диссертация (Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)), страница 50
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)". PDF-файл из архива "Социокультурные аспекты мусульмано-христианского взаимодействия (на примере деятельности средств массовой коммуникации и систем образования России и Египта)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 50 страницы из PDF
Но как справиться стысячами исламских школ и учителей, у которых свои собственные пристрастия?Вы меняете программу, а они отказываются преподавать ее… Складываетсяощущение, будто у нас существует два параллельных общества. Одноуправляется государством. А другое – кем-то еще»408.Принимая во внимание наличие в школьных учебниках регулярноповторяющихся утверждений о единой египетской нации, состоящей измусульман и христиан-коптов, сторонники отмены религиозного образованияХанна М. Принятие другого.
Из размышлений египтянина. – М.: Центр гуманитарного сотрудничества, 2007. С.25.408Цитируется по Murphy, C. Passion for Islam. New York, Scriber, 2002. P. 131.407238небезосновательно убеждены в том, что оно негативно влияет на формированиедоброго отношения между мусульманами и христианами и способствуетразделению нации по конфессиональному признаку. Таким образом, установка наконфессиональное различие учащихся играет дезинтегрирующую роль вформировании национального самосознания народа, подрывая патриотическуюсолидарность египтян.Однако идея отмены школьного религиозного образования имеет изначительное число противников. Так, известный египетский публицист,писатель, профессор экономики Американского университета в Каире ГаляльАмин убежден, что пытаться освободить этику от какого-либо культурного илирелигиозного контекста было бы огромной ошибкой: «Человек, принадлежащийвсему человечеству без какого-либо чувства принадлежности к конкретнойкультуре,религииилиобщности,вероятно,человек,необладающийпреданностью, без какого бы то ни было чувства принадлежности вообще».
Болеетого, Амин уверен, что исцеление от враждебности заключается в том, чтобыпобуждать использовать интеллект и применять мудрость при объявленииверности своей культуре, не позволяя превращать ее в механизм ненависти. «Этоне невозможно. И даже не очень сложно сделать. Мы в Египте в прежние временазнавали атмосферу преданности своей вере, культуре и страна тогда управляласьразумом и толерантностью»409.Тем не менее, когда у власти в Египте оказались представителирелигиозного радикального движения «Братья мусульмане», речь об отменепредмета «Религия» в школах страны идти не могла. Более того, представительминистерства воспитания и образования Египта того периода Халед Фахрисообщал, что в программу по истории младших, средних и старших классов будутдобавлены сведения об основателе движения «Братья Мусульмане» Хасане Эль-Amin, G.
The Illusion of Progress in the Arab World. – Cairo, The American University in Cairo Press, 2006. P. 118119.409239Банне410. Естественно, после прихода к власти в стране светски-ориентированногоруководства подобные идеи были немедленно аннулированы.Итак, изучение египетского опыта преподавания ислама и христианства вшколах представляется особенно важным для России в контексте введенияпредмета религии в отечественных школах. Во-первых, преподавание «Основправославной культуры» или «Основ мусульманской культуры» неизбежнопорождает опасное разделение школьников по конфессиональному признаку надве группы – «Мы» и «Они», «свои» – «чужие».
Во-вторых, как показываетпример Египта, религиозное образование в школах не способствует лучшемуузнаванию культуры и религии другого, а, напротив, порождает и закрепляетложные стереотипы в отношении «других», то есть иноверцев и их конфессии.Необходимо, однако, подчеркнуть, что для религиозной ситуации всовременном Египте, которая в последнее время отмечена большими переменами,в целом характерна традиционная для египетского общества веротерпимость ирелигиозная толерантность.Высшие учебные заведения Египта можно разделить на светские идуховные. К последним относятся два главных религиозных ВУЗа страны –Коптская Духовная Академия и старейший и наиболее влиятельный исламскийуниверситет мира «Аль-Азхар».В Коптской Духовной Академии проходят обучение будущие церковныеслужители, так как Академия дает исключительно теологическое образование.
Вовремя патриаршества прежнего главы Коптской церкви Шенуды III были открытытеологические институты в разных городах страны. На сегодняшний деньбудущиесвященнослужителикоптскойцерквиполучаюттеологическоеобразование в Александрии, Танте, Шаббин Эль-Коме, Минии, Эль-Белине иАсьюте.Хайри А. Идарет масадер эот-таалим: идраг хаят хасан эль-банна фи мадат тарих бикафет аль марахель альтаалимийя [Электронный ресурс] // газета Аль-Уатан онлайн от 09.08.2012. – Режим доступа:http://www.elwatannews.com/news/details/36194?page=2410240Обучение проходит на следующих отделениях: отделение «Священногописания», включающее изучение Ветхого Завета, Нового Завета, искусствапроповеди,географии«Теологическиесвященногонауки»предполагаетписанияиизучениеархеологии;отделениедоктринальнойтеологии,теоретической теологии, компаративной теологии, теологии литургии, духовнойтеологии, теологии этики, пасторской теологии и истории религий; отделение«Церковных наук» включает преподавание истории церкви, патрологии,церковного закона, церковной музыки, литургии, коптских песнопений и гимнов;на отделении «Психологии и воспитания» преподаются такие дисциплины, какпсихология, философия, логика и социология; отделение «Лингвистики»предполагает изучение коптского, арабского, английского и греческого языков.Что касается университета «Аль-Азхар», то ситуация здесь значительносложнее.
Напомним: университет имеет два вида факультетов – религиозные исветские. При этом обучение на всех факультетах университета раздельное(молодые люди и девушки учатся раздельно). К религиозным факультетамотносятся: факультет шариата и права, факультет основ веры и факультетисламскихисследований.Светскиефакультеты«Аль-Азхара»включаютследующие факультеты: медицинский, стоматологический, фармакологический,инженерный, сельскохозяйственный, факультеты торговли, наук и арабскогоязыка и другие.
В целом университет «Аль-Азхара» включает 64 факультета,расположенных в шестнадцати провинциях Египта. При этом общее числостудентов составляет 420 000 человек, из которых 20 000 человек – иностранцы,приехавшиеполучитьрелигиозноеобразованиевлучшемисламскомуниверситете. Отдельно отметим, что «Аль-Азхар» не принимает студентовхристиан, хотя с недавних пор данный вопрос был поставлен на обсуждение.Итак, представляется возможным сделать несколько выводов, касающихсяроли религиозного фактора в системе образования Египта.Во-первых,наличиерелигиозногообразования,разделенногопоконфессиональному признаку, в школах Египта имеет существенные негативные241последствия, так как с детства формирует представления о «своих» и «чужих»,разделяябудущихгражданединойстранысогласнорелигиознойпринадлежности.Во-вторых, отсутствие предмета «религиоведение» на гуманитарныхфакультетах светских ВУЗов затрудняет объективное научное изучение многихявлений, наличествующих в египетском обществе, где религия играет одну изглавных ролей, тормозит процесс социологических исследований.В-третьих, отсутствие изучения иноверия в духовных учебных заведенияхЕгипта, в частности в Коптской Духовной Академии не способствуетутверждению идеи принятия «другого» и развитию толерантности по отношениюк представителям иной конфессии.В-четвертых,христианстванеуровеньимеющихсяудовлетворителен,учебныхпосколькупособийпопреподноситизучениюосновыхристианского вероучения не с христианской точки зрения, а с мусульманской.В-пятых, наличие в университете «Аль-Азхар» значительного количествасветских факультетов способствует появлению большого числа выпускниковсветских профессий, неизбежно имеющих религиозную ориентацию.
Инымисловами, выпускники светских факультетов «Аль-Азхара» в той или иной степенибудут иметь несекулярные взгляды..