диссертация (Идеология литературного объединения «Сиракаба»)
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Идеология литературного объединения «Сиракаба»". PDF-файл из архива "Идеология литературного объединения «Сиракаба» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова»На правах рукописиЗабережная Ольга АлексеевнаИДЕОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «СИРАКАБА»Специальность 24.00.01 – Теория и история культурыДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата культурологииНаучный руководитель:кандидат филологических наукМазурик Виктор ПетровичМосква – 20162ОглавлениеВведение ................................................................................................................................................................. 4Глава 1. Проблема самоидентификации в контексте антропоцентрической картины мира «Сиракабы» .. 28§ 1.1. Разнообразие идейных течений в рамках «Сиракабы»......................................................................
29§ 1.2. Условия формирования культурной картины мира «Сиракабы» ..................................................... 32§ 1.3. Определение положения человека в мире .......................................................................................... 35§ 1.4. Проблема отношения «человек-природа» .......................................................................................... 38§ 1.5. Проблема религиозного самосознания и взаимодействия с христианской культурой .................. 421.5.1.Влияние христианства и отход от него .....................................................................................
431.5.2.Проблема интерпретации христианских понятий .................................................................... 461.5.3.Религиозный синкретизм Мусянокодзи .................................................................................... 51§ 1.6. Определение цели жизни и творческой деятельности человека....................................................... 55§ 1.7.
Проявление гуманистических идеалов в творчестве «Сиракабы» ................................................... 60Глава 2. Проблема общественной самореализации в мысли «Сиракабы» .................................................... 64§ 2.1. Вопрос об эгоизме в системе идей «Сиракабы»................................................................................. 642.1.1. Взаимодействие с ближним − концепция общегармонического роста Мусянокодзи ипоглощающей любви Арисимы .................................................................................................................
652.1.2. Проблема сочетания персонализма и эгоизма ................................................................................ 742.1.3. Эгоцентризм Сиги Наоя.................................................................................................................... 762.1.4. Антиконформизм и волюнтаризм «Сиракабы» .............................................................................. 792.1.5. Идеалистичность в этической мысли «Сиракабы» ........................................................................
84§ 2.2. Проблема императивности этических идеалов в творчестве писателей «Сиракабы» .................... 90§ 2.3. Концепция витальности в японской культуре и мысли «Сиракабы»............................................... 93§ 2.4. Проблема взаимоотношения «я-другой» в современном «Сиракабе» обществе ............................ 992.4.1. Самореализация в социалистических идеях ................................................................................. 1002.4.2. Проблема приверженности одной идеологии: милитаристские идеи Мусянокодзи ................
105Глава 3. Проблема самореализации в творчестве и эстетическая мысль «Сиракабы»............................... 110§ 3.1. Освоение западной эстетической культуры в Японии конца XIX − начала ХХ века................... 1103.1.1. Увлечение западной культурой писателей «Сиракабы» ............................................................. 1123.1.2.
Проблема западного влияния в творчестве Арисимы Такэо ....................................................... 115§ 3.2. Традиционное мировосприятие в эстетических идеях «Сиракабы» .............................................. 1213.2.1. Критерии оценки искусства Сиги Наоя ........................................................................................
1213.2.2. Проблема воплощения художественной реальности ................................................................... 1303.2.3. Проявление эстетических взглядов в прозе Сиги и Арисимы .................................................... 133§ 3.3. Концепция ритма в прозе Сиги Наоя ................................................................................................ 139Заключение ........................................................................................................................................................ 151Список литературы ........................................................................................................................................... 1583ПРИЛОЖЕНИЕ ................................................................................................................................................. 1724ВведениеАктуальность темы диссертационного исследования.
Взаимодействиепротивоположных идейных парадигм (Запада и Востока) – актуальное явление нетолько для Японии конца XIX – начала XX в. В современную эпоху, когдазначительно ускорился процесс культурных обменов, проблема межкультурноговзаимовлияния стала еще более явной для любой страны.Литературное объединение и одновременно гуманистическое движение«Сиракаба» («Белая береза») образовалась вокруг одноименного журнала,издававшегося с 1910 по 1923 год группой молодых людей аристократическогопроисхождения, учившихся в престижной токийской Школе пэров (Гакусюин). В«Сиракабе» размещались статьи об искусстве с иллюстрациями − репродукциямикартин известных западных художников, художественные произведения, заметки,эссе, критика участников и их друзей, литераторов и живописцев. Журнал стал«окном», через которое японцы знакомились с западным искусством, а такжеплощадкой для литературных и художественных дискуссий.
Кроме того, он далтолчок для начала творческой деятельности молодых талантов, в будущемизвестных писателей – Сиги Наоя, Арисимы Такэо, Сатоми Тона и др.«Сиракаба» появилась в Японии в период «демократии» Тайсѐ (1912 –1926), эпоху кризиса самосознания японской интеллигенции. В это времяпроисходил подъем не только общественно-политических движений, ноодновременно активно расширялась сфера духовной культуры, в том числеразвивалась философско-эстетическая мысль, литературная и художественнаятеория. В атмосфере оживленной культурной жизни, которую разнообразили всенастойчивее проникавшие в Японию западные идеи и искусство, быстровозникали новые художественные кружки, шла насыщенная литературнаядискуссия между ними. Под наплывом новых западных теорий каждый молодойчеловек, вступавший на творческий путь и претендовавший на какую-либо роль влитературном мире бундан, должен был так или иначе столкнуться с проблемой5самоидентификации, определения ценностных ориентиров, сочетания западного итрадиционно японского мировоззрения.Анализ идей писателей «Сиракабы», существовавшей в кризисный дляяпонской культуры период, когда происходило осознание ее различий с Западом,показывает нам вариант ориентации и творческой самореализации интеллигенциив условиях неопределенности ценностных ориентиров.
Сравнивая себя списателями«Сиракабы»,понимая,насколькоглубоко,илинаоборот,поверхностно мы усваиваем ценности других культур, в какой мере они влияютна формирование нашего мировоззрения, мы можем попытаться разобраться вмногочисленных потоках идей, отделить нужные ценности от ненужных, а этоодна из главных проблем для человека в информационном мире. Осмыслениесвоей жизненной миссии – вопрос, который решал для себя каждый участник«Сиракабы», − актуален в любую эпоху.Вера участников «Сиракабы» в себя, в ценность человеческой жизни, ввозможности человека, идея о жизни как искусстве, непоколебимый оптимизмдоказали свою жизнеспособность и устойчивость к переменам на протяжениипочти всего ХХ в.
Эти идеи могут послужить неким уроком в ситуациинынешнего глобального кризиса культуры.Кроме того, вопрос о возможности японцев, действительно, усвоитьзападную культуру и не столкнуться при этом с кризисом собственнойидентификации (подобно Арисиме Такэо), сохранить внутреннюю целостность,стоит сегодня не менее остро, чем во времена существования «Сиракабы».Совершенно различные жизненные пути писателей, счастливый или, наоборот,трагический результат их взаимодействия с другой культурой неизбежно наводятна размышление о том, в чем они были правы и в чем ошибались, какие выводымы можем сделать для себя в современную эпоху.Наконец,исследованиеяпонскоготрадиционногомировосприятияпозволяет нам и сегодня прикоснуться к глубинным смыслам восточногосознания, и поэтому никогда не потеряет своей актуальности.
Интерес к понятиямтрадиционной эстетики недаром до сих пор силен среди как западных, так и6японскихисследователей.Изучениетрадиционногомировосприятия,проявленного в памятниках культуры, позволяет современному человеку глубжевоспринимать искусство, обогатить свой внутренний мир, побуждает к попыткамосвоить интуитивное, чувственное мировосприятие японцев и тем способствоватьразвитию межкультурного диалога. Не потому ли современный западный человектак интересуется восточным культурным опытом? Нужно вспомнить и о том, чтоучастник «Сиракабы» Сига Наоя, писатель начала ХХ в., сумел сохранитьхудожественное интуитивное мировосприятие, свойственное традиционнойкультуре, передавая его в своем творчестве без акцента на отличия от Запада (чтобыло свойственно многим японским интеллектуалам его эпохи, отстаивавшим«почвеннические» идеалы).