2011 Ответы на экзаменационные билеты (2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf), страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "2011 Ответы на экзаменационные билеты.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Далее утверждается, чтоГераклит проигнорировал достижения элеатов; а что же такое логос,если не единый и неизменный закон бытия элеатов? Наконец,завершается всё тем, что историческим продолжением концепцииГераклита стало учение Кратила о всеобщей изменчивости. Кратил свёлодин из тезисов Гераклита к утверждению «в одну и ту же реку вообщенельзя войти», что логично привело к скептицизму: если всё постоянноизменяется, то ничто непознаваемо. Это действительно скептицизм; воттолько были и другие способы продолжения учения Гераклита; но ими,к сожалению, никто тогда не воспользовался.6. Философия пифагорейцев.Особенности школы пифагорейцев.
Название школы связано сименем её основателя Пифагора (начало VI в. - 496 до н. э.) - известногодревнегреческого мыслителя, который родился на острове Самос, нопокинул родину после воцарения тирана Поликарпа и переселился вгород Кротон на юге Италии.
Именно здесь была основана школа.Кстати говоря, первое употребление слова философия (в значении«любовь к мудрости») также связывают с именем Пифагора, назвавшимтак одно из направлений деятельности своего союза. Вообще женаправлений деятельности было несколько; именно по смене«интересов» выделяют три периода пифагореизма: ранний (втораяполовина VI века - середина V века до н. э.), средний (середина V века первая четверть IV века до н. э.), поздний (вторая четверть IV века до н.э.
-середина IV века н.э.).К раннему периоду относят самого Пифагора и его непосредственныхучеников; в это время школа пыталась заниматься не толькофилософией, но и политикой. Соответственно, организация скореенапоминала закрытый союз: по некоторым сведениям, пифагорейцызапрещали разглашать тайны своего учения и не создавали никакихзаписей.
Политическим идеалом самого Пифагора была власть «новой»аристократии - людей, занимавшихся торговлей. Пифагорейцы помоглижителям Кротона отразить нападение врагов и в результате получилиопределённую власть; неизвестно, как они её собирались использовать,но жители города страшно испугались возможности установлениятирании. Они поджигали дома, в которых собирались пифагорейцы; врезультате, мыслителям пришлось покинуть Кротон. Так закончилсяранний период пифагореизма.Средний период был ознаменован исключительно философскимиизысканиями. Судя по всему, в это время школа становится болееоткрытой: Филолай написал несколько книг, по которым судил обучении Пифагора Аристотель. А вслед за Аристотелем судим и мы, ведьникаких аутентичных письменных источников не сохранилось; поэтомуразделить идеи раннего и среднего периодов невозможно.
К концусреднего периода пифагорейцы влились в платоновскую академию ипродолжали существовать вплоть до конца античности, вновь набравсилу с появлением неоплатонизма (одно время даже рассматривалсявопрос о выборе пифагореизма в качестве государственной религииРимской империи).Вершина позднего периода приходится на I век до н. э. и I век н. э.
период эклектики в Древнем Риме (см. 2.4.5); в эту эпоху учениеПифагора приобрело мистические черты, существенно отклонившись отисходных идей и понятий. Основной организационной особенностьюпифагорейской школы является разделение на акусматиков(послушников) и математиков. Первые были начинающими учащимися,поэтому им запрещалось проводить самостоятельные исследования; ихобучение было бездоказательным. К математикам относились ученики,которые чему-то уже научились; они были достойны аргументации. Этопервый в истории пример разделения образования на ступени.Учение о числе. Именно такой элемент пифагорейцы считалисущностью всех вещей; по их мнению, мир представляет собойгармоническую систему чисел и их отношений.
Число - это мера, самасущность и субстанция веществ. Пифагорейцы использовалидесятичную систему исчисления, поэтому они выделяли десять«основных» чисел (от 1 до 10), символизирующих множественностьокружающего мира. Единица (монада) - это тождество какнепрерывность и положительность. По Евклиду, «единица есть то, черезчто каждое сущное считается единым». Единица демонстрируетединство, она выше множественности; проще говоря, единицанеобходима для того, чтобы перед началом исследования какого-либопредмета отделить его от всех остальных, определить. Двойка (диада)есть противоположность, различие, особенность - она обозначаетразбиение исследуемого предмета на отдельные части.
Числа от трёх додевяти символизируют дальнейшее увеличение множественности,разбиение предмета на более мелкие части. Десять - наиболеесовершенное число, поскольку оно содержит в себе черты всехостальных чисел. Если, разбивая предмет на части, мы доходим додесяти, то результат разбиения вновь принимается за единицу, арассмотрение части продолжается как рассмотрение нового единого,целого.
