Диссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста), страница 9

PDF-файл Диссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста), страница 9 Филология (58563): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста) - PDF, страница 9 (58563) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста". PDF-файл из архива "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

В современном44мире фэнтези представляет собой самодостаточный жанр не только влитературе, но и в киноиндустрии, индустрии компьютерных игр и др.Выводы по главе 11. Художественный текст представляет собой тип текста, ориентированный начувственно-эмоциональное восприятие информации и характеризующийсяпреобладанием имплицитности над эксплицитностью. В художественномтекстесоздаетсяопределенныммодельобразомдействительности,иимеетсвоюкотораяструктурированапространственно-временнуюорганизацию.2.Тексты произведений художественной литературы отражают события иявлениявихпространственно-временнойориентированности.Пространственно-временные отношения создаются в тексте средствамиязыка, (что делает проблему отображения пространства и времени в текстепроизведения актуальной в области лингвистики).

Особую важность дляисследования данных категорий представляет понятие «хронотоп», введенноев научный обиход М. М. Бахтиным. Хронотоп в тексте литературногопроизведения имеет существенное жанровое значение. Пространственные ивременные составляющие хронотопов произведений разных жанров имеютсвои особенности, например, пространство фэнтезийного произведения можетиметь любую конфигурацию, а время – изменять свое направление.3.Поскольку основными характеристиками современного общества являютсяобилие информации, высокие скорости и фрагментарность, современныетексты не укладываются в традиционные жанровые формы вследствие чеговозникает размытость жанровых границ.45ГЛАВА 2МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА2.1. Жанрообразующие признаки фэнтезиПри изучении текстов возникает вопрос о правомерности их отнесенияк отдельному жанру.

Например, в случае с фэнтези на сегодняшний день несуществует единого мнения исследователей на этот счет [Толкачева 2010].Фэнтези относят как к литературным направлениям [Осипов 1999], так и кжанрам [Ковтун 1999; Поспелов 1983]. Как отмечает В. С. Толкачева, самопонятие жанра менялось в течение XX в.

относится к категориидискуссионных [Толкачева 2010].Так, Б. В. Томашевский пишет о наличии некоторых приемов илипризнаков, которые организуют композицию произведения, и называетданные приемы «доминантами». Совокупность доминант, по мнениюисследователя, играет ключевую роль в образовании жанра [Томашевский2002: 207].Для того чтобы обосновать, что некоторый тип текста, например,фэнтези,этосамостоятельныйжанр,необходимовыявитьналичиехарактерных жанровых признаков или доминант. Опираясь на мнение Е.

Н.Ковтун и Г. Н. Поспелова о способности доминантных признаков задаватьжанровую специфику произведения художественной литературы, а такжеруководствуясь исследовательским опытом и опытом читателя, в даннойдиссертации мы отстаиваем точку зрения о возможности установленияпринадлежности некоторого текста к определенному жанру. Для верификацииданной гипотезы далее обратимся к жанру фэнтези и обоснуем возможностьсчитать фэнтезийные романы самостоятельным жанром с опорой налингвостилистический анализ 20 произведений российских и зарубежныхавторов.46Понятие «фэнтези» как разновидности фантастики возникло в XX векев англоязычной литературе и заняло промежуточное положение международным эпосом и научной фантастикой.

Основоположниками жанра частосчитают Дж. Р. Толкиена, Р. Говарда [Бонналь 2003, Дейвенпорт 2005, Комлев2000; Уайт 2002, Manlove 1983; Rosebury 2003; Solinas 2004].В связи с отсутствием единого определения [Яковенко 2008] фэнтезичасто путают с научной фантастикой, однако эти два жанра имеютсущественные различия. Так, в научно фантастических произведениях любоенеобычное или сверхъестественное событие имеет научное или псевдонаучноеобъяснение: «…авторы их, старались объяснить свое фантастическоеизобретение или открытие, обосновать его, опираясь на данные науки или, нахудой конец, ссылаясь на относительность и неполноту наших знаний оприроде» [Чернышева 2018].Магия как таковая «не укладывается в рациональную картину и мира» ив случае своего присутствия в произведении имеет «статус суеверия» [Травкин2018].

Например, племена аборигенов в научно-фантастическом романе В. А.Обручева «Земля Санникова» призывают к расправе над членами экспедиции,обвиняя их в колдовстве:Нужно покончить с белыми колдунами. Мы приняли их как почетныхгостей, дали им жилище, пищу и молодых женщин.

Они заплатили намнеслыханными бедствиями… Верно ли все это, онкилоны?(В. А. Обручев «Земля Санникова»).Однако для читателя очевидно, что вера в колдовство в данном случаеявляется следствием суеверности мышления племенных народов.Художественный мир фэнтези, в свою очередь, репрезентируетдействительность, для которой обязательно наличие законов магии. Причем, вразличных фэнтезийных мирах действуют разные магические законы [Мисник2006: 127].Наиболее лаконичное и точное определение термина «магия», на нашвзгляд, дает один из основателей жанра фэнтези Дж. Р. Толкиен: «Магия – это47набор определенных приемов; её цель – власть в нашем мире, господство наднеживыми предметами и волей живых существ» [Толкин 1991: 283].Волшебство принимается читателем как особенность фэнтезийногомира, не требующая рационального объяснения. Американский писательфэнтези Р.

