Диссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста". PDF-файл из архива "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Так, тексты любовных и приключенческихроманов уходят корнями в античность [Бахтин 1975]. Появление текстовдетективного жанра связывают с драмой [Кириленко 2016], жанр ужасов илиhorror – с готическим романом XVIII в [Назарова, Кудинова 2016].Современныелитературныежанры39складываютсяврезультате,такназываемой, гибридизации жанров, при которой происходит смешениежанровых форм.В данном диссертационном исследовании процессы смешения жанров иинтержанровое взаимодействие исследуются на материале произведенийфэнтези, как наиболее востребованном в современном обществе ипредставляющим интерес для лингвистического изучения типе текста.Фэнтези, как жанр «сказочно-мифологической прозы» сложился ванглоязычной литературе в XIX–XX в [Алексеев 2013].
Истоки жанра чащевсего ищут в мифе, волшебной сказке, научной фантастике [Лебедев 2015,Геворкян 1989, Кошелев 1981, Гусарова 2004, Приходько 2001, Штейнман2000], фольклорной сказке и мифе [Королькова 2010; Павлухина 2015,Добровольская 1996, Rabkin 1983], сказке и рыцарском романе [Маркова2017].Некоторые исследователи пишут об эволюции или трансформациинародной сказки в литературную, а затем в современную литературу фэнтези:«the progressive transformation of folk tales into literary fairy tales into modernfantasy» [Zipes 1979].Сторонница «мифологической» теории происхождения фэнтези О.Добровольская отмечает, что данный жанр «возник на основе переосмысленияавторами традиционного мифологического и фольклорного наследия. И всамых лучших образцах данного жанра можно обнаружить ряд параллелеймежду авторским вымыслом и мифо-ритуальными представлениями, легшимив его основу» [Добровольская 1996: 13].И.
В. Эйдемиллер и А. Ю. Лебедев также видят истоки фэнтези вмифологии народов мира: «мир фэнтези – это пропущенные черезсовременное сознание и ожившие по воле автора древние мифы, легенды,сказания» [Эйдемиллер, Лебедев 1993: 205].ЗарождениеданногонаправлениясвязываютсименамиДж.Макдональда, У. Морриса, Лорда Дансени [Павлухина 2015, Алексеев 2013].40Особая заслуга в формировании жанра, по мнению С.
В. Алексеева,принадлежитЛордуДансени,которыйвпервыеотнесфэнтези,ксамостоятельной литературной форме, отделив его от псевдоисторическогоромана и сказки [Алексеев 2013].Как отмечает профессор Дж. Р. Р. Толкиен основным отличиемпроизведения фэнтези от сказки является наличие установки на реальность:«Необходимо придать вымышленному внутреннюю «логику реального»,начиная с того, что сам автор должен верить в существование создаваемого иммира» [Толкин 2008: 173]. Еще одним отличием фэнтезийной литературы отфольклорных и литературных сказок, на наш взгляд, следует считатьотсутствие директивной нравоучительной парадигмы.
Дж. Х. Тиммерманпишет: «фэнтези никогда не пытается предложить читателю мораль»[Timmerman 1983: 29].6 Автор, как правило, не говорит о том, что хорошо, ачто плохо, но предоставляет читателю право самому делать моральный выбор[Мисник 2006] и «выбирать на чьей он стороне где злая судьба, рок, могутнавсегда отложить счастливый конец» [Лем 2004: 114]. По мнению С. Лема,тем не менее, фэнтези может быть отнесено к «новейшей версии сказки» [тамже].Классическими и наиболее яркими образцами текстов произведенийфэнтези считаются работы Дж.
Р. Р. Толкиена, К. Льюиса, Р. Говарда и другиханглоязычных авторов [Алексеев 2013, Романова 2015].По мнению Ю. В. Романовой, в настоящее время фэнтези являетсяодним из самых популярных жанров художественной литературы ифеноменов современной культуры [Романова 2015].Предпосылкидляпоявленияфэнтезийногонаправлениявотечественной литературе были заложены Н. В. Гоголем, А. Грином, М.Булгаковым и другими писателями, однако, в строгом смысле произведенияфэнтези появились в России только в 90-х годах XX в.
как подражание6Fantasy never attempts to offer the reader a “moral” [Timmerman 1983: 29] (пер. Травкина С. В.)41европейским образцам [Абашева, Криницына 2010]. И. В. Лебедев такжеотмечаетнекуювторичностьтекстовотечественныхфэнтезийныхпроизведений по отношению к более ранним европейским образцам:«Отечественное фэнтези широко использует готовые шаблоны из всегоспектра приключенческой западноевропейской литературы, причем зачастуючисто механически, лишь по-разному комбинируя их друг с другом, а модельюдля построения художественного универсума, как правило, является условноезападноевропейское средневековье» [Лебедев 2015: 111– 114].Однако,возникшаянаосновепереводовзападныхромановрусскоязычная литература фэнтези «буквально за одно десятилетие впитала всебя лучшие традиции жанра» [Волчонок 1999: 56] и стала одним из наиболеевостребованных направлений в отечественной фантастической литературе.Таким образом, можно заключить, что фэнтези представляет собойотносительно молодое направление (жанр) в художественной литературе,зародившееся в англоязычных произведениях XIX–XX в.С точки зрения постмодернизма фэнтези чаще всего понимают, какнекий «символический конструкт, симулякр» [Демина 2018, Лосева, 2018].Данная точка зрения обусловлена тем, что основой для произведений фэнтезистановятся уже существующие мифы и традиции [Petty 1972, Simpson 1974,Dockery1975,Galabrese1980,SimonsonURLhttp://ler.letras.up.pt/uploads/ficheiros/4669.pdf].
В хронологическом отношенииА. В. Демина соотносит рост популярности произведений фэнтези с развитиемкультуры постмодернизма [Демина 2018].А. Ю. Евдокимов связывает популярность и востребованность жанрафэнтези в современном мире с тем, что современное массовое сознаниеактивно интересуется «идеализированным прошлым» [Евдокимов 2016: 159].Текст фэнтези существенно отличается от текстов родственного жанранаучнойфантастики,научного(псевдонаучного)авторыкоторыхобъясненияпредпринимаютпопыткиневероятныхявленийдействительности и заняты построением моделей воображаемого будущего на42Земле или иных планетах [Бочкова 2003, Емельянова 1994, Плотникова 2005,Slusser 1989, Иняшкин 2013]. Научная фантастика, по словам С.
Лема: «выдаетсебя за гражданку королевства самой солидной эмпирики» [Лем 2004] и, помнению М. Р. Хиллегас, представляет собой «мифологию машиннойцивилизации» [Hillegas 1979].7 Большинство словарных определений жанранаучнойфантастикитакжеотражаютустановкунарациональность(научность) [ССИС, 2000, с. 637, СЛТ, 1974, с. 237, БЭС, 1997, с.
777, LDCE,2001, c. 1274, OALED, 1994, c. 810]; ACD, 1962, c. 1086, CODCE, 1987, c. 939,FAWSDD, 1977, c. 597].Фэнтезийные произведения, в свою очередь вводят нехарактерный длянаучной фантастики элемент – магию, наличие которой объясняетфэнтезийный мир и определяет специфику пространственно-временнойорганизациифэнтезийныхпроизведенийбезкаких-либопопытокрациональных толкований волшебного [Губайловский 2002, Мисник 2006,Timmerman 1983, Tolkien 1975]. Как отмечает В. Каплан, «фэнтези – этопроизведения, где фантастический элемент несовместим с «научной картиноймира» [Каплан 2001].У. Р. Ирвин также разделяет фантастику ("the fantastic") и фэнтези("fantasy"): фантастика воплощена в самоосознаваемую антиреальность,требующую только лишь нарушения принятой реальности.
Фэнтези включаетвсебяриторическуюконструкциюпоследовательнойэкстраполяции(распространения) одного или нескольких фантастических элементов [Irwin1976].8На основе текстов художественной литературы в жанре фэнтезирождаются новые «мультижанровые культурные явления», которые включаютв себя «киновоплощение, иллюстрации, виртуальный мир компьютерных игри др.» [Винтерле 2011: 93].
Наиболее востребованные среди читательской7«Science fiction is the myth of machine civilization» [Hillegas 1979] (пер. С. В. Травкин)«The fantastic is embodied in the self-consciously anti-real, requiring the violation of accepted reality and nothingmore. Fantasy involves the rhetorical construction (in prose fiction) of an internally consistent extrapolation fromone or more fantastic elements» [Irwin 1976] (пер. Травкин С. В.)843аудитории произведения представляют собой основу, вокруг которой«развивается коммерческая индустрия» [там же: 93].Таким образом, современный читатель имеет дело не только с текстаминекоторого жанра, например, фэнтези, но с мультимедийными продуктами, вкоторых сочетаются текст, музыка, видеоряд и др., Данная трансформацияделает произведение массовым продуктом, при этом неизбежно упрощая его[Винтерле 2011].
А. В. Демина отмечает появление «целого спектрафэнтезипродуктоввразличных сферах культуры»:«Так,например,сверхпопулярность литературной трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелинколец» привела к созданию в 2001–2003 гг. знаменитой одноименнойкинотрилогии новозеландского режиссера П. Джексона» [Демина]. Каждаякинопремьера сопровождалась выпуском компьютерной игры, созданной помотивам кинолент [Савицкая 2018]. Также «широкое распространение такжеполучили музыкальные композиции к фильмам композитора Г.
Шора»[Демина].В отношении данной закономерности Т. Е. Савицкая применяет термин«фэнтезицация глобальной культуры» и полагает, что: «фэнтези каквиртуальной матрице глобальной культуры, в свернутом (формульном) видехранящей в себе все богатство мифов и легенд человечества, суждено статьтемактуальнымкультурнымбагажом,которымпрактическибудутоперировать люди в грядущем киберсоциальном веке» [Савицкая 2018].Таким образом, уходя корнями в мифы и волшебные сказки, жанрфэнтези имеет сказочно-мифологические основания, при этом важнойпричиной становления и развития данного жанра можно считать стремлениесовременного человека к уходу от реальной действительности в иллюзорные,виртуальные миры. Распространению жанра фэнтези среди массовогочитателяспособствует такжесвойственноечеловеку иррациональное(ненаучное) восприятие действительности, при котором сверхъестественноевоспринимается как обычное и не требующее объяснений.