диссертация (Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)), страница 9
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)". PDF-файл из архива "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Таким образом, капитализм всвоем западном виде сформировал якобы высший прототип социальнойорганизации, модель, которую можно воспроизводить и в других обществах,которым не посчастливилось самим инициировать эту высшую форму, приусловии, что эти общества освободятся от препятствий в виде их специфических5758Там же, с.
117.Там же, с. 69.36культурных черт, являющихся причиной их отсталости.Что же касается якобы имеющего место противостояния Запада и исламскогомира, то ученый открыто заявляет, что в арабском мире Вашингтон стремитсязаменитьсуществующиережимы«исламскими»диктатурами,неменеежестокими, но дружественными и покорными. В значительной мере предсказанияавтора сбылись: в результате недавних революций в Тунисе и Египте к властипришли исламисты (в настоящее время ситуация изменилась).
Исламские жережимы, в свою очередь, чтобы заработать себе популярность, могутподдерживать терроризм – главного врага США, однако теперь теракты будутнаправлены против других стран (например, против Франции, Германии, России иКитая)59.Согласно Амину, у человечества на данном этапе есть только два пути: либопринять гегемонию США и «окрепший вирус либерализма», сводимый кединственному принципу «делать деньги», или отвергнуть и то, и другое. Приэтом второй путь – единственный способ сделать вклад в созидание мира,основанного на принципах истинного плюрализма, демократии и мирногососуществования60.Значительно более ранней, но, тем не менее, ключевой работой СамираАмина является «Евроцентризм» – труд, в котором ученый одним из первых далнаиболее полный анализ феномена евроцентризма, а также сформулировал тезис оновом миропорядке как совокупности развитых центров и периферий. По мнениюАмина, евроцентризм, утверждая существование непреодолимых культурныхразличий, сам представляет собой специфическое культурное явление.
Он антиуниверсален,посколькунезаинтересованвотысканииобщихзаконовчеловеческой эволюции, хотя и позиционирует себя как универсалистский проект.Строго говоря, он не имеет даже статуса теории. Не является евроцентризм исовокупностью предрассудков, ошибок и просчетов западных идеологов вотношении других народов. Если бы это было так, то он оказался бы всего лишь5960Там же, с. 114.Там же, с. 122.37одной из банальных форм этноцентризма, свойственный всем народам во всевремена61.Евроцентризм – это искажение (причем систематическое и значительное),сравнительно недавняя мифологическая реконструкция истории Европы и мира62.Одним из основополагающих мифов идеологии евроцентризма является миф огреческом происхождении Европы.
Согласно Амину, это эмоциональноепритязание искусственно создано для того, чтобы избежать конкретного вопроса –почему капитализм возник в Европе, а не где-либо еще? – и подменить его идеей отом, что греческое наследие предуготовило Европу к рациональности. Всоответствии с этим мифом Греция была матерью рациональной философии, тогдакак «Восток» так никогда и не преуспел в преодолении метафизики. Подчеркнем:древнеиндийские корни мировой цивилизации, включая саму Древнюю Грецию, –одна из серьезных научных гипотез, позволяющих проследить глубокоефилософское родство очень разных по цивилизационному типу культур 63, чтозаставляет как минимум пересмотреть фундаментальное соотношение различныхформ рациональности (включая его эволюцию собственно на Западе). Однакоистория так называемой западной мысли и философии, подчеркивает Амин,всегда начинается с Древней Греции.
Акцент делается на разнообразии иконфликтах греческих философских школ, на развитии мысли свободной отрелигиозного принуждения, на гуманизме и триумфе разума – и все это безмалейшей ссылки на «Восток», чей вклад в эллинистическую мысль считаетсянесуществующим.Согласно евроцентристскому взгляду на историю, вышеперечисленныекачества греческой мысли были переняты европейской мыслью, начиная сВозрождения, и достигли зрелости в современных западных философиях. Дветысячи лет или около того, отделяющие греческую древность от европейскогоВозрождения, представляются, таким образом, в виде длительного и смутногопереходного периода, в котором никому не удалось превзойти древнегреческуюAmin, S.
Eurocentrism. – New York, Monthly Review Press, 1989. P. 104.Ibid., p. ix.63Бибихин В.В. Грамматика поэзии. Новое русское слово. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. С. 19-20.616238мысль. Арабо-исламская философия трактуется в этом свете как не имеющаяникакой иной функции, кроме передачи греческого наследия миру Возрождения.Более того, ислам в контексте этого господствующего видения, не мог выйти запределы эллинистического наследия; и если бы даже попытался, то потерпел быжестокую неудачу.
Таким образом – убежден Амин – данная конструкциявыполнила одну из важнейшихидеологических функций: сформировала«честного буржуазного гражданина, свободного от религиозных предрассудковсредневековья». Однако и роль арабо-мусульманской философии в глобальноммасштабе не сводится лишь к трансляции феодальных порядков, в ней развитымногие положения античного рационализма и сформированы свои собственныеидеи и подходы64.«Ответный» ориентализм, под которым ни в коем случае не следует пониматьсовокупность работ западных специалистов и ученых, изучающих неевропейскиеобщества, конструирует концепт «мифического востока», чьи характеристикирассматриваются исключительно как черты, составляющие простую оппозициючертам «западного» мира.
Образ этой оппозиции и является главным элементомевроцентризма65.Другой (помимо эллинизма) важнейшей составляющей евроцентризмаобъявляется христианство. Однако христианство схоже со многими другимирелигиями, включая ислам, в том, что оно основано на поиске абсолюта. Болеетого, христианство родилось на Востоке, среди восточных людей задолго до того,как оно завоевало запад. Поэтому возникла необходимость предложить тонкие, ноякобы фундаментальные различия между религиями, которые позволяют говоритьо сути христианства и ислама вне их исторических проявлений и трансформаций,как будто эти религии обладают константными свойствами, сохраняющимися напротяжении всей истории66.Египетский ученый подчеркивает, что возрождение христианства в наши дни,Смирнов А.В.
Логико-смысловые основания арабо-мусульманской культуры: семиотика и изобразительноеискусство / А.В. Смирнов. -М. : Б.и.. 2005. – 254 с.65Amin, S. Eurocentrism. – New York, Monthly Review Press, 1989. P. 100-101.66Ibid., p. 95.6439хотя бы отчасти, является бессознательным ответом на имеющие место поискиевропейскойидентичности.Однаковыборхристианствакакосновыевропейскости явно ставил массу непростых вопросов перед социальной теориейв целом и евроцентристской конструкцией в частности. Поскольку христианствоне родилось на берегах Луары или Рейна, оказалось необходимым ассимилироватьего изначальную форму, которая была восточной, благодаря среде, в которой оноутвердилось, к евроцентристской телеологии. Святое семейство, египетские исирийские отцы церкви должны были сделаться европейцами. А нехристианскаяДревняя Греция также должна была быть ассимилирована с этой родословнойпутем подчеркивания сомнительного различия между Древней Грецией и древнимВостоком и выдумывания общих черт между цивилизованными в то времягреками и все еще варварскими европейцами.
Уникальность христианства должнабыла быть усилена и украшена отличительными и уникальными добродетелями,которые, согласно простой телеологии, позволят утверждать превосходство Западаи оправдают завоевание им других народов. Очевидно, таким образом, чтоевроцентристская конструкция была основана все на той же интерпретациирелигии, которой пользуются все религиозные «фундаментализмы». Здесь нельзяневспомнитьаналогичныерассужденияН.А.Бердяевао«юдизации»национально прикрепленных интерпретаций христианства 67, которые уместносопоставить с основами русской философии как метафизики социального бытия68.Прямым и неизбежным следствием этой новой автономности гражданскогообщества опять же стал секуляризм, так как все сферы социальной жизни теперьмыслятсянезависимодруготдруга.Необходимостьудовлетворятьметафизическую жажду отныне предоставлена индивидуальному сознанию, арелигияутрачиваетстатусформальногопринуждающегоначала.Впротивоположность широко распространенному евроцентристскому предрассудкусекуляризм характерен не исключительно для христианского общества, котороетребовало «освобождения» от тяжкого ига церкви.
Он также не являетсяБердяев Н.А. Судьба России. – М.: Советский писатель, 1990. С. 27.Сербиненко В.В. Социокультурное время в опыте русской метафизики // Метафизика социокультурного бытия вопыте русской философии: монография / Баранов С. Т. [и др.]. – Ставрополь, 2010.
С. 52-111.676840результатом конфликта между «национальным» государством и универсалистскойцерковью.Что касается религий, то их пластичность и возможность адаптации такимобразом, чтобы они оправдывали различные отношения между людьмипобуждают подумать о следующем: идеологии, сформированные в определенныйисторический момент, могут позже приобрести устремления, резко отличающиесяот первоначальных. Религии же транс-историчны до такой степени, что способныпреодолевать социальные условия своего зарождения.