диссертация (Идеология литературного объединения «Сиракаба»), страница 3
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Идеология литературного объединения «Сиракаба»". PDF-файл из архива "Идеология литературного объединения «Сиракаба» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
469 p.11Полезными работами, описывающими проявление эстетического сознаниясовременных японцев, стали книги Такасины Сюдзи9 и Такэси Сямото10; о связяхмира искусства и литературы в «Сиракабе» пишет Адзума Тамаки11. Такасина иТакэси подробно затрагивают проблему столкновения Японии с западнойкультурой и касаются роли «Сиракабы» в этом процессе. Оба исследователяподходят к творчеству сиракабовцев научно (в отличие от критиков из кругаписательских друзей), однако сохраняют верность свойственной японскимученым «экзотизации» западного искусства.Далее мы рассмотрим разработанность темы идейного движения группы«Сиракаба». В отечественной японистике этот вопрос практически не разработан.В работе Н.И.
Чегодарь «Литературная жизнь Японии между двумя мировымивойнами»12, «Сиракабе» уделяется первая глава, содержащая краткую биографиюписателей и столь же краткую характеристику их творчества.«Сиракабой» занимался исследователь Лукьяненко Т.В. В его статье 13сравниваются особенности пьес Сиги Наоя и Мусянокодзи Санэацу ираскрываются отдельные черты их художественного методаВ зарубежных исследованиях тема «Сиракабы» представлена широко,однако спектр рассматриваемых проблем оказывается весьма ограничен.Большинство работ сосредоточены на биографии писателей, минуя анализ иобобщение их идей. Общая черта этих исследований − в поиске связи междубиографическимиилитературнымифактами,реальнойжизньюихудожественным миром писателей.
В особенности это касается Сиги Наоя,произведения которого автобиографичны.К работам такого рода относится фундаментальный труд Судо Мацуо 14(р.1908) о теме природы в прозе Сиги. В этом исследовании устанавливается связь9Такасина Сюдзи. Нихон киндай-но биисики (Современное японское эстетическое сознание). Токио: Сэйдося,1994. 560 c.10Сямото Такэси. Нихон сѐ:сэцу-но биисики (Эстетическое сознание японского романа).
Токио: Офуся, 1980. 336 с.11Адзума Тамаки. Сиракаба-ха то киндай бидзюцу (Сиракаба и современное искусство). Токио: Хигаси сюппан,1980. 258 с.12Чегодарь Н.И. Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами. М: Восточная литература, 2004.222 с.13↑ Лукьяненко Т.В. Проблемы драматургии писателей «Сиракаба» // Известия Восточного института.Владивосток. Дальневосточный федеральный университет, 1998. № 5.
С. 92-96.12между местами, в которых бывал Сиги, маршрутами его путешествий, исвязанный с ними образ природы в его литературе. Любовь к литературныммаршрутам «по стопам» писателей, кстати, очень свойственна японскимисследователям, начиная с раннего средневековья, и Сига, который многопутешествовал, предлагает для этого обширный материал.Вторя японским исследователям, Фрэнсис Мэти в книге о Сиге 15 строитработу по биографическому принципу, описывая несколько рассказов Сиги иотмечая основные черты его характера.Икэути Тэруо (р.1938) в своих работах разбирает как биографию, так ихудожественные особенности прозы Сиги.
Этот критик, также как Ито Сэй,является редактором и комментатором сборников статей о Сиге и особоевниманиеуделяетанализу«Путивомраке»(Анъяко:ро),полу-автобиографического романа Сиги. Писатель Огава Кунио (1927-2008) в статье«Семья Сиги Наоя»16 настаивает на том, что к прозе Сиги необходим подход впервую очередь через его семейную жизнь, быт, окружение. Такой подход,безусловно, нужен, он убеждает нас в том, что главный герой большинствапроизведений Сиги – он сам, позволяет использовать его дневники длякомментариев к рассказам. Однако всевозможные взаимосвязи биографии илитературыужеописаныяпонскимиисследователями,поэтомулюбоеисследование этой области мало что добавит к пониманию творчества писателя.Наиболее фундаментальные биографические работы принадлежат ХондеСюго (1908-2001) и Нисигаки Цутому (р.
1935). Труды Хонды считаютсяхрестоматийными, им написаны большинство общих работ о «Сиракабе» 17 , атакже биография Сиги Наоя18. Нисигаки Цутому19 в книге «Писатели «Сиракабы»также дает основополагающую характеристику каждому из них и разбирает14Судо Мацуо. Сига Наоя кэнкю: (Исследования Сиги Наоя) Токио: Мэйдзи сѐин, 1977. 254 с.Mathy Francis. Shiga Naoya. NY: Twayne Publishers, 1974.
187 р.16Огава Кунио. Семья Сиги Наоя // Сборник статьей исследовательского общества японской литературы. Токио:Юсэйдо, 1977. С. 121-122.17Хонда Сюго. Сиракаба-ха-но сакка то сакухин. (Авторы и произведения «Сиракабы»). Токио: Мирайся, 1968.358 с.18Хонда Сюго. Сига Наоя. В 2 т. Токио: Иванами сѐтэн, 1990. 517 c.19Нисигаки Цутому. Сиракаба-ха сакка-рон (Исследования творчества писателей группы «Сиракаба»).
Токио:Юсэйдо, 1981. 283 с.1513отдельные произведения. Двухтомная биография Сиги Наоя принадлежит егоученику Агаве Хироюки 20 (р. 1920). Другие ученики Сиги, писавшие о нем –Одзаки Кадзуо (1899-1983), Фудзиэда Сидзуо (1908 – 1993), Кобаяси Такидзи(1903-1933).Самаяноваяработа(2014),посвященнаяновозеландской исследовательнице Нанян Гуо21Сиге,принадлежит. В этом исследованиианализируется взаимосвязь прозы Сиги с природой и подчеркивается, что принятаоригинальная точка зрения, не сконцентрированная на «эго-романе» (ватакусисѐ:сэцу), как то происходит у многих японских авторов.
Однако оригинальностьисследовательской позиции вызывает сомнения. Весь материал распределен покатегориям, в которых рассматривают Сигу и японские исследователи –взаимодействие с природой во время путешествий, отношения к животным,растениям и т.д., поэтому нельзя сказать, что эта работа отличается от японскихбиографических исследований о Сиге.Основными биографами Мусянокодзи считаются Камэи Сэйитиро (19071966), Коно Тосиро (1922-2010); биографическими рассказами и дневникамиписателя занимался Эндо Тасуку (р.
1925). Коно Тосиро был редакторомотдельного издания сочинений Сиги и Мусянокодзи и автором многочисленныхкомментариевмельчайшиекихэпизоды,произведениям.сообщаютЭтимножествоисследователиподробностейрассматриваютобиографииМусянокодзи, и тем самым дают нам ценный материал, но не подходят ктворчеству Мусянокодзи критически.К работам той же направленности, но научно-популярного характераотносится сочинение ученика Мусянокодзи, Канэко Ёбун «Живой МусянокодзиСанэацу» 22 , которое стало значительным подспорьем в понимании характераМусянокодзи. Канэко субъективно и восторженно отзывается о своем учителе,дает нам множество полезных сведений о его запоминающихся чертах.20Агава Хироюки. Сига Наоя.
В 2 т. Токио: Иванами сѐтэн, 1994. 932 с.Nanyan Guo. Refining Nature in Modern Japanese Literature. The Life and Art of Shiga Naoya. Plymouth: LexingtonBooks, 2014. 205 p.22Канэко Ёбун. Икэру Мусянокодзи (Живой Мусянокодзи). Токио: Японский библиотечный центр, 1993.2114Классической биографией Арисимы Такэо считается работа Ясукавы Садао(1919-2007)23.
Ясукава также подробно разбирает влияние Бергсона и Уитмена наАрисиму. Ота Тэцуо (р. 1949), Коидзуми Итиро рассматривают связь Арисимы схристианством24, ЯмадаСюндзи(р.1950) уделяет основное вниманиепсихологическому портрету персонажей в произведениях Арисимы, главнымобразом Ёко из «Женщины»25.Кроме того, многие работы носят описательный характер или жепосвящены только одному из писателей вне взаимосвязи со всем объединением.Значительное место в таких исследованиях занимает критика прозы Сиги Наоя.Его критика в Японии, правда, часто заключалась в многократном подчеркиванииу писателя одних и те же черт.
В первую очередь, это современники Сиги: ХироцуКадзуо, Акутагава Рюноскэ, Танидзаки Дзюнъитиро, Уно Кодзи, Кобаяси Хидэо,Таникава Тэцудзо, Ясуока Сѐтаро, Сикано Тацуо, Такахаси Хидэо. Хироцу Кадзуо(1891-1968) считается первым японским исследователем Сиги, он начал процесстак называемого обожествления Сиги, которое с энтузиазмом продолжиливышеупомянутые авторы, говоря о «поэтическом духе» в прозе, емкости,лаконичности прозы, сенсуализме и сверхъестественной интуиции.Аналитическая ценность всех этих работ для западной филологиипроблематична, ибо она адресуется слишком специфическому опыту японскогосенсуализма.
Мы также неизбежно будем говорить об этих чертах в разделе опрозе Сиги, однако в контексте нашей задачи сравнительного анализа.Некоторые критики рассматривали прозу Сиги с точки зрения психическойорганизации автора. Писатель Ясуока Сѐтаро (1920-2013), посвятивший Сигемножество работ26, обнаружил у Сиги раздвоение личности, что обычно отмечаютв отношении Арисимы. Важно, что это раздвоение не заводит Сигу внеразрешимые культурные противоречия (телесное и духовное, восточное и23Ясукава Садао. Арисима Такэо. Токио: Мэйдзи сѐин, 1967.Ота Тэцуо.
Арисима Такэо то кирисуто кѐ (Такэо Арисима и христианство) // The Review of International Studies.Оberlin University, 2009. № 20. Р. 9-26.25Ямада Сюндзи. Арисима Такэо. Сакка-но сэйсэй (Арисима Такэо. Рождение писателя). Токио: Одзавасѐтэн,1998. 334 с.26Ясуока Сѐтаро.
Сига Наоя-си рон (О Сиге Наоя). Токио: Коданся, 1983. 366 с.2415западное, как в случае Арисимы), а действует только в эстетической сфере, всмысле разделении на героя и наблюдающего за ним автора. Сикано Тацуо(р.1929) исследовал ее на предмет признаков болезненной психики27. Пообразованию медик-патограф, он пытается объяснить удивительные способностиСиги совмещать реальность и выдумку, взглянув на все это со стороныпсихологических отклонений автора.Для анализа ритма в прозе Сиги весьма полезной стала работа современногоисследователя Ямагути Тасуку «В чем привлекательность прозы Сиги?» оритмических конструкциях в текстах Сиги 28 .