Диссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста), страница 4

PDF-файл Диссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста), страница 4 Филология (58563): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Языковые маркеры жанровой принадлежности текста) - PDF, страница 4 (58563) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста". PDF-файл из архива "Языковые маркеры жанровой принадлежности текста", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Гвенцадзе признаки художественнойкоммуникации подробно.Поскольку художественный текст ориентирован на эмоциональнориторические структуры [Одинцов 1980], читатель будет иметь дело не ссамой действительностью, но с её авторской интерпретацией, в которой наддиктумными компонентами высказываний будут преобладать модусные[Валгина 2003].Необходимой составляющей художественного текста является такжеэстетическийкомпонент,безкоторого18невозможнахудожественнаядеятельность [Коган 1966: 81].

Как отмечает Н. С. Валгина: «Образ здеськонечная цель творчества, тогда как в нехудожественном тексте словеснаяобразность принципиально не необходима и при наличии является лишьсредством передачи (объяснения) информации. В художественном текстесредства образности подчинены эстетическому идеалу художника» [Валгина2003: 70].Действительно, образы, создаваемые автором в художественныхтекстах, апеллируют в основном к чувственно-эмоциональному восприятиюреальности читателем, которое позволяет оценить эстетическую сторонусозданного образа. Для примера рассмотрим короткий отрывок из романаПауло Коэльо «Алхимик» («O Alquimista), где через стилистические приемыобразного сравнения и особую синтаксическую организацию текстапередается эмоциональная составляющая эпизода:Então foi como se o tempo parasse, e a Alma do Mundo surgisse com toda aforça diante do rapaz.

Quando ele olhou seus olhos negros, seus lábios indecisosentre um sorriso e o silêncio, ele entendeu a parte mais importante e mais sábia dalinguagem que o mundo falava, e que todas as pessoas da terra eram capazes deentender em seus corações.(P. Coelho. «O Alquimista»).Для создания выразительного образа в данном отрывке используютсятакие приемы, как сравнение como se o tempo parasse (словно бы времяостановилось) и олицетворение lábios indecisos entre um sorriso e o silêncio(губы, словно не знавшие, что им делать).В фэнтезийном романе Клайва Льюиса «Лев, колдунья и платянойшкаф» («The Lion, the Witch and the Wardrobe») также описываются душевныесостояния персонажей, вызванные упоминанием имени правителя НарнииЛьва Аслана:At the name of Aslan each one of the children felt something jump in it's inside.Edmund felt a sensation of mysterious horror.

Peter felt suddenly brave andadventurous. Susan felt as if some delicious smell or some delightful strain of music19had just floated by her. And Lucy got the feeling you have when you wake up in themorning and realize that it is the beginning of the holidays or the beginning ofSummer.(C. S. Lewis «The Lion, the Witch and the Wardrobe»).Эстетический эффект в описании ощущений и эмоций достигаетсяблагодаряиспользованиюлексическихединиц«sensation»,«feeling»,апеллирующих к сфере восприятия.

Использование эпитетов «mysterious»,«delicious» также переводит текст в плоскость чувственного восприятия иповышает его общую эмоциональность. Особую значимость приобретает нестолько внешняя сторона события (встречи, упоминания и др.), сколько егообразное описание.Еще одной характеристикой художественного текста является егосмысловая неоднозначность. В силу субъективности психических процессовэстетическаяинформацияобеспечиваетразличныеинтерпретациихудожественного текста при его восприятии [Разумовская 2012: 271].Сознание читателя, вступающего во взаимодействие с художественнымпроизведением, как и само произведение, принадлежит к определеннойисторической эпохе, находится в пределах определенного социокультурногопространства и возрастной категории, что неизбежно влечет за собойвариативность восприятия художественных реалий. Как справедливо замечаетЛ.

А. Новиков: «Одна и та же книга, прочитанная нами в разные годы, можетвосприниматься согласно уже имеющимся у нас знаниям и жизненномуопыту. Чего нет в опыте читателя, того нет для него и в тексте» [Новиков 1991:26].Восприниматься вариативно могут как описываемые в произведениисобытия,такиобразыгероевповествования.Действительно,смоделированная читателем личность персонажа обретает автономность отавторского текста и начинает жить в читательском сознании [Амирханян,Кудряшов 2015].20Другойпреобладаниехарактеристикойвнемхудожественногоимплицитностинадтекстаявляетсяэксплицитностью.Термин«имплицитность» отражает способность языка передавать неявную, скрытуюинформацию [Молчанова 1988], а само понятие относится к любому типукоммуникации.

