Диссертация (Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Игнатьева, Н.Н.Ростовцева, В.С. Кузина, С.П. Ломова. Методика обучения изобразительномуискусству опирается на исследования в области психологии (Р. Арнхейм,Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.Н. Леонтьев), педагогики(В.А. Сластёнин, Г.К. Селевко, И.С. Якиманская), идеи Л.А.
Буровкиной,С.Е. Игнатьева, Д.Н. Кардовского, В.С. Кузина, С.П. Ломова, Н.Н.Ростовцева – с одной стороны, и А.В. Бакушинского, Б.М. Неменского – сдругой.Методика обучения основам композиции в школе и учрежденияхдополнительного образования должна основываться на единых принципахобучения, с включением разнообразной творческой деятельности подростков31в учебный процесс, с использованием разнообразных техник, материалов идолжнасодержатьразличныеэлементыпоисковойипроектнойдеятельности.
Основываясь на эти принципы, мы рассмотрели программыизобразительногоискусствавшколеисистемедополнительногохудожественного образования.Просматривая основные принципы действующих в настоящее времяпрограмм по изобразительному искусству в общеобразовательной школе,можно говорить о том, что композиционная деятельность и вопросыкомпозиции находятся не на лидирующих позициях. И как следствие, этимобстоятельством также можно объяснить бедность и невыразительностьработ подростков в школе.В настоящее время в большинстве школ педагогами используются 3утвержденныеирекомендованныегосударствомобразовательныепрограммы:1. Программа, разработанная В.С. Кузиным – «Изобразительное искусство»,действующая уже более 25 лет.2.
Действующая более 25 лет программа, разработанная под руководствомБ.М. Неменского – «Изобразительное искусство».3. Программа, разработанная под руководством Т.Я. Шпикаловой –«Изобразительноеискусство.Основынародногоидекоративно-прикладного искусства», действующая на сегодняшний день более 15 лет.Цели указанных программ едины, а вот подходы и содержание разное,следовательно, и результат получается неодинаковый.Программа В.С. Кузина направлена на обучение реалистическимосновам изображения через освоение художественной грамоты. Основнойвид деятельности – рисование с натуры. Второстепенное внимание уделяетсядекоративной работе, тематическому рисованию и беседам об искусстве.Основу программы Б.М.
Неменского составляет эмоциональнообразноеразвитиедетей,постижение32закономерностейискусства.Незначительное место в ней занимают обучение основам реалистическогоизображения и композиционная работа.Программа Т.Я. Шпикаловой уделяет соответствующее вниманиеосвоению основ изобразительной грамоты.
Но существенный акцентделается на изучении видов декоративного искусства России и мира напротяжении всего периода обучения.Современный педагогический опыт показывает перспективы развитияхудожественного образования детей в общеобразовательных школах осуществление урочной и внеклассной работы в единстве на краеведческойоснове, усиление экологической тематики в программах, прочтение старойсказки на новый лад, изучение истории искусств в начальной школе,привлечение компьютерных технологий на уроках ИЗО и изучениекомпьютерной графики, а также различные формы интеграции предметовискусства.В авторской программе Р.И. Васильевой обеспечено единство урочнойи внеклассной работы, направленное на развитие творческих способностей идеятельности учащихся, на создание зала детского творчества, детскойхудожественной галереи искусств.
Опыт Р.И. Васильевой примечателен тем,что она разработала для углубленного изучения программу «Краеведение»,учитывающую взаимосвязь различных учебных дисциплин.СредиусловийВасильевойбольшоедостижениявниманиерезультативностиуделяетсяобученияинтегративнымР.И.связямслитературой, историей, музыкой, биологией, географией; созданию ситуацийсотрудничества,содружества,диалогичностиитематизмусотворчестваобучения.учителяиобучающихся;Тематизмпреподаванияосуществлялся на основе погружения в мировую художественную культуруопределенной исторической эпохи. Ведущая тема года по ИЗО определяетсясодержанием работышколы.Темачетвертиучитываетсодержаниеизучаемого материала по изобразительному искусству, уровень развитияшкольников, их интересы и запросы, а также юбилейные и календарные33даты, связанные с историей зарождения и развития России.
Ведущимитемами последних лет были следующие: «Татаро-монгольское иго», «Жизньи деятельность Петра I», «Детство и отрочество А.С. Пушкина»,«Произведения А.С. Пушкина», «Отечественная война 1812 г.», «ДревняяГреция», «Древний Египет». Содержание работы по теме зависит отвозрастной группы учащихся, требований программы к умениям и навыкам.В ближайшей перспективе ведущим методом обучения в школе должнастать проектно-исследовательская деятельность. Поэтому важным акцентомв обучении делают направленность на практические навыки, на способностьприменятьзнания,умениеприниматьрешенияивоплощатьвдействительность свои лично разработанные проекты.
