Диссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста)

PDF-файл Диссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста) Филология (58563): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста) - PDF (58563) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста". PDF-файл из архива "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего образования«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»На правах рукописиТРАВКИН СТАНИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧЯЗЫКОВЫЕ МАРКЕРЫ ЖАНРОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТЕКСТА(на материале романов фэнтези)Специальность 10.02.19 –Теория языкаДиссертацияна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –Доктор филологических наук,доцент Косиченко Е. Ф.Москва20191ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………………. 4ГЛАВА I. Литературный жанр как лингвистическаяпроблема………………………………………………………………………....111.1 Подходы к исследования текста …………………………………………....111.2 Сущностные признаки художественноготекста………………………………….………………………………………….171.3 Хронотоп художественного текста………………………………….……..

231.4 Полижанровость как свойство художественного текста………………… 331.5 Гибридизация как источник жанрообразования ……………………….... 39Выводы по главе I………………………………………………..……………....45ГЛАВА II. Методика определения жанровой принадлежностихудожественного текста …………………………………………………….....462.1 Жанрообразующие признаки фэнтези……………………………………...462.2 Жанрообразующий потенциал лингвистическихмаркеров………………...………………………………………………………..612.3 Маркеры, репрезентирующие реальностьфэнтези……………………………….…………………………………………..652.4 Маркеры, репрезентирующие наличие магии……………….…………….702.5 Маркеры, репрезентирующие наличие вымышленныхсуществ………………………….…….………………………………………….752.6 Лексические маркеры жанрообразующих признаков фэнтези наматериале романов российских и англоязычных авторов………………........80Выводы по главе II ….………………………………………….….………......130ГЛАВА III.

Типология произведений жанрафэнтези………………………………..………………………………………...1313.1 Коэффициент плотности лексических маркеров в текстахПроизведений фэнтези………………………………………………………....1313.2 Роль коэффициента плотности маркерной лексики первого2признака жанра (наличие пространства фэнтези) в текстахисследуемых произведений……………………………………………………1663.3 Роль коэффициента плотности маркерной лексики второгопризнака жанра (наличие магии) в исследуемых текстахпроизведений………………………………………………………………..….1683.4 Роль коэффициента плотности маркерной лексикивторостепенного признака жанра (наличие вымышленныхсуществ) в исследуемых текстах.……………………………………………..1693.5 Типология произведений фэнтези (с опорой на уровеньрепрезентации жанровых признаков)…………………………………………1713.6 Прототипичноe произведение фэнтези…………………………………...175Выводы по главе III ….………………………………………………………...179Заключение…………………………………..……………….……..………....179Список литературы……………………….…………………………………..183Список цитируемой литературы ………………………………………….…..202Список словарей ……..………………………………………………………...2043ВведениеДаннаяработапредставляетсобойрезультатлингвистическогоисследования категории жанра и нацелена на установление путей выявленияи описания лексических средств маркирования внешних и внутренних границнекоторого жанра.

Исследование проводится на материале русско- ианглоязычных художественных произведений фэнтези.Проблема определения границ жанра и связанные с этой проблемойвопросы полижанровости и гибридизации жанров относятся к числу наиболееактуальных вопросов современной лингвистики, свидетельством чемуявляется растущее число работ на данную тему как в России, так и за рубежом.Различные аспекты данной проблемы рассматриваются такими признаннымиавторитетами в области изучения языка как М. Н. Эпштейн, Б.

М. Гаспаров, Т.В. Кощурникова, Ю. А. Шанина, С. Уорс, Ш. Макбратни [Эпштейн 2000,Гаспаров 1996, Кощурникова 2008, Шанина 2007, Worth 2015].Характерное для современных текстов смешение жанров обусловленоспецификой мировосприятия человека эпохи постмодернизма и продиктованоэтой спецификой. Наиболее явно данные особенности проявляются впроизведенияххудожественнойлитературы,посколькуименнохудожественное пространство в наивысшей степени подвержено процессамгибридизации, когда в одном тексте взаимодействуют тексты разных стилей ижанров. Как справедливо отмечает М.

Н. Эпштейн, «в современномхудожественномсознании,какиобществе,ускореннопроисходитдецентрализация, устранение больших несущих конструкций: жанровых,сюжетных, идейных» [Эпштейн 2000: 167].В данной работе мы придерживаемся идеи о том, что как и другие типытекста, тексты литературных произведений обладают определенными4жанровыми характеристиками и имеют свои «исторические начала», но приэтом «конца этим жанровым образованиям не видно, они скрываются загоризонт» [там же: 285]. С. С. Аверинцев также рассматривает жанр какисторическое явление, способное «жить», «умирать» и «возвращаться к жизнив преобразованном виде» [Аверинцев 1996: 101].Актуальность работы определяется растущим интересом лингвистикик проблемам жанра как инструмента классификации и типологизациихудожественных текстов, а также необходимостью более глубокого ивсестороннего изучения жанрообразующей функции языка, а именно ролиразличных языковых единиц в создании особого типа художественнойреальности, где работают единые законы.

Обращение к жанру важно также вконтексте характерного для современных гуманитарных наук пониманияполижанровости как проявления фрагментарности мышления современногочеловека.Объектомисследованиявыступаютлингвистическиемаркеры,рассматриваемые в качестве средств, устанавливающих границы жанра иопределяющих специфику художественной действительности.Предметом исследования является способность лингвистическихмаркеров задавать внешние и внутренние границы жанра, т.е. выступать вкачестве критериев для выделения различных жанров и поджанров.Материалом исследования послужили 20 российских и зарубежныхпроизведений жанра фэнтези. Опираясь на наш исследовательский ичитательский опыт, мы полагаем, что число выбранных для исследованиятекстов (20) оптимально для выявления комплекса прототипических свойствжанрафэнтези.Вчислоисследуемыхтекстоввключеныработы,относящиееся к различным видам фэнтези: эпическое и героическое (J.

R. R.Tolkien, R. Hobb, G. Martin, T. Goodkind, U. Le Guin, R. Zelazny, В. Камша, Н.Перумов, М. Семенова, М. и С. Дяченко), юмористическое (Д. Емец, А.Рудазов), темное (G. Cook, А. Пехов), детское и христианское (C. S. Lewis, C.Simak, Г. Почепцов), городское (J. Rowling, В. Панов, С. Лукьяненко). Выбор5вышеперечисленных текстов осуществлялся произвольно из числа наиболеепопулярных на наш взгляд работ фэнтези. Общий объем исследованныхтекстов составляет 3 331 386 лексических единиц (слов).Целью диссертации является разработка (на примере жанра фэнтези)методики, позволяющей устанавливать жанровые границы и выявлять врамках одного жанра различные типы художественного текста.Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи:1.

Наосновеобзоратрудов,посвященныхпроблемежанраиисследованиям художественного текста, сформулировать гипотезу овозможности установления границ жанра лингвистическими методами.2. Проанализировать 20 произведений жанра фэнтези на предметустановления коэффициента плотности маркерной лексики в каждомпроизведении.3. С опорой на установленные в произведениях жанра фэнтезикоэффициенты плотности маркерной лексики продемонстрироватьвозможность типологизации текстов внутри одного жанра.4. На примере романов фэнтези доказать роль языка в установлении четкихвнешних жанровых границ при возможной размытости внутрижанровыхграниц.5.

Продемонстрировать на примере произведений фэнтези, что жанр имеетполевую структуру.6. Показать на примере фэнтези, что внутри одного жанра текстыориентированы на прототип, представляющий собой эталонныйрепрезентант.Для решения поставленных задач использовались общенаучные илингвистические методы исследования такие, как лингвосемиотический илингвостилистический анализ, описание.

