диссертация (Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)), страница 4
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)". PDF-файл из архива "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Кроме того, религия, сПржиленский В.И., Огородников А.Ю. Аксиологические основания социального инжиниринга: перспективыпоэтапной модернизации современного российского общества // Социологические исследования, № 4, 2016. С. 66.10Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Подред. А.П. Садохина – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
С. 26.11Там же, с. 29.12Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. – Москва, Ленинград, 1934. С. 315[Электронныйресурс]//МарксистскийИнтернет-Архив.–Режимдоступа:https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/1934/thinking-speech.pdf13Глаголев В.С. Герметичность религии как проблема социологического исследования // Социология религии в914древнейших времен кристаллизовавшая ценностный базис культуры, играет внаши дни все более заметную роль.
Как пласт наиболее глубоких и интимныхсмыслов, религия часто неявно определяет коммуникативные ценности, влияя темсамым на организацию жизни общества и выступая самым старым, защищенными устойчивым социальным интегратором14. Существует мнение, что в создании«жизненного мира человека» основная заслуга принадлежит религии: согласно П.Бергеру, религия играла стратегическую роль в смелой попытке человекасконструировать мир и ей как смыслополагающей инстанции подчинены вседругие способы придания смысла15.
Там, где религиозные идеи претендуют навысокий уровень влияния на ценностные ориентиры общества, его мораль иправо, тем более имеет смысл усилить внимание к фундаментальным источниками проекциям этих идей16.1.1.Исторические особенности формирования пространства культурно-конфессиональногосотрудничестваРоссиииЕгипта:проблемыипротиворечияПонятие«культурноепространство»оформилосьвотечественнойисследовательской литературе во многом под влиянием идей П. Бурдье,описывавшегоспецифику«социальногопространства»17.Развиваятезисмножественности социальных пространств на основе идей П.
Бергера, Т. Лукмана,А. Шюца, Э. Гидденса, П. Сорокина и Ю.А. Плетникова, В.С. Глаголев, Е.И.обществе позднего модерна. Памяти Ю.Ю. Синелиной. Материалы Третьей Международной научнойконференции. 13 сентября 2013. «НИУ БелГУ», 13 сентября 2013 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев – Белгород: ИД«Белгород», 2013. С. 81, 8414Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: учебное пособие / ред.-сост.
В. С. Глаголев. – 2-е изд.,перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2016. – 200 с.15Berger P. Religion and World-Construction. From: Peter Berger, The Sacred Canopy. Elements of a Sociological Theoryof Religion. New York: Anchor Books, 1967. P. 3 – 28 [Electronic resource] // University of Washington Web Server –Mode of access: http://faculty.washington.edu/cbehler/teaching/coursenotes/Texts/bergerrel.html#(34), Основырелигиоведения: Учеб.
/ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2001. С. 1716Корм Ж. Религиозный вопрос в XXI веке. Геополитика и кризис постмодерна. – М.: ИнститутОбщегуманитарных Исследований. С. 48; Смирнов А.В. Логико-смысловые основания арабо-мусульманскойкультуры: семиотика и изобразительное искусство / А.В. Смирнов. –М. : Б.и.. 2005. – 256 с.17Бурдье П.
Социология социального пространства / Пер. с фр., общ. ред. Н.А. Шматко. – СПб.: Алетейя; – М.: Инт эксперим. социологии: Алетейя, 2005. – 288 с.15Аринин, И.А. Арзуманов и др.18 сформировали концепт «этноконфессиональноепространство»(«конфессиональное»,«этнорелигиозное»ит.п.),которое«накладывается» (логически соизмеримо) на понятия «культурное пространство»и «политическое пространство», но не совпадает с ними. При этом чрезвычайноважно динамическое понимание любого социального пространства, поскольку оноскладывается именно из взаимодействий и может рассматриваться в статике лишьусловно. Понятие «пространство культурно-конфессионального сотрудничества»выступает в качестве одного из аспектов указанной проблематики.
Отметим такжечто данное пространство выступает как проект, требующий активных усилий поего формированию. Однако не стоит забывать, что определенные усилия могутбыть направлены и на его деструкцию.На данном этапе мусульмано-христианское взаимодействие характеризуетсяпротиворечивымитенденциями.Соднойсторонысредиавторитетныхполитических и религиозных деятелей как в России, так и в Египте появилосьосознаниенеобходимостимежконфессиональногодиалога,тогдакакпредставители радикальных движений в рассматриваемых странах, а такженекоторая часть общества обеих стран склонна к педалированию межрелигиознойнапряженности. И если лидеры радикалов, обвиняя представителей другойконфессии в вероотступничестве, преследуют собственные корыстные интересы,то всем остальным предлагается таким способом формировать образ врага,Бергер П., Лукман Т.
Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания/ П. Бергер, Т.Лукман. М.: Медиум, 1995. – 323 с.; Шютц А. (Шюц А.) Смысловая структура повседневного мира: очерки пофеноменологической социологии / Сост. А. Я. Алхасов; Пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой; Научн.ред. перевода Г. С. Батыгин, М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. – 336 с., Шюц А. Избранное: мир,светящийся смыслом. Пер. с нем. и англ.: В. Г. Николаев и др.; сост.: Н. М. Смирнова; общ.
и науч. ред., послесл.Н. М. Смирновой. – М.: РОССПЭН, 2004. – 1056 с.; Гидденс Э. Устроение общества / Э. Гидденс. – М.:Академический проект, 2003. – 528 с.; Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование измененийв больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин.
– СПб.: Изд-воРусского христианского гуманитарного института, 2000. – 1056 с.; Плетников, Ю.К. О природе социальной формыдвижения / Ю.К. Плетников. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. – 247 с.; Глаголев В.С. Этносоциальноеи конфессиональное в политических культурах // Философия мировой политики: актуальные проблемы: (учеб.пособие) / под ред. Г.К. Ашина, А.В. Шестопала. – М.: МГИМО(У) МИД РФ, каф. Философии, 2000. С.
37-48;Глаголев В.С. Проблема доминантных смыслов в культурно-конфессиональном пространстве Забайкалья / В.С.Глаголев // Православие: миссионерство и дипломатия в Сибири. Материалы Всероссийской научно-практическойконференции. – Улан-Удэ, 2010. С. 191-197; Аринин Е. И.
Философия религии. Принципы сущностного анализа:Монография. — Архангельск: ПГУ имени М. В. Ломоносова, 1998. — 295 с.; Арзуманов И. А. «Религиозноепространство» и «пространство религиозной культуры» – опыт культур-методологической стратификации /Вопросы культурологии № 5, 2009. С. 21-26 и др.1816виновного в их личных неудачах и жизненных тяготах.Как известно, религиозные установки в значительной степени зависят отинтерпретации священных писаний.
И здесь ключевым становится вопрос о том,кто создает эти интерпретации, кто имеет право на толкование сакральныхтекстов. Ведь особенности интерпретаций будут напрямую зависеть как отличности интерпретатора, так и от культуры, которой он сформирован и с которойсебя идентифицирует. Известный отечественный исследователь философскокультурных аксиоматик А.Л.
Доброхотов пишет: «Выделение культуры какособого аспекта бытия позволяет учесть и исследовать то, что иначе минует иобыденную, и научную рефлексию. Так, одна и та же религиозная догматикапорождает, преломляясь в разных культурах, существенные конфессиональныеразличия (например, католицизм и православие)»19.Многие политические события в Советском Союзе и России, а такжерешения руководства страны конца XX – начала XXI веков нанесли мощныйнегативный удар по образу страны на Ближнем Востоке. И религиозный фактор вэтом процессе играл немаловажную роль. Окончание периода дружественногосоветского присутствия и помощи Египту сменилось американским влиянием.Советский Союз отныне объявлялся недружественной страной, и традиционнорелигиозноеегипетскоесознаниеохотновоспринялоподобнуюподачу:атеистический СССР отныне представлялся «страной безбожников», чтовоспринималось египтянами резко отрицательно.Впоследствии война в Афганистане, а позже в Чечне, поддержкаправославных сербов в их борьбе с мусульманами-албанцами и другие факторыбыли восприняты на Ближнем Востоке как «агрессия русских против мусульман».Западные средства массовой коммуникации времен Холодной войны и в годыпосле Перестройки всячески способствовали укреплению именно такого виденияситуации и формированию образа России как врага исламского мира.
Ни в случаесо «страной безбожников», ни в случае с восприятием России как страны – врага19Доброхотов А.Л. Избранное. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. С. 418.17исламского мира целенаправленных программ по развенчанию этих ложныхстереотиповпроведенонебыло.Единичныевысказыванияруководствагосударства о дружественном настрое России по отношению к мусульманам иарабскому миру, а также вступление России в качестве страны-наблюдателя вОрганизацию исламского сотрудничества проблемы естественно не решали.В то же время сепаратистское движение чеченских боевиков, волнатеррористических актов, осуществленных выходцами из мусульманского миравнутриРоссииизаеепределами,спровоцировалавозникновениеираспространение понятия исламской угрозы в сознании россиян.
Последовавшаяза событиями в Нью-Йорке 11 сентября эскалация исламофобских настроений вЕвропе и США не обошла стороной и Россию и также способствовала развитиюнегативного отношения к исламу среди немусульманского большинства страны.В исламском мире, в свою очередь, нарастало отрицательное отношение кпредставителям «западного христианского мира» (часто именно так арабскоесознание воспринимает Запад), обострившееся в частности после войны вАфганистане, американского вторжения в Ирак, военной операции западных силв Ливии, поддержки боевиков в Сирии и др. Все чаще действия западных державпо отношению к региону стали восприниматься в Египте как вторая волнакровавых крестовых походов против мусульман.АктивноецеленаправленноепозиционированиеориентированиеРоссиистраныкакназападнойСШАидержавы,параллельноеигнорирование арабского региона в начале 1990-х годов привело к тому, чтонаселение стран Ближнего Востока многие годы по инерции продолжаловоспринимать Россию как некую маловлиятельную часть западного мира,навязывающего им не только войны, бедствия и насилие, но и вестернизацию,ведущую, в свою очередь, к утрате культурных – правовых и моральных (а значити религиозных) ценностей20.Но в отличие от западных стран христиане и мусульмане как России, так иБарковский А.Л.