Желязны в одном из интервью отмечает, что создание влитературном произведении фэнтези вымышленного существа (например,голема), созданного с помощью магии, не требует длительных объясненийприроды данного персонажа [Krulik 2017].9Опираясь на данную точку зрения можно предположить, что самоналичие магии освобождает автора от необходимости детально описыватьмеханизмы работы волшебного и необъяснимого. Данная особенностьфэнтезийнойлитературыотраженавопределении,предлагаемомисследователем данного жанра М. Назаренко: «Фэнтези — жанр фантастики,направленныйна(детальное)независимого от нашего,изображениев котороммира,болеедействует системаили менееволшебства»[Назаренко 2018].Я. В.

Королькова отмечает: «В условных мирах литературной сказки ифэнтези любое чудо: наличие волшебных предметов, удивительных существ,магия, вмешательство сверхъестественных сил в ход событий – всевоспринимается героями как норма жизни» [Королькова 2010: 142–144].Аналогичную позицию занимает С. Степновска, пишущая, что в текстепроизведения фэнтези «могут появиться любые фантастические элементы безвсяких объяснений и ограничений, так как фэнтези является своего родафантастическим хаосом, космосом ничем не ограниченного творческоговоображения, миром непредвиденной случайности, где все может случиться…отсутствуютвсякиеобъясненияизаконыпривведениивтекстфантастических элементов» [Степновска 2000: 46–47].9«I suppose if I wanted to create an alien being in fantasy, the creature could be a golem created by, say, foursorcerers.

I wouldn’t have to go into a long explanation as to the nature of the creature» [Krulik 2017].48Словарныеопределенияжанрафэнтезипозволяютустановитьнеобходимые и достаточные жанрообразующие признаки. Так, в словарелитературоведческих терминов произведения фэнтези представлены как:«…изображающие вымышленные события, в которых главную роль играетиррациональное, мистическое начало, и миры, существование которых нельзяобъяснить логически. Фэнтези – своеобразное соединение сказки, фантастикии приключенческого рыцарского романа» [Белокурова 2006: 190].Англоязычные источники, в частности, Longman Dictionary of EnglishLanguage and Culture [LDELC 2005] определяют фэнтези, как «истории овоображаемых мирах, как правило, включающие в себя магию. Персонажичасто заняты поиском некого предмета, который поможет добру одержатьпобеду над злом.

Во время сражений обычно герои обычно используют несовременное оружие, а мечи» [LDELC 2005: 492].10И. А. Киселева выделяет такие признаки жанра фэнтези, как наличиевымышленного мира, наличие волшебных существ и магии, авантюрныйсюжет, противостояние добра и зла, наличие мистической потустороннейреальности и полная свобода автора, т. е. сюжет произведения можетразвиваться самым неожиданным образом благодаря наличию волшебногомира фэнтези [Киселева 2007].Вприведенныхвымышленнойпроизведенийопределенияхдействительности,фэнтези.Вакцентируетсякакданнойрольнеотъемлемыхсвязимагиииособенностейпредставляетсяуместнымрассматривать эти особенности, характерные для текстов фэнтезийныхпроизведений в качестве основных жанрообразующих признаков.С целью верификации выдвинутого предположения о том, чтосущественными признаками жанра фэнтези являются наличие магии иналичиефэнтезийногопространства10намипривлекаютсяизвестныеStories about imaginary worlds which often involve magic.

The characters are often searching for an objectwhich will cause good to win over evil, and they usually fight with swords rather than modern weapons [LDELC2005: 492].49фэнтезийные романы российских и зарубежных авторов таких, как: Дж. Р.Толкиен, К. Льюис, Дж. Мартин, Л. Троиси, Р. Желязны, Т. Гудкайнд, М.Семенова, Р. Хобб, Дж. Роулинг, Д. Емец, С. Лукьяненко, А. Пехов, Н.Перумов, М. и С. Дяченко. При условии наличия в каждом из текстов данныхпроизведениях особого пространства фэнтези и магических законов,представляется справедливым отнесение этих признаков к жанровым.Присутствующие в художественном тексте топонимы представляютсобой изучаемые лингвистикой особые средства языка, участвующие впространственнойорганизациипроизведения.Названиямагическихпредметов и имена выдуманных существ также являются лексическимиединицами, с помощью которых создается мир фэнтезийного произведения.Так, в романе «The Hobbit» Дж.

Р. Толкиен описывает некий вымышленныймир со своей собственной топонимикой:…and so to a road running towards Ravenhill.(J. R. R. Tolkien «The Hobbit. There and back again»).Lonely Mountain was mostly screened by the low hills at the far end of thelake, through a gap in which the Running River came down from the North.(J. R. R.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5285
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее