диссертация (Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)), страница 8
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)". PDF-файл из архива "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Требуется выработать политику в сфере культуры и общего развитияв арабских и мусульманских странах для противостояния радикальным исламскимтеориям, террористическим организациям и группировкам. Решающим факторомдля западных стран является формирование политики в области взаимодействия слюдьмиарабскогоилимусульманскогопроисхожденияприсоблюдениигражданских норм, закрепленных законодательно. При этом новая культурнаяполитика должна способствовать ознакомлению западных обществ с истиннымиисламскими нормами, что позволило бы интенсифицировать взаимодействиемежду арабскими и западными мыслителями и критиками, которые борютсяпротиврасистскихтеченийвсвоихстранах.И,наконец,арабскаяцивилизационная инициатива, по мнению ученого, не сможет быть реализована дотех пор, пока арабское общество быстрыми шагами не перейдет от авторитаризмак демократии, а также не воссоздаст себя как полноценное гражданское общество.Оценивая напряженность в отношениях между Западом и арабским миром,Аль-Сайед Ясин справедливо указывает на религиозный фактор как основунегативного отношения арабского мира к западному обществу – «безбожному» и«антирелигиозному», что нашло распространение даже среди арабов-мусульманумеренных взглядов43.
Обе стороны, по мнению Ясина, демонстрируют неприятие«другого»:Европа провозглашает западные ценности критерием оценкисоциального прогресса, что ведет к незаслуженному умалению достиженийарабских и мусульманских народов; исламский радикализм, в свою очередь,43Там же, с. 5232объявляет западную культуру – культурой «неверных»44. Таким образом,радикализм и терроризм провоцируют сами США 45.Ясинобъясняетмусульманскогомираростснационалистическиточкизренияокрашенныхдвиженийсложившихся идентификационныхмеханизмов46. Свою «лепту» в их развитие вносит ксенофобское отношениеевропейцев к общинам, состоящим из выходцев из арабского мира. В качествеответнойреакциинаунификационныеидеологическиепрограммы«вестернизации», формулируются такие стратегические лозунги, как: «Встанем назащиту Аллаха Милостивого и Милосердного», «Встанем за арабскую умму» ит.д.
И если в Европе имеет место острый кризис идентичности, что в полной мередемонстрирует неудача Евросоюза в навязывании единой конституции всемевропейским странам, а в США после провала стратегии «плавильного котла», тов арабском и исламском мире имеет место «выдуманная идентичность»47. Она, помнению ученого, предполагает объединение разных стран в единую исламскуюумму. Отдельные исламские движения призывают даже к созданию единогополитического устройства по принципу древнего халифата48.По мнению Ясина, ситуацию, сложившуюся в современном арабском мире,уместно охарактеризовать как кризис, прежде всего – в культурной сфере.Наиболее ярко он выражается в области законодательства, однако затрагиваетсоциально-психологическую и ментально-идеологическую область. В то жевремя политические режимы арабских стран проживают очень сложный переходотавторитаризмакполитическомумногообразию.Данныйпереходхарактеризуется двумя существенными противостояниями: противостояниеммежду авторитарным государством и гражданским обществом, с одной стороны, имежду демократическим секулярным направлением и традиционалистскимисламскимнаправлениемвнутригражданскогообщества.ПричемеслиТам же, с.
50.Там же, с. 224.46Ср.: Семедов С.А. Исламский радикализм в современном мире: сущность и причины возникновения //Социология власти, №7, 2009. С. 77-86.47Ясин А.-С. Аль-Димократия уа хиуар аль такафат. – Каир: Мерет, 2007. С. 130-131.48Там же, с. 132.444533секуляристам в последние годы не удается по многим причинам достучаться доширокой аудитории в своих странах, то традиционалисты, напротив, имеютхорошую организацию, особенно в том, что касается связей с населением49.Сложившаяся ситуация видится автору критической: «Если демократическиеи секулярные силы арабского мира не начнут реализовывать критикуамериканской политики и концентрировать внимание на диалоге цивилизаций, тоарабское и исламское развитие в эпоху глобализации окажется в опасности», –утверждает Ясин50. Таким образом, он отмечает наличие политическогопротивостояния внутри самого арабского мира, выражающегося в столкновениисекулярного мировоззрения с религиозным салафитским мировоззрением,согласно которому ислам – религия государственная, и возможность его отделенияот государства по примеру западного общества, не имеет ничего общего смусульманским обществом51.
В работе А.-С. Ясина налицо утверждениенеобходимостимежконфессиональногодиалога,атакжевыработкиинструментария для его эффективного ведения. Культура при этом можетвыступать одним из его инструментов.52Всемирно известный философ, экономист и политолог Самир Амин, яркийпредставительсовременногоосновоположников мир-системногонеомарксизма,подхода,атеоретиктакжеодинзависимогоизразвитияявляется директором международной ассоциации интеллектуалов Африки, Азии иЛатинской Америки «Форум третьего мира». В своей работе «Вирус Либерализма:перманентнаявойнаиамериканизациямира»Аминтакжепредлагаеторигинальное видение современных глобальных процессов и клеймит теорию«столкновения цивилизаций» как «идиотскую». Взамен предлагается довольноубедительный анализ глобальных процессов с точки зрения современной версииТам же, с. 235-240.
Ср.: Барковский А.Л. Религиозные аспекты социально-экономического развития арабскихстран. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. ФГБОУ ВПО«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»,Москва, 2013.50Там же, с. 241.51Там же, с. 247.52Шестопал А.В., Силантьева М.В. Межкультурная коммуникация в свете современных модернизационныхпроцессов: «мягкая сила» культурных модуляторов / А.В. Шестопал, М.В.
Силантьева // Вестник МГИМОУниверситета № 5(26), 2012. С. 168-171.4934экономического детерминизма.Главнымобъектомегобеспрецедентная мироваякритикиявляетсяосуществляемаяэкономическая, политическаяиСШАидеологическаяэкспансия. Согласно Амину, прославление врожденных отличий вместо усилий,направленныхнапреодолениеограниченийбуржуазногоуниверсализма,действует в полном соответствии с требованиями империалистического проектаглобализации.
Реконструируя «технологию» подобных действий, Амин полагает,чтоСШАповсеместноивполнецеленаправленновнедряют«культуралистический упадок». Угнетенные народы «хватаются за него всмятении», что и порождает религиозный или этнический фундаментализм. Вследза франко-ливанским мыслителем Жильбером Ашкаром, Амин называет этотпроцесс «столкновением варварств»53.ХозяеваминынешнеймировойсистемыАминназывает«триаду»крупнейших регионов капитализма, состоящую из локомотива – США, а такжеЕвропы и Японии и утверждает, что мировая система переживает сегодняочереднойвитокимпериалистическойагрессии54:«Глобализированный«либеральный» экономический порядок нуждается в непрекращающейся войне сбесконечной чредой военных вторжений, являющийся единственным способомподчинения народов периферии»55.
Подменяя понятия, либералы ставят знакравенства между социальной и экономической эффективностью, а предлагаемыеими концепции (вроде отмены регулирования рынков) не соответствуютреальности,посколькуэтитакназываемыенерегулируемыерынкивдействительности регулируются властью монополий, находящихся за пределамирынка.
Более того, Амин настаивает на развенчании опасной тенденции путатьтермины рыночная экономика и экономика капиталистическая, так как рынок икапитализм – два разных понятия56.АктуальнымипредставляютсяразмышленияегипетскогоученогоАмин С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. – М.: Европа, 2007. С. 28-29.Там же, с. 31-33.55Там же, с. 34.56Там же, с. 18.5354о35либералистскомнавязываниииндивидуалистическогообразажизни.Так,обращаясь к прошлому человечества, Амин отмечает, что противоречие междуиндивидуальнымиколлективным,имевшееместовкаждойкультуре,преодолевалось во всех предшествующих современности системах путемотрицания индивидуального, что, в свою очередь, позволяло идентифицироватьчеловека через его статус в семье, клане, обществе.
Однако идеологиясовременного капитала, по его мнению, утверждающая приоритет праваиндивидуума над общественным правом, высвобождает перманентную агрессиюв отношениях между людьми. Разрушительные импульсы такой идеологиисдерживаются лишь параллельным существованием других этических принципов,в основном религиозного характера57. Интересным следствием данной логикиявляется объяснение, согласно которому резкий рост числа приверженцеврадикальных и экстремистских религиозных или националистических движений вмире – результат целенаправленного разрушения коллективных ориентаций изамены их на индивидуалистические.
Призыв к освобождению нацелен, такимобразом, на отказ от господствующих способов утверждения законности власти,которая до тех пор основывалась в основном на метафизике религиозногохарактера, а значит на раскол между религией и государством. В результатевнедренияподобныхустановокрадикальнаясекуляризацияоказываетсянепременным условием развития современных политических форм58.Итак, социальная теория, созданная капитализмом, постепенно пришла квыводу о том, что история Европы уникальна не потому, что современный мир (тоесть капитализм) был основан здесь, что само по себе есть неопровержимый факт,а потому, что он не мог зародиться в другом месте.