Пифагорейцы находили подтверждения своему учению очислах в разных областях знания; например, в геометрии единица - этоточка; двойка - прямая; тройка - плоскость; четыре -пространство, числаот пяти до девяти - геометрические фигуры, а десять - сфера,являющаяся аналогом точки - единицы. Фигуры выбирались «попростому», без особых математических соображений: пирамида, куб,октаэдр - чего знали, того и набрали©. В астрономии, однако, вышел«прокол»: необходимых десяти элементов не нашлось, поэтомупришлось придумать десятую «противоземлю». Естественно, на болеесложных объектах - физических, биологических, социальных ничегопутного тем более не выходило.
Да и велик ли прок от выбора такихбазовых элементов: пифагорейцы вряд ли смогли бы вывести из своихдесяти математических «чисел» такую фигуру, как антипризма.Физика и этика. Здесь в качестве элементов выбирались четыреосновные стихии, которые отождествлялись с геометрическимифигурами; эти фигуры подбирались по достаточно смутнымчувственным признакам (например, символ огня - пирамида как самаялёгкая фигура). Несколько интереснее другие аспекты физики: поутверждению пифагорейцев, причиной всех процессов является борьбапротивоположностей: выделяли десять пар; в частности, предел беспредельное, нечётное - чётное, мужское - женское, квадрат –прямоугольник (последнее особенно забавно). Тем не менее, подобноеучение не «доросло» даже до диалектики Гераклита - отсутствует нетолько снятие противоречия, но и синтез вообще. Вопроспроисхождения мира абсолютно мистичен: космос - сочетание пределаи беспредельного; это сфера, возникающая в беспредельной пустоте ивдыхающая в себя эту пустоту, тем самым расширяясь и расчленяясь так возникают пространство, время, небесные тела, движение.
В центремира находится огонь, вокруг которого вращаются все тела. Красиваясказка... Теперь, вероятно, яснее, почему для пифагореизма«скатывание» в мистику было особенно лёгким; а дальнейший путь былвполне предсказуемым и «типично философским» - обожествлениечисла. Ещё одним аспектом учения пифагорейцев является этика(точнее, то, что позднее было бы названо этикой): предполагалосьсуществование души, которая вынуждена воплощаться в живыесущества из-за первородного греха; при этом после смерти тела душавоплощается в новое тело.
Цель жизни - освободить душу от тела путёмочищения; под очищением пифагорейцы понимали спокойный,созерцательный образ жизни, направленный на теоретическое(философское) познание мира. Возможно, христианство заимствовалокое-что и у позднего пифагореизма; конечно, вклад стоицизма гораздозначительнее, но и первородный грех появился не просто так.Итоги.
На первый взгляд, основным достижением кажется перваяпопытка количественного описания мира, что безусловно прогрессивнос научной точки зрения. Пифагорейцы, действительно, сделали немалодля математики, однако обозначение числом качества не имеетотношения к количественному описанию объекта. Числа в данномслучае играют роль символов, обозначающих понятия, - сложениеединицы и девятки всё равно не даст сферу, а если над числами нельзяпроводить операции, то это, по сути дела, уже и не числа.
Итак,никакого количественного описания не было; а было ли качественное?Было; но ничего существенно нового по сравнению с милетцами непоявилось. Первоначала были названы числами, были показаныпримеры «воплощения» этих чисел в реальные объекты, однакосущность абстракций оставалось нераскрытой, а нет определения - нети понятия.Особенности позиции Киселёва. Особое внимание уделяетсяустройству школы пифагорейцев; по-видимому, для Киселёва это идеалобразовательной системы.
Итак, школа - формально-организационнаяформа передачи знаний от учителя к ученику. Тогда милетская школа никакая не школа, а первая «нормальная» школа - пифагореизм. Знаниядействительно передавались от учителя к ученику, без изменений; воттолько какой в этом прок? Особенно же забавно вспомнить этоутверждение при словах Киселёва о «мощной связке» Сократ - Платон Аристотель; их действительно никто не называет школой, но реальныйто эффект для философии получился лишь когда Аристотель покинулАкадемию. Союз, по Киселёву, - закрытое образование, имеющее своирелигиозные и политические цели; поэтому ранний пифагореизм былскорее союзом. С этим можно согласиться, учитывая, однако, что за двес половиной тысячи лет смысл слова «союз» несколько изменился.Общий же вывод по пифагореизму таков: была сделана попыткаколичественного описания мира, показавшая полную бесполезностьподобной деятельности.
Поэтому с тех пор никто количественно ничегов философии не описывал. Но, как уже отмечалось в «Итогах», примерпифагорейцев как раз и показал, что не всякое число обозначаетколичество.7. Учение о бытии элейской школы. Апории Зенона.Общие замечания. Название школы происходит от города Элея на югеИталии. К Элейской школе относят Ксенофана, Парменида, ЗенонаЭлейского, Мелисса, а также нескольких менее значительныхфилософов. Основным вопросов элейской школы стал, как у милетцев ипифагорейцев, поиск первоначала.Ксенофан (570 - 480 до н. э.).