диссертация (Идеология литературного объединения «Сиракаба»), страница 6
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Идеология литературного объединения «Сиракаба»". PDF-файл из архива "Идеология литературного объединения «Сиракаба» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В то же времямысль участников «Сиракабы» имеет недостаточно развитую и глубокуюсистему взглядов для того, чтобы называться философией и недостаточнуюобщественно-политическуюоснову,чтобыназыватьсяобщественнымдвижением.3. Представления «Сиракабы» раскрывают несколько различных моделейвзаимодействия японской и западной культур: сохранение приверженноститрадиционной культуре (Сига), невозможность совмещения (Арисима),приспособление (Мусянокодзи).4. Принесхожестимировоззренческихустановокписателей«Сиракабы»обобщение в понятиях «сиракабовская мысль» или «гуманизм «Сиракабы»имеет право на существование. Однако при употреблении этого терминанеобходимо учитывать конкретное содержание их идей, поскольку этонаправление мысли обрело свое индивидуальное «лицо» в творчестве каждогоиз писателей в процессе их творческой самореализации.5. Индивидуальныеособенностиидейныхпредставленийучастников«Сиракабы» приобретают смысловую завершенность при рассмотрении их вовзаимосвязи с мировосприятием писателей.
Так, пантеистическая картина мира26Мусянокодзи, сенсуалистическое восприятие Сиги, христианский мистицизмАрисимы обусловили формирование, соответственно, наивного идеализма иутопического социализма, интуитивизма и экзистенциализма в мыслиписателей, их эстетических представлений и художественного стиля.6. На первый взгляд, писатели «Сиракабы» проявляли эгоистическое желаниесамоутверждения и следования своим желаниям, неприятие моральныхпринципов общества. Однако их идеи вернее охарактеризовать как творческийволюнтаризм, связанный с желанием свободы творчества. Это обусловилоцентральную роль авторского эго в их мировоззрении и доминантулирического героя в художественном творчестве.7.
В эстетике Сиги Наоя ключевую роль играет концепция «ритма», поэтомуанализ этого понятия дает читателю ключ к пониманию прозы писателя.8. В период постоянных политических изменений периода Тайсѐ, новыхэкономическихпроблем,социальныхволненийикультурнойнеопределенности «Сиракаба» cтала оазисом для ищущих истину в искусстве,с избирательной концентрацией на творческой личности. Так, «Новая деревня»Мусянокодзи, хотя и была социальным экспериментом, идеологически несвязана с современными ей проблемами и могла бы существовать при любомстрое. В этом смысле Сиракаба» − один из наиболее репрезентативныхпримеров тенденции обособления культуры от политики, начавшейся еще вэпоху Мэйдзи (1868-1912).Апробация результатов диссертационного исследования.
Материалыработы представлены на нескольких научных конференциях: XIХ Всероссийскаянаучная конференция «Философии Восточно-Азиатского региона (Китай, Япония,Корея)исовременнаяцивилизация»V конференция молодых японоведов(г.«НовыйМосква,взгляд»(1320мая2013),декабря2013),«Метаморфоза культур и новые перспективы» (г. Москва, 13 сентября 2013), 16ая ежегодная конференция «История и культура Японии» (г. Москва, 17 февраля272014), Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодыхучѐных «Ломоносов-2014» (г. Москва, 9 апреля 2014) 17-ая ежегоднаяконференция «История и культура Японии» (г. Москва, 18 февраля 2015 года),XXI Всероссийская научная конференция «Философии Восточно-Азиатскогорегиона (Китай, Япония, Корея) и современная цивилизация» (г. Москва, 25 мая2015), 11th EAJS Workshop for Doctoral Students (Edinburgh, June 11 2015), BritishAssociation for Japanese Studies (BAJS) Annual Conference 2015 (London, September10, 2015).Работа прошла апробацию в процессе стажировки в Японии, был сделандоклад на заседании кафедры эстетики Токийского университета в 2013 г.По теме диссертации опубликованы 5 статей объемом 1,6 печатных листов,3 из них опубликованы в журналах, рекомендованных Высшей аттестационнойкомиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации(список публикаций в конце Автореферата)Работа была обсуждена на кафедре японской филологии ИСАА МГУ 25сентября 2015 года и рекомендована к защите с учетом сделанных замечаний(протокол № 2).28Глава 1.
Проблема самоидентификации в контексте антропоцентрическойкартины мира «Сиракабы»Проблема самоидентификациине была уникальнадляучастников«Сиракабы», она остро стояла перед японской интеллектуальной элитой в эпохуформирования индивидуалистического сознания «демократии Тайсѐ».Если в эпоху Мэйдзи идеалы «богатой страны и сильной армии (фукокукѐ:хэй) были священными для всего населения, а жизнь человека должна былабыть направлена на благо государства, то уже в конце Мэйдзи − начале Тайсѐвозникают вопросы о ценности бытия человека, личности, взаимоотношениииндивида и общества, в конце XIX в. как перевод европейского термина начинаетиспользоваться слово «индивид» (кодзин). Формируется общественно активныйиндивид, становится очевидным разделение государственных и частныхинтересов. Постепенно наступает осознание того, что способность не вести себяполитически открывает дорогу к индивидуализму и свободе творчества.К Русско-японской войне концепция индивидуализма достигла широкихчитательских кругов, наступил конец эпохи самопожертвования ради государстваи стремление к собственной выгоде, подошла к концу эпоха конформизма.
Нафонеформирующегосяпотребительскаякультура,капиталистическогооправдывавшаяобществастремлениекпоявляласьбогатствуиудовольствиям. Если, по словам мыслителя Токутоми Сохо (1863-1957), дляяпонцев эпохи Мэйдзи государство было религией, в эпоху Тайсѐ они как будтопотеряли веру, установилось настроение «моральнойнеопределенности» 48 , когда кто-то сохранил приверженность старой системеценностей, а кто-то отправился на поиск новых ценностей в западных теориях.Происходят значительные изменения и на международной арене, гдеЯпония после Японско-китайской и Русско-японских войн становится все болеезначимым игроком.48Flenner D. A Critical Study of Shiga Naoya, and a Translation // Fuji Women University.
2011. Series I (48). P. 73.29Перед молодым интеллектуалом второго поколения Мэйдзи, к которомуотносились сиракабовцы, неизбежно возникают вопросы, во-первых, о японскойидентичности перед лицом «другого» (находящегося за пределами Японии) мира,культурных различиях с этим миром, о роли Японии в системе уже новых,мировых координат. Во-вторых, это вопрос выбора морально-этической системы,и, соответственно, множество проблем философско-антропологического (осущности и назначения человека, его взаимоотношения с природой) ирелигиозно-аксиологического характера.
Эти проблемы уже не могли бытьразрешены в соответствии с едиными установками и требовали индивидуальногопереосмыслениясуществующихценностейвситуацииподъемаиндивидуалистических настроений и взаимовлияния культур.§ 1.1. Разнообразие идейных течений в рамках «Сиракабы»Прежде чем говорить о том, как писатели «Сиракабы» отозвались на этипроблемы,необходимоучастников,основныеохарактеризоватьидейныеструктурунаправления.Этообъединения,позволитсоставпредставитьмногоплановость идей, существовавших в рамках объединения, избежатьрассмотрения группы как единого идейного блока (что свойственно многимисследователям), обусловит необходимость индивидуального подхода к идеямкаждого писателя.«Сиракаба»49 появилась на свет в апреле 1910 года в результате слияниятрех школьных журналов – «Бо:я» («Поле желаний», создан МусянокодзиСанэацу,СигойНаоя,КиноситойРигэн,ОгиматиКинкадзу),«Муги»(«Пшеница», участники: Сатоми Тон, Соноикэ Кинъюки, Кодзима Кикуо), и«То:эн (или «Момодзоно», «Персиковый сад», входили Янаги Мунэѐси, КориТорахико).
Позже к объединению молодых литераторов присоединились НагаѐЁсиро, Арисима Такэо, его младший брат художник Арисима Икума и другие.49Название журнала не имеет какого-либо символического смысла. Как рассказывал Мусянокодзи, когда былопредложено название «Белая береза», его приняли практически единогласно, поскольку всем участникамнравились эти деревья.30Журнал издавался по август 1923 года (до Великого землетрясения Канто),всего вышло 160 номеров.
Появившись как кружок по литературным ихудожественным интересам, группа «Сиракаба» впоследствии стала влиятельнымлитературным объединением своего времени.Мусянокодзи Санэацу (1885 -1978) играл в объединении роль лидера ивдохновителяиположилначалонаправлению мысли и творчества50такназываемомуидеалистическому. Идеи, которые в первую очередьассоциируют с «Сиракабой» – гуманизм, идеализм, оптимизм – с Мусянокодзиразделяли Нагаѐ Ёсиро (1888 – 1961) и Сэнкэ Мотомаро (1888-1948). Нагаѐприсоединился к «Сиракабе» через год после ее создания и начинал с подражанияМусянокодзи, его первые произведения описывают несчастную любовь ипопытки главного героя бросить вызов судьбе: «Их судьба» (Карэра-но уммэй),«Река слепых» (Мо:моку-но кава).
«Учитель Такэдзава» (Такэдзава-сэнсэй»)напоминает по своему пафосу поздние произведения Мусянокодзи – «Учительистины»(Синри-сэнсэй) и«Счастливыйчеловек»(Ко:фуку моно),гдевоспевается восточный, гармоничный, спокойный характер харизматичногоУчителя, а счастье – главное достоинство героя.Такой Учитель появляется и в сочинениях Кураты Хякудзо (1891-1943).Этот писатель присоединился к «Сиракабе» значительно позже и по своим идеямвполне вписывался в среду сиракабовцев.
Его пьеса об основателе буддийскойшколы Истины, Синране (1173-1263) «Монах и его ученики» изображаетрелигиозного лидера со всеми его недостатками и сомнениями, но в то же времясоздает его достоверный, привлекательный образ. В этом увлечении яркимиличностями, стремлении ко всеобщему братству и поддержке идеи общиннойжизни Курата был схож с Мусянокодзи, но не сошелся с ним из-за своего уклонав религиозную философию, главным образом, в духе учения Нисиды Тэнко(«Итто:эн»), к которому Мусянокодзи был равнодушен.
Курата размещал вжурнале некоторые эссе по философии религии, увлекался философиейШопенгауэра.50Нисигаки Цутому. Указ. соч. С.14.31Мотомаро можно назвать последователем Мусянокодзи в области поэзии,его стихи полны гуманистического пафоса народной жизни, прославлениячеловека, человечества, всеобщего счастья. Он горячо поддерживал идеюкоммуны «Новая деревня».Сига Наоя (1883 – 1971) был близким другом Мусянокодзи и также стоял уистоков «Сиракабы». Сига основал другое направление литературы «Сиракабы» –сенсуалистическое, или чувственно-реалистическое.Сатоми Тон (1888-1983, наст. имя Яманоути Хидэо), младший из братьевАрисима, с одной стороны, испытал сильное влияние своего старшего товарищаСиги и начинал с подражания ему.
С другой стороны, он продолжил линиюфилософии «искреннего сердца» (магокоро), которая была ближе Мусянокодзи.Впоследствии Сатоми отдалился от «Сиракабы», поссорившись с Сигой и ставучеником знаменитого романтика Идзуми Кѐка. Он известен автобиографическойповестью «Я и ты» (Кими то ватаси то), описывающей многие эпизоды из жизниюных сиракабовцев, их совместные поездки и начало их творческого пути.Главное произведение Сатоми – роман «Непостоянство и милосердие» (Тадзѐ:буссин), где герой, можно сказать, представляет собой сиракабовский идеал, ончестен по отношению к себе, ведет наполненную искусством и поиском красотыжизнь,вызывающуюассоциациислитературнымперсонажемраннегосредневековья, блистательным принцем Гэндзи.