя из сугубо чувственных характеристик - вода даётжизнь, воздух может уплотняться и разрежаться. Дальше всех,вероятно, пошёл Анаксимандр со своим весьма умозрительнымапейроном; тем не менее, он также не смог внятно высказаться осущности этого первоначала, а только определение, раскрытиесодержания позволяет получить полноценную абстракцию - понятие.Следует также сказать о противоположностях Анаксимандра; подобныеконцепции встречаются в досократических школах практически «черезраз».

Тем не менее, их не стоит считать гениальной догадкойдревнегреческих мудрецов, опередивших на две с половиной тысячилет Гегеля с его диалектикой. Во-первых, это догадки на сугубонаблюдательном, чувственном уровне; основные проблемы возниклипри перенесении противоположностей на мироздание в целом. Вовторых, борьба противоположностей это, конечно, хорошо, ноключевым этапом всё-таки является синтез, снимающий противоречие;синтез кое-где в Древней Греции ещё был, а вот до снятияпротиворечия никто так и не дошёл.Особенности позиции Киселёва. При рассмотрении милетской школыупоминается Гераклит со своим огнём в качестве первоначала.

Этонеобходимо для того, чтобы сделать вывод о чувственной природеабстракций милетцев: изменчивые воду, воздух и огонь выбирают вкачестве первоначала, а вот четвёртую стихию - «жёсткую» землю - нетрогают. Подмечено, конечно, верно, если б не Анаксимандр со своимапейроном, вряд ли подверженным той же чувственной окраске. К томуже, Гераклит всё-таки стоит на ступень выше милетцев.Огонь как первоначало.

Гераклит (540 - 480 до н. э.) родился наострове Эфес, находящемся неподалёку от Милета. Он являетсяавтором несохранившегося сочинения «О природе» - книги, оченьуважаемой в античное время из-за определённой загадочности инеясности. Самого Гераклита также считали тёмным и загадочнымчеловеком; в частности, именно с ним часто ассоциировали грустныемаски в древнегреческом театре. Он критически относился кпифагорейцам, едко заметив (в адрес Пифагора), что «многознание умуне научает». Гераклит выбирает в качестве первоначала огонь: «Этоткосмос - один и тот же для всего сущего, его не создал никто из Богов иникто из людей.

Он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерновоспламеняющимся и мерно угасающим»; «Всё обменивается на огоньи огонь обменивается на всё подобно тому, как любой товар - на золото,а золото – на любой товар». Естественно, огонь - не более чем образ,символизирующий изменчивость; именно Гераклиту принадлежатвысказывания «всё течёт, всё изменяется», «в одну и ту же реку нельзявойти дважды». Но это, пока что, не более чем повторение милетскойшколы: огонь, символизирующий изменчивость, ничуть не лучше, чемвода, символизирующая жизнь.

Действительно, в этом вопросеГераклит как бы «отстаёт от жизни»: элеаты уже сформулировалиабстрактное понятие бытия, а он всё ещё «играет» с чувственнымиобразами. Но здесь всё не так просто: в конце концов, все милетцыподразумевали единство первоначала, но не считали это единствокакой-то ключевой характеристикой; элеаты утвердили единствопервоначала и пришли к тому, что верить чувствам не следует.

Ну и чтодальше? По замыслу, теперь нужно выводить из единства вывестимножественность; но как вывести множественность из чего-то,обладающего всего одной характеристикой, - единством. Здесь-то ипришлось вспомнить о чувственных знаниях.Война и логос. Гераклит утверждает, что причиной всех измененийявляетсявойнаобраз,символизирующийборьбупротивоположностей. Для огня эти противоположности - разгорание(путь вверх) и угасание (путь вниз). Между тем, как пути вверх и вниз по сути одна и та же дорога, так разгорание и угасание огня - суть однои то же.

У Гераклита (в отличие от Пифагора) противоположностиедины, а причина всех наблюдаемых явлений - борьба единыхпротивоположностей. Но это ещё не всё: существует логос - закон,определяющий ход событий; «логос – это как закон города», онопределяет количество огня, необходимое для возникновения того илииного предмета. Душа - огонь; отыскать границы души невозможно,поскольку глубина её - сам логос. Итак, происходит значительный шагвперёд по сравнению с элеатами: единство первоначала не простопостулируется, но выражается термином логоса - всеобщегопостоянного и неизменного закона бытия. Отсюда уже недалеко допонимания различной роли огня как материала и логоса какупорядочивающей формы; но для создания такого несложногомеханизма потребуется ещё почти двести лет.Итоги.

Гераклит, на самом деле, сделал для философии очень и оченьмного; именно понятием логоса как закона бытия будут заниматьсяпоследующие философы. И здесь именно у Гераклита встречается рядгениальных догадок: огонь и логос как две необходимые составляющиепредмета, которые, правда, пока остаются едиными. Душа как огонь илогос, то есть закон бытия, находится в человеке - базовое положениеучения Протагора. Наконец, учение о борьбе противоположностейсчитают основой объективной диалектики, то есть науки о причине имеханизмах развития. Тем не менее, нужно ещё раз отметить важнуюособенность диалектики Гераклита: синтез противоположностей неснимает противоречия, не останавливает борьбу противоположностей, апотому не является полноценным развитием; однако об этой частиучения мыслителя вспомнили очень не скоро - почти через две споловиной тысячи лет.Особенности позииии Киселёва.

По мнению Киселёва Гераклит,конечно, меркнет на фоне великих элеатов; хотя, честно говоря,Гераклит-то был как раз значительно ближе к действительности, амногие его догадки оказались пророческими. Тем не менее, в «вину»философу вменяется то, что он не раскрыл механизм развития детальнои не показал, как все вещи происходят из огня. Хотя, вообще-то,первого в Античности не сделал вообще никто, а второе простоабсурдно, если огонь - не более чем метафора.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее