Диссертация (Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Для достижения композиционного единства использовалисимметриюиритм,которыеобъединялиразныесамостоятельныекомпозиции и разномасштабные фигуры исходя из их положения вцерковной иерархии. Постепенно средние века начали входить в историю. Ина рубеже XIII-XIV столетий изобразительное искусство стало возвращатьсяк классическим идеям античности. Возрастает интерес к реалистическимизображениям, к окружающей действительности, уступая место религиознойаскетичности и скованности в композиционных работах и искусстве в целом.20Задачу изображения предметов в соответствии с их визуальнымвосприятием с определенной точки зрения последовательно стали решатьитальянские мастера Возрождения. Иллюзия объемного пространства сталаглавной изобразительной задачей.
Была подробно и научно разработанатеория перспективы.В это время композиция картины начала складываться из трехсоставных частей. К ним относится решение предметов в трехмерномпространстве и расположении их в нем. Второй частью является ритмическаяорганизация плоскости. М.В. Алпатов говорил о том, что «художникиникогда не рассматривали проекцию предметов на плоскость как нечтопроизвольное и случайное, но прилагали все усилия к тому, чтобыизображенные в картине предметы приобрели характер легко улавливаемыхглазом, ясных по своим формам очертаний» [2, с. 36]. Третья важная задача –«точка зрения». Для передачи определенного настроения стали использоватьперспективное сокращение и при этом достаточно резкое, спокойноегоризонтальное членение, а также ракурс.В эпоху Возрождения параллельно развиваются представление опротивоположностях как художественном средстве и представление опропорциях, основной рациональной идеей которого было «золотое сечение»[59].Художники и искусствоведы Нового времени также размышляли окомпозиции.
Французский художник Эжен Делакруа отмечал, что ПитерРубенс умел искусно скомпоновать части картины. Делакруа находил,бесспорные достоинства в картинах величайших мастеров, но также видел инедостатки в композиционном построении. Эти недостатки заключаются влогической несогласованности частей картины, в слабой выразительности инесвязанности между собой фигур. Джошуа Рейнольдс называл ихуниверсальными фигурами, подходящими к любому сюжету. Делакруапридавал высокое значение «осевым линиям», влияющим на целостностькомпозиционного строя.21В русском изобразительном искусстве до XVIII века развитие получилоискусство иконописи по византийскому стилю с ясными, простымикомпозициями.
Центральной тематикой композиции иконы становятсяплоскостно изображаемые фигуры людей.Г.И. Угрюмов – известный русский художник-педагог XVIII века проявлял большой интерес к отечественной истории и задумывался надпутями совершенствования исторических композиций. Г.И. Угрюмовпридавал развитию наблюдательности у своих учеников серьезное значение,позволяющее активизировать работу над композицией.К.П.Брюлловвиделнемаловажностьвравновесиичастейпроизведения. Правдивость в художественном произведении, воспитанная всвоих учениках, стала основой преподавания композиции в России.К.П. Брюллов пользовался методом раскрытия темы, которыйпредполагал организацию обобщенных образов человеческих чувств идействий.И.Н.
Крамской выделял идейное содержание картины как основухудожественного произведения.И.Е. Репин видел в композиции форму, которая выражает восприятиеавтора окружающего мира. Поэтому уделял много времени работе наднабросками, зарисовками. Он регулярно заставлял учеников выполнятьэскизы и наброски на разные темы.В.И. Суриков говорил: «А какое время надо, чтобы картина утрясласьтак, чтобы переменить ничего нельзя было. Действительно, размеры каждогопредмета найти нужно.
В саженной картине одна точка фона и та нужна.Важно найти закон, чтобы все части соединить. Это – математика» [20, с. 4041]. Соединяя все части между собой, он мог выстроить сложнейшуюкомпозицию так, чтобы нельзя было ничего поменять.В конце XIX – начале XX века на лидирующие позиции в творческомпроцессе выдвигались интуиция и ощущение художника, не предполагающиеизучения основных закономерностей реалистического искусства.22Значительный вклад в разработку основополагающих принциповкомпозиции и методики ее преподавания в XX веке привнесли такиехудожники, как, А.А.
Дейнека, Б.В. Иогансон, Е.А. Кибрик, А.М. Лаптев, Г.Г.Нисский, Ф.П. Решетников, В.А. Фаворский, Д.А. Шмаринов, К.Ф. Юон идругие.1.2.Особенности исторически сложившихся методов активизациитворческой деятельности в зарубежной и русской школе в процессеработы над тематической композицией23Ставя перед собой цель методического обоснования условий обучения,активизирующих творческую деятельность обучающихся, проанализируемсначала вопрос «активности», основываясь на сложившихся в наукесуждениях об активности, познавательной деятельности, воображении итворчестве.В нашей стране области исследования детского изобразительноготворчества посвящены труды К.Ж. Амиргазина, Г.В. Беды, Н.С.
Боголюбова,Л.А. Буровкиной, Н.С. Ивановой, С.Е. Игнатьева, К.Е. Ералина, Е.В.Квятковского, Т.С. Комаровой, Н.М. Конышевой, В.В. Корешкова, Е.И.Коротеевой, В.С. Кузина, Г.В. Лабунской, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, А.А.Мелик-Пашаева, А.А. Прищепы, Н.Н. Ростовцева, С.П. Рощина, Н.П.Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова и др.Проблемуактивностивтворческойдеятельностиисследовалиотечественные и зарубежные психологи и педагоги, такие как: Б. Г. Ананьев,К.А. Альбуханова-Славская, Ю.К. Бабанский, Е.П. Ильин, Л.С. Выготский,Э.А. Голубева, А.И. Крупнов, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачева,Р.С.
Немов, В.А. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.Г.Мордкович, Б.М. Теплов и другие.Е.П.Ильинпод«активностью»понимаетдеятельностьивзаимодействие вообще [44]. В.Г. Мордкович считает, что «активность» – этомера деятельности [70].Психолог А.Н. Леонтьев указывает на то, что «активность выступаетодним из базовых понятий по отношению к деятельности» [61, с. 106]. Нопонятие «активность» и «деятельность» нетождественные.
Психолог К.А.Абульханова-Славская полагает, что деятельность появляется из потребностив предмете, а активность появляется из потребности в деятельности [1].В.Д. Небылицына. Э.А. Голубева, А.И. Крупнов, Н.С. Лейтес в своихтрудах по психологии замечают, что активность может представляться «как вформе внутренних процессов, так и в форме внешних их проявлений» [26, с.2418-21].Исходяизэтого,основнаяхарактеристикаактивности–потенциальная возможность субъекта к действию.Как«волевоедействиесфункциейусиленияпознавательнойдеятельности личности» в учебном процессе определяет «активность» Ю.К.Наумов [66]. Он считает, что это достаточно напряженный процесс учения,которыйможноохарактеризоватькакпотребностьличностикпрофессиональной и интеллектуальной деятельности.И.Ф.
Харламов определяет познавательную активность как «состояние,которое характеризуется стремлением к учению, проявлению волевыхусилий и к умственному напряжению в процессе овладения знаниями» [119,с. 31].Подвергая анализу познавательную активность, Т.И. Шамова относитее к качеству деятельности личности, которая проявляет деятельность,направленную на овладение знаниями и способами деятельности [113].Основным условием познавательной активности является потребностьличности в овладении и приобретении новых знаний. Но обучающийсяможет и не ощущать необходимости в познавательной и художественноэстетической потребности, и поэтому не сможет проявлять и художественнотворческой активности.Проявление любой активности объединено с понятием «деятельность».Деятельность – специфическая форма активности.Необходимым условием реализации творческой деятельностиявляетсяпроявлениедеятельностьвсегдаактивности.требуетпроявленияХудожественно-творческаятворческойактивности.УТворческой активности есть ряд характерностей, влияющих на внутренниепсихические процессы личности, способствующие развитию творческихспособностей индивида – креативности.
Это способность порождатьособенные, принципиально новые идеи, мыслить не стандартно, быстрорешать проблемные ситуации [97].25Когда определены понятия «активности» и «творческой деятельности»для нашего исследования, целесообразно рассмотреть методы активизациитворческой деятельности, исторически сложившиеся в зарубежной и русскойшколе в процессе обучения композиции. Поэтому рассмотрим композициюкак учебный предмет с исторической точки зрения.Из века в век на предмет композиции влияли своим мастерством,успехами и изобретениями великие мастера искусства. Достижения мастеров,созданные ими шедевры и композиционные достижения отражались впрактике преподавания изобразительного искусства. Изучение композицииначиналось с сочинения картин на библейские, мифологические, затемсказочные темы, после чего – свободные темы. И как самостоятельныйучебный предмет, композиция появилась гораздо позднее в сравнении сдисциплинами рисунка или живописи.