Диссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста". PDF-файл из архива "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Время, как и пространство, сотворено вместе с миром иотображается в человеческой душе в виде прошлого, настоящего и будущего[Августин 1991].23По мере развития научной мысли в представлениях о пространственныхи временных характеристиках действительности укоренилось понимание ихнеразрывности.Вчастности,огромноевлияниенаформированиепредставлений о пространственно-временных категориях в XX в. оказалвсемирно известный физик А. Эйнштейн, писавший о неразрывном единстведанных явлений. Факт отсутствия «разумного, объективного разделениячетырехмерного континуума на трехмерное пространство и одномерныйконтинуум,указывает,чтозаконыприродыпримутнаиболееудовлетворительный вид» только если будут выражены как законычетырехмерного пространственно-временного континуума [Эйнштейн 1966:25].С мирами художественных произведений связано понятие «возможныхмиров», введенное в научное употребление Лейбницем [КФЭ 1994] иразвиваемое такими исследователями как Л.
Долежел, М. Л. Райан, Д. Льюис,С. Крипке, Р. Столнейкер, Дж. Хинтикка Б. Х. Парти и др [Dolezel 1998,Hintikka 1975, Lewis 1973, Partee 2010, Ryan 1991, Kripke 1959, Stalnaker 1986].Значимымпредставляетсяотметить,чтохудожественныеиливиртуальные миры создаются не только в литературных произведениях, но ив других типах текста (рекламных, политических и др.). По сути всесоздаваемые тексты представляют собой вымышленные миры, имеющиеопределенную структуру, которая задает их жанровые границы.
Значимымпредставляется отметить, что интертекстуальность, хотя и ведет к жанровомусмешению, но не ломает структуру отдельных жанров.Художественный мир в тексте произведения представляет собой,созданный писателем, самодостаточный мир со своими собственнымивнутренними законами [Фоменко 1998: 17–24], что позволяет исследователямрассматривать его, как возможный мир [Льюиз 1999, Кастанеда 1999, Lewis1983]приусловии,чтоэтимиры«описываютсянепротиворечивых терминах» [Баранов 1993: 94].24влогическиТекст произведения художественной литературы отражает событиялибо явления в их «пространственно-временной ориентированности»[Кандрашкина 2011: 1217]. Пространственно-временные отношения, в своюочередь, воссоздаются в тексте средствами языка, что делает проблемуотображения пространства и времени в тексте художественного произведенияактуальной в области лингвистики.Следует согласиться также с мнением И.
Б. Роднянской, что данныекатегориипредставляютлитературногособойпроизведения,важнейшиеимеющиехарактеристикиключевоезначениетекстадляеговнутренней организации и восприятия [Роднянская 1987: 487].Особую важность для исследования категорий пространства и временипредставляет понятие хронотопа, введенное в научный обиход М. М.Бахтиным. Сам М. М. Бахтин определяет его как «…взаимосвязь временных ипространственных отношений…» [Бахтин 1986: 121] и уточняет, чтооснованиемдлявведенияданноготерминапослужилатеорияотносительности А.
Эйнштейна.Введенный на правах метафоры М. М. Бахтиным термин «хронотоп»объединил понятия времени и пространства в художественном тексте,структурируя и организуя художественный мир [Алимбочка 2014], чтопозволилорассматриватьпространственно-временнуюорганизациюпроизведения как единый континуум.Ю. М. Лотман рассматривает хронотоп, как «структурный закон жанра,в соответствии с которым естественное время-пространство деформируется вхудожественное» [Лотман 1988: 325].
Вместе с тем, попытки отождествленияхудожественного хронотопа с реальным временем-пространством в духенаивного реализма отмечаются исследователями как несостоятельные [Бахтин1986: 285–286].литературы,Поскольку континуум произведениянесмотрянамногочисленныехудожественнойпараллелисреальнойдействительностью, часто функционирует по своим собственным законам,нельзя говорить о тождестве реального и художественного пространств25[Ноздрина 2015, с.
56]. Специфика пространственно-временных отношений втексте произведения обусловлена тем, что это не прямое отражениедействительности, а преломленное сквозь призму сознания писателя[Косиченко 2017, с. 200]. Таким образом, вслед за рядом ученых мы считаем,что в своем произведении автор создает определенное пространство и время,в котором происходит действие [Лихачев 1968, Adams, 1996, с. 633].Так, события романов С.
Лукьяненко и Д. Роулинг разворачиваются вМоскве и в Лондоне, но эти города представляют собой фантастическуюпроекцию существующих мегаполисов обитатели и топонимика которыхвыдуманы авторами. Другим ярким примером являются легенды о королеАртуре, английский мир в которых «не имеет точек соприкосновения сдействительностью исторической» [Михайлов 1974].В отличие от реальной действительности, время в которой строголинейно и движется из прошлого в будущее, хронотопическое время в текстепроизведения художественной литературы может менять направление искорость течения.
Как отмечает А. Б. Темирболат: «Художественное времякалейдоскопично. Оно может убыстряться, замедляться. В результате чегоодин миг может быть изображен как вечность, а события, охватывающиецелые столетия, промелькнуть, как одно мгновение. Время в литературномпроизведенииразнонаправленно.Ономожетдвигатьсявобратномнаправлении благодаря воспоминаниям рассказчика, героев, обращениюписателя к мифам, легендам, сказаниям, ретроспективному изображениюсобытий, смещению и изменению их последовательности» [Темирболат 2003:22].Так, начальной точкой художественного времени в тексте романа можетбыть более поздний период жизни персонажа, а дальнейшие события книги –развиваться в виде воспоминаний, возвращающихся в итоге к исходнойпространственно-временной вехе с которой начиналось произведение.Допустимо включение в ход повествования флэшбэков или скачков впрошлое, введенных с целью объяснения каких-либо событий из жизни26персонажа [там же: 22].