В практике такойподходпринятоназыватькомпетентностным.Федеральнымгосударственным образовательным стандартом учителям рекомендуетсясамостоятельно вводить в учебный процесс проектную деятельность,включать выполнение проектов в рабочие программы по изобразительномуискусству, не забывать учитывать при этом специфические особенностипредмета, а также интересы обучающихся и непосредственные возможностиучреждения. Поэтому мы видим, что реализацию проектной деятельности поизобразительному искусству можно организовать как в школе, так и назанятиях в системе дополнительного образования.Изучая и анализируя учебный план программы по изобразительномуискусству, разработанной Б.М. Неменским «Изобразительное искусство» для5-9 классов, мы видим в его содержании для обучающихся 7 классавыполнение художественно-творческого проекта в 4 четверти.
А поскольку,реализация ФГОС в общеобразовательной школе определяет проектнуюдеятельность одним из видов школьной работы и при этом преобразовываетакадемическиезнаниявреальныйжизненныйопытобучающихся,расширяются рамки включения проектной деятельности в учебный планпредмета «изобразительное искусство» в 5, 6 и 7 классах.34Проектная деятельность включает в себя метод проектов.
Суть егозаключается в развитии познавательных навыков обучающихся. Благодаряему улучшается ориентация в информационном пространстве и полученныйзначительный результат можно применять в практической деятельности. Нодля достижения такого ощутимого результата обязательным условиемявляется обучение мыслить самостоятельно, решать найденные проблемы,используя знания из различных предметных областей, умения предвидетьрезультаты и возможные последствия разных вариантов решения, тем самымактивизировать умственную и практическую деятельности обучающихся.Анализируя программы кружков, изостудий, детских школ искусствотметим некоторые варианты.Часть педагогов изобразительного искусства вначале проводят всеуроки рисования с натуры, затем уроки декоративного характера, далее всеуроки тематического рисования и в конце года уроки по истории искусств. Имы видим, что в такой постановке учебного плана нет ни взаимосвязи, нивлияния одних уроков на другие.Часто планирование формируется следующим образом: рисования снатуры проводят перед тематическим рисованием, при этом связывая их стемойпредстоящейкомпозиции.Темсамымполучаетсянекотораявзаимосвязь рисования с натуры с тематическим рисованием.
Но междузанятиями по декоративному рисованию, уроками-беседами об искусстве итематическим рисованием отсутствует взаимовлияние и связь.В художественных школах применяется «геометральный метод»преподавания рисования. Он основывается на последовательном упрощениии обобщении предметов до сочетания простых геометрических фигур,позволяет развивать у обучающихся способности к рисованию вдумчивому ианалитическому, обучать сознательному изображению сложных природныхформ.
Но не забывается и «натуральный метод» рисования. Он можетиспользоваться во время рисования набросков и быстрых зарисовок.35Рассмотрим принципы обучения композиции в кружках, изостудиях,художественных школах. Проблема разработки программ образовательногопроцессавнихостаётсяпо-прежнемуактуальной.Вомногиххудожественных школах реализуется предпрофессиональная программа«Живопись» [117]. В программе существует связь живописи, рисунка икомпозиции, которая базируется на общих исполнительских задачах.Программа предполагает домашнюю работу. Программа предполагает, чтоовладевая знаниями и развивая свои творческие способности, ученики смогутрешать самостоятельные творческие задачи.
Но на наш взгляд, недостаточночетко и ясно прописаны практические инструменты реализации этих планов.Приемы создания прочных связей с живописью и рисунком отведены вобластьсамостоятельноготворчествапедагога.Впрограмменеткомплексных учебных тем по предметам, которые могли бы влиять нарешение творческих и композиционных задач, не обозначены конкретныеметодические рекомендации для реализации в практической деятельностиучеников «принципа сбора и систематизации подготовительного материала».Использованиевозможностейразныхматериаловитехникнерассматривается во взаимосвязи с этапами композиционного поиска. Стоитотметить определенное достоинство данной программы – ориентация наиндивидуальную работу с учащимися [117].С научной точки зрения, представляет интерес программа обучениякомпозиции преподавателя Московского художественного лицея РАХ В.Е.Елизарова.
Эта программа в своей основе имеет комплексный подход ворганизацииобучениякомпозицииивоспитанияуобучающихсяпрофессиональных качеств. И творческая деятельность здесь выражается всоздании композиций по определенным законам. В.Е. Елизаров говорит овлиянии предварительной композиционной работы на формированиевариативности мышления [27]. Работа над тематической композицией впрограмме В.Е. Елизарова состоит из следующих этапов: «выбор сюжета,сбор материала, выполнение эскизов, создание картона, а затем оригинала»36[27].В.Е.Елизаровстремитсясохранитьтрадицииотечественногохудожественного образования, реализовать преемственность всех ступенейхудожественного образования.