Совокупность данных методовоткрывает возможности для более детального изучения маркерной лексики, еероли в создании внешних границ литературного жанра. Отбор материала6исследованияосуществлялсяпутемпроизвольнойвыборкиравногоколичества русско- и англоязычных произведений в жанре фэнтези.Теоретической и методологической основой исследования стали трудыроссийских и зарубежных ученых. В области общей теории текста (ихудожественного текста в частности): [Арнольд 1999, Бабенко 2004, Бахтин1986, Бондарко 2001, Валгина 2003, Гальперин 2009, Гвенцадзе 1986,Илинская 2007, Лукин 1999, Тюпа 2009, Косиченко 2017, Ноздрина 2015,Левицкий 1998, Молчанова 1988, Пелевина 2009]; в области лингвосемиотики:[Арнольд 1999, Барт 1989, Калинин 2009, Кристева 2004, Лотман 2000,Петрова 2005, Почепцов 2002, Прохорова 2003, Солодуб 2000, Филиппова2007, Чернявская 2009, Эко 2006, Broich 1985, Genette 1982, Lachmann 1990,Todorov 1969]; в области жанрово-стилистических исследований научнойфантастики и фэнтези как особых типов текста: [Бочкова 2003, Добровольская1996, Гусейнова, Косиченко 2018; Осипов 1999, Мисник 2006, Новичков 2011,Heng 2003, Higgins 2001, Hillegas 1979, Irwin 1976, Kroeber 1988, Manlove 1983,Rosebury 2003, Timmerman 1983, Wolfe 2012]; в области структурного иструктурно-семиотического анализа текстов: Барт 1989, Бройтман 2001,Дьяков 2008, Ильин 1998, Козловски 1997, Лиотар 2000, Фуко 1996, Хворова2004, Эко 2006, Эпштейн 2000, Derrida 1980, Hassan 2008, Mason 2009]; вобласти модального реализма: [Dolezel 1998, Hintikka 1975, Lewis 1973, Partee2010, Ryan 1991, Kripke 1959, Stalnaker 1986].Рабочая гипотеза состоит в том, что жанровая принадлежность текстаможет быть установлена лингвистическими методами путем подсчетакоэффициентовплотностилексическихмаркеровжанрообразующихпризнаков.

Вычисление среднего коэффициента плотности маркернойлексики также позволяет выявить основания для классификации текстоввнутри жанра и установить критерии прототипичного текста с даннымижанровыми характеристиками.Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые:7-предпринимаетсяпопыткасистемногоописанияпроблемыжанрообразования с точки зрения лингвосемиотического подхода к языку;-доказывается, что жанры имеют четко выраженные внешние границы;-предложенаметодикаустановлениявнутреннихграницжанра,основанная на подсчете коэффициентов плотности лексических маркеровжанрообразующих признаков;-доказана возможность выявления и описания прототипичного текстазаданного жанра.Теоретическая значимость диссертации заключается в том, чтополученные в ходе исследования результаты вносят вклад в научныедисциплины, изучающие вопросы жанрообразования, а именно в теориютекста и дискурса, теорию жанров.

Разработанная в диссертации методикаопределениявнешнихграницжанраивыявлениякритериевдляклассификации текстов внутри одного жанра расширяет возможностилингвистики в плане использования точных исследовательских методов длярешения фундаментальных задач. Предложенная в диссертации методикаопределения прототипичного представителя жанра вносит вклад в теориюпрототипов.Предлагаемаяметодикапозволяеттакжевыявлятьпрототипичные свойства текстов произведений определенного жанра.Выявление и исследование прототипов облегчает изучение свойств изакономерностей текста.Практическая значимость исследования заключается в возможностиприменения его результатов на занятиях по лингвостилистическому анализу иинтерпретации текста, а также в лекционных курсах по теории текста,лингвостилистикетекста,лингвосемиотике,литературоведению,рассчитанных на студентов высших учебных заведений.

Полученные данныемогут быть использованы при составлении идиословарей и идиоглоссариев.Применение разработанной методики возможно в маркетинге для болееточного определения типа произведения художественной литературы.8Достоверностьрезультатовпроведенногоисследованияобеспечивается эмпирическим материалом, включающем в себя тексты десятироссийских и десяти англоязычных произведений фэнтези, теоретическойбазойииспользованиеманалитическихметодов,такихкаклингвостилистический и лингвосемиотический анализ.На защиту выносятся следующие положения:1.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее