диссертация (Идеология литературного объединения «Сиракаба»), страница 5
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Идеология литературного объединения «Сиракаба»". PDF-файл из архива "Идеология литературного объединения «Сиракаба» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Мы будем понимать под идеологиейсистему жизненных, социокультурных, политических позиций и идей, в которыхосознается и оценивается отношение людей друг к другу и социальнойдействительности в целом. Выделяются такие формы идеологии: 1) частичная,определяющая ―сознательные‖ социально-политические, ценностные, научныеили религиозные взгляды отдельных людей или групп (страт); 2) тотальная,являющаяся в ту или иную историческую эпоху единственной и абсолютнойдетерминантой всех форм, стилей и содержаний знания 43 .
Для нашей темы –анализа идейных представлений аполитичной группы писателей − нампонадобится первое из вышеприведенных значений.«Идеология»дляучастников«Сиракабы»44−представленияодействительности в первую очередь художественной. Поэтому сфера нашегоанализа естественным образом ограничивается ценностно-когнитивной областьюкультуры.Мысль сиракабовцев нельзя назвать ни в полном смысле политической, нифилософской.
Она была сосредоточена вокруг них самих, направлена наосмысление человека как личности и художника, редко выходила за пределыперсонального жизненного опыта авторов и почти никогда не претендовала напостановку обобщенных социальных, политических проблем, членов группыбольше волновали нравственно-психологические вопросы.Поэтому в понятие идеологии входит не только общественно-политическиевзгляды, которые не имели для сиракабовцев большого значения. Под идеологиеймы будем понимать систему воззрений на организацию окружающего мира, чтонаиболее близко японскому понятию «мысли» (сисо:).
Это понятие принято43Культурология.Краткийкультурологическийсловарь[Электронныйресурс].URL:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Dict_Tem/06.php (дата обращения: 19.06.2015).44Далее для краткости мы будем называть участников «Сиракабы» «сиракабовцами», по аналогии, например, с«аполлоновцами».21использовать в большинстве исследований о «Сиракабе». Сисо: в зависимости отсвоегоносителяможетподразумеватьиполитическуюидеологию,ифилософские представления, а в общем смысле означает совокупность продуктовмыслительной деятельности того или иного индивида или объединения.Идеология «Сиракабы» рассмотрена во взаимосвязи с близким понятиемкультурной картины мира.Под культурной картиной мира мы будем понимать наиболее общий образмира, включающий в себя логические и образные представления в форме системыхудожественных констант (базовых концептов духовной культуры общества) идинамических структур и цепочек (дискурсивных практик, кодов и т.д.) Онасвойственна и индивиду, и группе, сообществу, нации и т.д., отражается влитературе, искусстве, гуманитарном знании45.В рамках данной работы мы не можем поставить четкой границы междупонятиями «идеологии» и «картины мира», поскольку они обязательнопересекаются и частично или полностью совпадают.
Формально уточним, чтоидеология – осознанные и высказанные идеи, тогда как картина мира включает ине осознанные своим носителем представления. Отношения между этимипонятиями могут принимать следующие формы − 1) идеология совпадает скартиной мира, 2) идеология следует из картины мира (представления иощущения приводят к определенным идеям), 3) картина мира следует изидеологии (авторитарно установленные правящей группой идеологическиеустановки влияют на формировании образа мира).
Естественно, эти отношениямогут существовать одновременно и играть роль в формировании идейныхпредставлений личности. В случае сиракабовцев мы должны учитывать все триварианта, хотя первый и второй встречаются чаще, чем третий.Понятие культурной картины мира сужает понятие картины мира,сосредотачивает ее вокруг духовной составляющей культуры, то есть, в первуюочередь вокруг представлений художника.45Кузнецова Т.Ф., Луков Вл.А. Культурная картина мира в свете тенденций развития культурологии // ВестникМеждународной академии наук (русская секция). 2009.
Вып.1. С. 66.22Картина мира как система образов, характеризующая основу мироздания,объединяет культурные феномены и формы в одну систему, придавая им особуюцелостность. Это «наиболее полная и фундаментальная когнитивная организацияреальности» 46 . Таким образом, в данном случае идеология и картина мира –культурные феномены, которые проявляются в конкретных культурных формах –1) творческое объединение людей (группа писателей), 2) продукт их деятельности– журнал «Сиракаба» 3) конкретные тексты – творчество каждого писателя.Методологиядиссертационногоисследования.Комплексныйимногогранный характер предмета исследования обусловили необходимостьмеждисциплинарного подхода и привлечения широкого спектра методов.В данном исследовании мы разделяем системный подход, ориентированныйна создание целостной картины материальных и духовных ценностей культуры.Данная позиция позволяет изучать конкретную национально-историческуюмодель культуры во всей полноте взаимосвязей с другими культурами и сложноговзаимодействия ее внутренних элементов.Для выявления особенностей сосуществования новых для японцев западныхценностей и традиционно национальных используются элементы кросскультурного анализа и компаративистики.
При этом мы особо выделяеммировоззренческие модели, лежащие в основе противопоставления «западного»(индивидуалистического, рационального, аналитического) способа мышления, и«восточного» (коллективистского, интуитивного, практического) типа. Данныемодели мы обнаруживаем в прозе и эссеистике рассматриваемых писателей.Автор данного исследования, не являясь носителем ни одной из этихмоделей, находится на позиции стороннего наблюдателя. Такая позицияпозволяет избежать часто встречающегося на Западе мнения о «непознаваемости,загадочности» народов Востока 47 , или свойственного японцам убеждения о4647Kearney M. World View.
Novato, Calif.: Chandler & Sharp, 1984. P. 80.Гуревич Т.М. Культурологическая парадигма преподавания японского языка // Вестник МГИМО- Университета.2012. № 2. С. 208.23непогрешимости всего западного. Западное, как мы покажем, далеко не всегдавыводило японцев на верный путь, а сокрытые смыслы японской культуры такжемогут оказаться не столь сокрытыми при внимательном и объективном изучении.В ходе исследования мы проанализировали представления писателей в трехобластях – общие мировоззренческие установки, этическая мысль и эстетическиепредставления.
Это разделение условно, поскольку мировоззренческие установкинеизбежно перекликаются с представлениями об этике и искусстве. Однакотехнически метод отбора позиций писателей по конкретным темам оказалсянаиболее удобным для структуры работы и позволил в конечном итогесформировать общую картину представлений сиракабовцев.Для описания мировоззренческих основ писателей мы отбирали два видаматериала – общетеоретические высказывания (из художественных произведенийи эссе) и биографические сведения, которые бы характеризовали их жизненныепозицииивосприятиемира.Этуинформациюмыобобщиливструктурированную характеристику для каждого из писателей.В разделах об этических и эстетических представлениях мы использовалианализ по конкретным категориям (эгоизм, нравственность, добро, красота, ритми др.).Вырабатывая рекомендации по прозе Сиги Наоя, мы использовали метод,который можно назвать интуитивно-экспериментальным, пытаясь достигнутьрезультата с помощью перевода отрывков текстов, погружения в мирпроизведения, консультаций с носителями языка.Структура работы.
Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения иПриложения.В первой главе анализируются мировоззренческие и религиозные взгляды,которые легли в основу антропоцентризма «Сиракабы», раскрывается содержаниегуманистической мысли писателей объединения. Во второй главе рассмотренаэтическаямысльвконтекстепроблемыобщественнойсамореализации.Проанализированы модели взаимодействия «я-другой» в обществе, нравственное24содержание идеалов «Сиракабы», рассмотрена категория «жизни» и концепциявитализма в мысли писателей. Третья глава посвящена эстетической мыслиучастников объединения, проявления эстетических взглядов в литературе,категории «ритма» в прозе Сиги.
В Приложении дан краткий терминологическийглоссарий.Научнаяновизнадиссертационногоисследования.Впервыевотечественной японистике идеи группы «Сиракаба» подвергаются комплекснойоценке на основе анализа творчества ведущих писателей объединения. До сих порв российских работах существовали лишь отдельные упоминания «Сиракабы» иее представителей.Так, подробно рассматривается способ взаимодействия трех основныхписателейсзападнымиценностямиирешениеимипроблемысамоидентификации. Обозначен вклад «Сиракабы» в культурную историюЯпонии − переосмысление категорий западной и восточной этики и эстетики.Впервые изучена японская интерпретация понятия «ритма» в текстах Сиги Наоя.Показанавзаимосвязьэтическихиэстетическихидеаловсобщиммировоззрением писателей.Теоретическаяипрактическаязначимостьдиссертационногоисследования.
Во-первых, понимание идейных основ произведений авторов«Сиракабы», мало исследованных в отечественных работах, расширяет областьзнания о японской культуре и идейных течениях начала ХХ в., дополняет картинукультурнойжизнивпереходнуюэпоху Тайсѐ(1912-1926).Во-вторых,рассмотрение в конкретно-исторической перспективе понятий гуманизма,индивидуализма, персонализма, этического идеализма позволяет избежать ихформальнойтрактовки,чемстрадаютмногиекритики«Сиракабы».Предложенные рекомендации могут быть использованы в анализе, переводе иуглублении читательского понимания текстов обсуждаемых авторов и другихяпонских писателей.
В-третьих, знания о «Сиракабе» могут быть использованы в25лекционных и семинарских курсах по литературоведению и культурологии, вдальнейших исследованиях литературы Тайсѐ. В частности, использованиекатегории «ритма» в литературном анализе не только произведений Сиги Наоя, нои некоторых других японских писателей, поможет раскрыть ранее не понятые наЗападе особенности художественного мира японского произведения, глубжеосвоить эстетические основы литературы Японии.На защиту выносятся следующие основные положения:1. Представления «Сиракабы» лежат в этико-эстетической сфере и былисформированы в процессе художественного познания мира в период кризисафеодального мировоззрения и активного взаимодействия с западной культурой.2. Терминологически понятие «идеология «Сиракабы» включает в себяэлементы японских понятий сисо: (мысль) и ундо: (движение).