При этом, чем глубже коммуниканты включены в контекст,тем меньшая степень экспликации требуется [Водоватова 2006: 142].Если нехудожественные, в частности, научные тексты, стремятся кмаксимальной эксплицитности (прямому отражению информации в лексикосемантическойструктурепредложения),чтобыизбежатькакой-либонеточности толкования [Лукин 1999, Левицкий 1998: 27], то художественные,напротив, тяготеют к имплицитности высказывания.В качестве примера одного из видов имплицитности художественноготекста можно привести диалог персонажей в романе Ю. Никитина «КнязьВладимир»:– Отец, – сказал он сильным мужественным голосом,– я видел на дальней скале гнездо орла! Позволь, я добуду из негоптенца?Конунг сказал сдержанно:– Сын мой, на той скале не побывал еще никто. Даже Эгиль Легконогий,что обгонял кошку на дереве... помнишь, что с ним стряслось?(Ю. Никитин.

«Князь Владимир»).Имплицитность в данном случае заключается в наличие некойинформации, которая домысливается адресатом сообщения (в данном случаечитателем). Известное для обоих персонажей событие, а именно, неудачнаяпопытка их знакомого совершить восхождение на скалу за гнездом орла,скрыто от читателя, что заставляет его приложить некоторое усилие длявостановления недостающего фрагмента, необходимого для адекватнойинтерпретации данного сообщения.Приведем пример имплицитности в англоязычном художественномтексте пьесы У. Шекспира «Венецианский купец»:21If you prick us, do we not bleed? If you tickle us, do we not laugh? If youpoison us, do we not die? And if you wrong us, shall we not revenge?(W.

Shakespeare «Merchant of Venice»)Серия обращенных к персонажу риторических вопросов (If you prick us,do we not bleed? If you tickle us, do we not laugh? If you poison us, do we not die?And if you wrong us, shall we not revenge?) содержит имплицитные утверждения(If you prick us, we will bleed. If you tickle us, we will laugh.

If you poison us, wewill die. And if you wrong us, we shall revenge). Правильность интерпретацииданного сообщения, обеспечивается наличием фоновых знаний, которыеимеются у адресата.Еще одной особенностью художественного текста является установка насозданиеоригинальнойхудожественнойдействительности(даннаяхарактеристика отмечается М. А. Гвенцадзе). В художественном текстесоздается некая модель мира, которая некоторым образом структурирована иорганизована (имеет свой хронотоп). При этом, такие понятия, как«художественное пространство» и «время» не тождественны аналогичнымсоставляющим реального хронотопа, в котором мы живем [Ноздрина 2015:56], и функционируют по иным законам.Например, «Москва», описанная в серии фэнтезийных романов С.Лукьяненко,неотображаетвточностипространственно-временныехарактеристики города Москвы соответствующего периода, а является лишьсконструированной вымышленной моделью города [Травкин 2018].Не только топонимикон, но и ономастикон произведения представляетсобой создание образного аналога реального объекта.

Так, В. И. Тюпаотмечает: «запечатлениев произведении литературы или живописиисторического лица является не простым воспроизведением, а сотворениемего аналога, наделенного семиотической значимостью и эстетическиконцептуальным смыслом» [Тюпа 2009: 29–30]. При этом аналог не являетсяточной копией, но представляет собой модель, отражающую представление отой или иной исторической личности.22Пониманиехудожественноготекстакакмоделиокружающейдействительности позволяет нам присоединиться к Ю. М.

Лотману, которыйсчитает, что художественный текст является наиболее сложным в структурномотношении типом текста [Лотман 1992: 129–132].Сложнаяструктурапроизведенияхудожественнойлитературыпредполагает наличие в нем пространственно-временных отношений, чтообусловливает актуальность таких понятий, как художественное пространствои художественное время, которые мы рассмотрим в следующем разделеданного диссертационного исследования.Обращение к научной литературе по теории художественного текста, атакже анализ ряда примеров из художественных произведений, вынуждаетприегодальнейшеманализеучитыватьтакиеегосущественныехарактеристики, как нацеленность на эстетическое восприятие информации,преобладаниеимплицитностинадэксплицитностьюиспецификапространственно-временной организации.1.3.

Хронотоп художественного текстаПроблемаопределениятакихкатегорийдействительности,как«пространство» и «время» широко обсуждалась еще в Античности. Так,Платон рассматривал время, как «вечный образ, движущийся от числа кчислу» или «движущееся подобие вечности» [Платон 1971: 37d], апространство, как вечно существующее вместилище всего сущего: «оно вечно,не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся» [Платон1971: 492–494].У Августина Аврелия в «Исповеди» пространство рассматривается какпонятие, неразрывно связанное с существованием сотворенного мира[Августин 1994].

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее