диссертация (Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)), страница 3
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)". PDF-файл из архива "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Для выяснения наиболее значимых факторов,оказывающих воздействие на системы ценностных предпочтений каждой измусульманская традиция // Этическая мысль. Ежегодник. – М.: ИФРАН, 2000. С. 46-67, Смирнов А.В. Сознаниекак смыслополагание. Культура и мышление // Россия в архитектуре глобального мира: цивилизационноеизмерение / Отв. Ред. А.В. Смирнов. – М.: Языки славянской культуры: Знак, 2015. С. 167-237; Терин В.П.Политика под воздействием электронной одновременности // Вестник МГИМО Университета, №1, 2014.
С. 37-44;Шестопал А.В. Кризис цивилизации и гражданское общество // Право и управление XXI век №4 (21)/2011. С. 2427, Шестопал А.В., Силантьева М.В. Межкультурная коммуникация в свете современных модернизационныхпроцессов: «мягкая сила» культурных модуляторов / А.В. Шестопал, М.В. Силантьева // Вестник МГИМОУниверситета № 5(26), 2012. С. 168-171.9культур, изучены концепции мироустройства, характерные для современнойтеоретической мысли Египта в сопоставлении с российскими аналогами. Этопозволяет определить место и функции мусульмано-христианского диалога вРоссии и Египте с учетом знания фундаментальных оснований каждого измировоззрений, а также научно обосновать возможности использования ипотенциал воздействия гуманитарных технологий на межконфессиональныеотношения.Россия исторически не просто объединила представителей ислама иправославногохристианства,новнеслаогромныйвкладвпроцессыконфессионального мира, став примером межрелигиозного сотрудничества всоциокультурной сфере.
Однако эпоха глобализации требует учета новыхвекторов, уровней и методов ведения межрелигиозного диалога. Выявлениенегативных стереотипов, затрудняющих такой диалог, – ключевое средствопреодоления конфликтов, а также один из путей, ведущих к взаимопониманиюмежду людьми разных стран, культур и верований. Его основа – преодолениеценностей «общества потребления» и обращение к ценностям и смыслам,раскрывающим фундамент общечеловеческой культуры в различных историческии локально обусловленных прочтениях.Выборвпользуроссийско-египетскогосотрудничествавобластимежконфессиональных отношений обусловлен несколькими факторами: вопервых, Египет является одной из ключевых стран арабского и исламского мира;во-вторых, и в России, и в Египте основными конфессиями являютсяхристианство и ислам; в-третьих, Россия традиционно имеет геополитическиеинтересы в этом регионе мира в целом и в Египте в частности; в-четвертых,российское международное межконфессиональное сотрудничество наиболееактивно реализуется именно на ближневосточном направлении.
Социокультурныеаспекты этого сотрудничества – ключ к развитию практических контактов вразличныхсферахкультуры.Приэтомэффективнымиинструментамиоптимизации сценариев межконфессионального взаимодействия выступает нетолько решение социокультурных проблем широкого диапазона, но также10культурная и религиозная дипломатия.Предполагается,чтоработаобладаетследующейпрактическойзначимостью. Результаты исследования могут использоваться для разработкиспециализированных программ и методик, направленных на выявление иизучениемоделейповедения,табуированныхилипредпочтительныхвопределенной культурно-конфессиональной общности, с целью выработкикорректного поведения с представителями иноверия.
На основе диссертациимогут быть прочитаны следующие курсы, направленные на выработку культурноконфессиональной компетентности: «Особенности общения в арабском мире»(для российских дипломатов, журналистов, политиков, культурологов и др.);«Особенности общения в России» (для египетских дипломатов), изданометодическое пособие: «Табуированные и допустимые модели поведения варабскойкультурно-конфессиональнойсреденапримересовременногоегипетского общества». Результаты исследования также могут использоваться вкомплексной экспертизе конфликтов, произошедших на основе различий вкультурно-конфессиональных особенностях поведения. Полученные данныемогутдополнитьбазу,необходимуюдлясозданияконфессиональногонаправления культурного ассимилятора (техники повышения религиознойсензитивности) на основе культурного ассимилятора, ранее разработанногопрофессором Т.Г.
Стефаненко.Надежность и достоверность результатов исследования обеспечиваласьопорой на фундаментальные философские подходы к изучаемой проблеме сучетомновейшихдостиженийтеоретическоймысливобластисоциогуманитарного знания, а также системным изучением широкого кругаэмпирических данных, часть из которых впервые вводится в научный оборототечественной философии в качестве переводных материалов с арабского языка.Положения, выносимые на защиту:1. Пример обществ России и Египта свидетельствует о важности религиозногофактора в контексте межкультурной коммуникации вследствие усиления влияниярелигии на различные сферы жизни современного общества. Особое значение11имеет сегодня воздействие религиозного фактора на международные отношения.2.
Мусульмано-христианский сегмент межкультурного диалога России и Египтаобладает существенной значимостью, что необходимо учитывать при выработкепрограмм сотрудничества между двумя странами.3. Очевидно, что Россия и Египет являются странами с многовековой традициеймирного мусульмано-христианского сосуществования, однако в результатеисторическихкатастрофХХвекавозниклиугрозы,характеризующиесямежконфессиональной подозрительностью и напряженностью. Причем основноесистемное формирование как позитивных образов, так и негативных стереотиповиноверия и иноверцев осуществляется через средства массовой коммуникации исистемы образования.4.
Ведущая роль в понижении религиозной нетерпимости в современном мирепринадлежит гуманитарным технологиям. Корректное применение «белых»гуманитарных технологий в средствах массовой коммуникации и системахобразования России и Египта способно эффективно содействовать продвижениюконцепции принятия «другого», устранению межрелигиозной напряженности иустановлению дружелюбных отношений между мусульманами и христианамиобеих стран.Апробацияработы.Теоретическиеиэмпирическиерезультатыисследования обсуждались на XIII Шишкинских чтениях в МГИМО(У) МИД РФ(Москва, 22.12.2007 г.), на конференциях «Власть и религия в истории России» вРоссийской Академии государственной службы (Москва, 30.11–01.12.
2009 г.), «VМалый университетский форум: Российское перестроение: общество, политика,экономика» в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова(Москва, 2–4.12.2009 г.), «Религия в современном обществе» в Академии труда исоциальных отношений (Москва, 2–3.02.2009 г.), в ходе работы международногонаучного симпозиума-диалога «Духовность, достоинство и свобода человека всовременной России» в Пермском государственном институте искусства икультуры (Пермь, 25–26.11.2009 г.), на V, VI, VII, VIII, IХ Конвентах РАМИ вМГИМО(У) МИД РФ (Москва, 26–27.09.2009 г.; 24–25.10.2010 г.; 28–29.09.2012 г.;1225–26.04.2014 г.; 27–28.10.2015 г.), на III Международной научно-практическойконференции «Единство в различиях» (Москва, 22.10.2015 г.), а также в ходеработы Круглого стола «Сотрудничество России и Египта: двустороннее ирегиональное измерения» при Российском совете по международным делам(Москва, 29.10.2015 г.), на конференции «Русское культурное пространство» вИнституте Русского языка и культуры при МГУ им.
М.В. Ломоносова (Москва,21.04.2016 г.), на XXI Шишкинских чтениях в МГИМО (У) МИД РФ (Москва,23.04.2016 г.).Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения,библиографии, включающей двести двадцать четыре наименования на русском,английскомиарабскомязыках,ипятиприложений.13Глава1.Аксиолого-религиозныеаспектысоциальнойинтеграциинациональных культур России и ЕгиптаДля осуществления межкультурного взаимодействия, предполагающегоадекватнуюкоммуникацию,неизбежноустановкахиобществ,ориентирахтребуютсязнаниявключающихсявоценностныхпроцесстакоговзаимодействия. Известно, что роль ценностей в обеспечении социальногоконструирования и поддержании институционального порядка, частью котороговыступает сегодня и межкультурный диалог, очень велика9.
Успех межкультурногои межконфессионального диалога в свою очередь предполагает аксиологическуюкомпетентность, то есть знание ценностных ориентиров и аксиологическойиерархии как собственной культуры, так и культуры партнера. Незнание«аксиоматик», пожалуй, главное препятствие в ходе диалога культур, посколькуименно ценности определяют отношения человека с природой, социумом,ближайшим окружением и самим собой10. «Мир, светящийся смыслом» (А.
Шюц)выступает в данном случае не только идеальной моделью общества, но иоснованием возможной коммуникации.Знание аксиоматики «другого» помогает предсказать его поведение, цели,устремления, желания11. Об этом же писал и Л.С. Выготский: «При пониманиичужой речи всегда оказывается недостаточным понимание только одних слов, ноне мысли собеседника. Но и понимание мысли без понимания его мотива,того, ради чего высказывается мысль, есть неполное понимание»12.В России и Египте – обществах, во многом ориентированных натрадиционалистские модели отношений (дискурс «традиционных ценностей»), –ценности и смыслы, на которые ориентированы люди, нередко сформированырелигией, прямо либо подспудно апеллируют к ней13.