Например, в романах серии «Волкодав» М. Семеновойчитатель находит отрывки, представляющими собой сны –воспоминанияглавного героя:Колодки в рудниках были каменные, до блеска отполированные теламибесчисленных и безымянных рабов…Содрогнувшись всем телом, Волкодав проснулся и понял – дело худо.(М. Семенова. «Волкодав»).Важную роль в создании хронотопа художественных произведенийиграют сны, видения и пророчества, включение которых в повествованиепозволяет не только возвращаться в прошлое, но и совершать скачки вбудущее [Темирболат 2003: 42, 190], как это происходит с главным героемромана П.
Коэльо «Алхимик» («O Alquimista») юношей по имени Сантьяго,перед которым в видении открывается картина нападения на оазис:De repente, um gavião deu um rápido mergulho no céu e atacou o outro.Quando fez este movimento, o rapaz teve uma súbita e rápida visão: um exército,de espadas desembainhadas, entrando no oásis.
A visão logo sumiu, mas aquilo lhedeixou sobressaltado. Havia ouvido falar das miragens, e já havia visto algumas:eram desejos que se materializavam sobre a areia do deserto. Entretanto, ele nãodesejava um exército invadindo o oasis.(P. Coelho «O Alquimista»).Направление развития индивидуального хронотопа персонажа иногдаопределяется снами и видениями. Так, увидев сон про сокровища, Сантьяговерит в его истинность и отправляется в путешествие [Темирболат 2003: 179].Сцельюболеедетальногопониманиямоделейхронотопов,заключенных в текстах различных произведений, обратимся к концепции М.М.Бахтина.Исследуявопроспространственно-временной структурыхудожественных произведений, М. М. Бахтин уделяет особое внимание тремантичным моделям хронотопа, которые согласно его мнению, во многомопределили развитие такого жанра как авантюрный роман вплоть до середины27XVIII века.
Так, к трём основным типам античного романа М. М. Бахтинотносит: роман-испытание, авантюрно-бытовой и биографический. Каждое извышеперечисленных направлений характеризуется своими индивидуальнымипространственно-временными особенностями [Бахтин 1975].События в романе-испытании или греческом романе, согласно М. М.Бахтину, развиваются определенным образом. В центре повествования, какправило, присутствуют наделенные необычайной красотой юноша и девушка,которые случайно повстречавшись, влюбляются друг в друга с первоговзгляда.
Затем происходит вынужденное расставание и возникают серьезныепрепятствия, не позволяющие героям повествования быть вместе. С этогомомента начинается полоса «испытания» или период произведения, во времякоторого главные герои ищут друг друга и сражаются за свою любовь,преодолевая обстоятельства злого рока. Завершается роман-испытаниеблагополучным воссоединением влюбленных [Бахтин 1975: 123 – 124].Хронотоп романа-испытания заключен между двумя точками: встречаглавных героев в начале произведения и их счастливое воссоединение вфинале. М. М. Бахтин также отмечает, что временная составляющая вподобных авантюрных романах упрощена и не имеет бытовой цикличности[Там же: 128].
Возраст и красота персонажей по прошествии многих летостаются такими же, какими они были во время первой встречи.Авантюрно-бытовойроманимеетсвоюмодельхронотопаирепрезентирует новый тип авантюрного времени. Время авантюрно-бытовогоромана, в отличие от греческого, накладывает видимый отпечаток на личностьглавного героя. Жизненный путь персонажей подобного романа связанметаморфозами, являющимися «формой осмысления и изображения частнойчеловеческой судьбы» [Там же: 151–152] и меняющими личность герояповествования.В основе хронотопа биографического романа лежит образ персонажа,проходящего свой жизненный путь и «ищущего истинного познания» [Там же:167]. Примером произведения, имеющего подобный хронотоп, может28считаться «Исповедь» Августина Аврелия, в которой автор описывает своюжизнь в контексте поиска истины.Структурахудожественноговремени-пространствакардинальнымобразом влияет на структуру самого произведения, о чем М.
М. Бахтин пишетследующее: «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение.Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяютсяименно хронотопом…» [Бахтин 1975: 234].Поскольку сюжет фэнтезийных романов зачастую повествует оприключениях главных героев [Троицкий 1992, Гусарова 2009, Мисник 2006],которые преодолевая те или иные жизненные трудности, приобретаютнеобходимый опыт, хронотоп фэнтези на наш взгляд сочетает в себе черты,характерные для времени-пространства романа-испытания и авантюрнобытового романа.Определяя хронотоп, как неразрывную взаимосвязь временных ипространственных отношений в художественном произведении, М.
М. Бахтинсчитал, что хронотоп играет жанрообразующую роль, причем наиболееважную роль отводил в нем именно временной составляющей [Бахтин 2000].Ю. М. Лотман, в свою очередь, выделял художественное пространствопроизведения, как основное и первичное по отношению к художественномувремени. Художественное пространство, по мнению Ю. М. Лотмана способновыражать не только пространственные отношения в структуре мирапроизведения, но и этические [Лотман 1970]. Ю. М. Лотман, выделяет такиехарактеристики художественного топоса, как отгороженность от внешнегомира и разомкнутость. Герои повести «Старосветские помещики», по мнениюЮ.