Диссертация (Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Б.М. Теплов отмечает,что «важно не искать пути изменения нервной системы обучающегося, анайти наилучшие формы, пути и методы развития, учитывая при этомособенности ребенка» [49, с. 239].Нам важен данный вопрос, поскольку педагог обязан опираться навозможности ученика при ориентировании детей на художественноевидение.Таким образом, подготовительный этап в поиске художественногообраза требует от педагога тщательной продуманной организации и долженоказывать максимальное воздействие на все каналы сенсорного восприятия.Многие исследователи связывают развитие воображения с общимпсихическимразвитиемребенкаиз-заособенностивоображениявспособности оперировать образами и преобразовывать их при отсутствииполноты информации.48Всфереизобразительнойдеятельностиподростковыйвозрастхарактеризуется в следующих чертах:изображение предметов в соответствие с содержанием, возникает«проблема сходства»;созданиеобразасопровождаетсяаналитико-синтетическойдеятельностью, рассуждением, которое требует больших усилий;понижение эмоциональной активности и появление критическогоотношения к изображаемым образам;увеличение роли восприятия своего рисунка и сопоставление его сзамыслом, освоение художественными материалами.Работа над тематической композицией в учреждениях дополнительногообразования на занятиях изобразительным искусством играет важную роль вреализации творческих устремлений, в становлении юного художника, ввозможностипродемонстрироватьмастерствовладениякистьюикарандашом.
При работе над композицией необходимо учитывать интересдетей к тематике заданий. Опрос учащихся среднего школьного возрастапоказал ярко выраженные тематические приоритеты.Зрительный образ начинает преобладать с возрастом. Зрительноевосприятие быстрее и экономнее дает значительный диапазон, большее поленаблюдения, чем всякое другое. Преимущественно завлекает внешнееправдоподобие. В композиционной работе сказывается стремление рисоватьпредметы с натуры, как они видны.Хорошейиллюстрациейвозрастнойпериодизацииявляютсянеобычные сюжеты, типичные для малышей и для подростков, и даже длястаршеклассников.
У подростков возникает интерес к далекому прошлому ив их рисунках появляются исторические сюжеты, героические образывоинов. Поэтому подростки зачастую рисуют батальные сцены, былинныхгероев, на которых хочется быть похожими. В возрастной периодизациисуществуют определенные особенности, влияющие на развитие ребенка,которые необходимо учитывать. Но в педагогической практике далеко не все49учителя их учитывают.
Тематическое направление композиционной работыне всегда находит внутренний отклик обучающихся, из за творческой иэмоциональной предрасположенности. Чаще эта работа носит случайныйхарактер. По предмету «Композиция» обучающиеся к концу обученияизобразительному искусству в учреждениях дополнительного образованиядолжны знать:Основные этапы творческой работы над композицией:1) выбор темы;2) компоновка сюжета;3) целенаправленные наблюдения окружающей жизни и наброски с натуры /в карандаше или цвете;4) работа над эскизом, с использованием натурного материала / в карандашеили цвете;5) выполнение работы на большом формате.Проблеманашегоисследованияпредполагаетрассмотретьтематическое рисование в контексте его преподавания на занятияхизобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования.Композиция на темы содержит в себе изображение различных сюжетов изжизни, иллюстрации отдельных сюжетов литературных произведений,пейзаж.Восноветематическойкомпозиции«лежатобразы,которыеформируются в результате творческого преобразования жизненных явлениймышлением и воображением рисующего» [47, с.
249]. Но условияформирования образов воображения бывают разными: например, они могутвозникать под воздействием описания, в другом случае рождаются врезультате переработки прошлых восприятий. Так, сутью иллюстративногорисованиястановятсяобразывоссоздающеговоображения.Образытворческого воображения возникают при сочинении пейзажа и сюжетов изокружающей жизни. При создании иллюстрации к сказке или литературномупроизведениюважноотобразитьглавную50тему,котораявыражаетсмысловую суть конфликтной ситуации. Очень важным моментом здесьявляется то, насколько рисующий может понять, изучить, представитьобразы главных героев, их поступки характеры, окружающую их среду.В сюжетных рисунках, пейзаже процесс поиска изображения такженачинается с выбора главного и интересного, то, о чем бы хотелосьрассказать в своем произведении зрителю. В композициях пейзажа можнопередать различное состояние природы (тишину, покой, тревогу, нежность,радость) через форму и цвет.
В сюжетных рисунках необходимо найти такиемоменты и нюансы, которые смогли бы как можно точнее характеризоватьтему. Например, через движение, ритмы, контрасты, яркие цветовыесочетания,можноотразитьвкомпозициитемуспорта(основнымсодержанием здесь может быть борьба, соревнование, соперничество).Тематическое рисование предоставляет возможность обучающемусясамому находить и определять интересную точку зрения для изучениязаданной темы, позволяет глубже и содержательнее осмыслить и передатьразличные явления окружающей действительности, в характере и поступкахлюдей, в изображении природы, быта, событий. В каждой тематическойработе может быть выделено несколько сюжетов с определеннымсодержанием, но, возможно, с различным композиционным решением.
Врезультате в воображении возникает замысел, представляющий собой образбудущей композиции. Здесь важно, чтобы обучающийся осознавал, какимисредствами, как можно выразить то или иное явление или событие.В изобразительном искусстве существуют «общие темы», в которыхотражены отношения между людьми, борьба добра и зла, мужества,справедливости, прекрасного и т.д. Эти темы встречаются в творчествемногих художников на протяжении всей истории становления культуры иискусства.Г. Уоллес одним из первых исследовал творческую деятельность какпсихологический процесс.
Им была предложена схема творческого процесса51из 4 этапов: фаза подготовки, фаза созревания, фаза озарения, фаза проверкиидеи.1. Фаза подготовки – это способ накопления и обобщения жизненныхвпечатлений, затем появляется идея и создается определенный замысел.В исследованиях по психологии творчества отмечается, что созданиехудожественного образа обусловлено индивидуальными особенностямиличности художника и определяется творческим подходом, начиная с самойпервой стадии – получения эмоций.Известный отечественный психолог Д.Н.
Узнадзе определил, чтообъективная действительность непосредственно влияет на сознание человекачерез установку, которая предполагает наличие потребности и ситуации. Назанятии по тематическому рисованию установкой для успешной работыявляетсясозданиеусловий,вызывающихинтеллектуальныеиэмоциональные переживания. Это, прежде всего, хорошо продуманнаяорганизация занятия, создание творческой атмосферы, положительныеэмоции в общении, проблемные ситуации и т.д.2. Фаза созревания представляет собой процесс возникновениязамысла.
На этом этапе идет поиск тех форм и явлений из окружающейжизни, которые способствуют раскрытию содержания темы. Этот поисквключает в себя непосредственное наблюдение, сбор материала, и егоосмысление, именно на этой стадии мыслительный процесс выстраивается попринципу множественной перекодировки из одного вида образов в другой.Визуально-наглядные элементы здесь переводятся в понятийно-смысловые инаоборот.Однако, поисковая стадия практически, по мнению некоторых авторов(Е.И. Игнатьев, Е.В. Шорохов), отсутствует у детей в силу ряда причин:отсутствие волевых качеств, впечатляемость. Поднимая эту проблему, Е.И.Игнатьев советует, чтобы «перед началом работы на листе дети рассказывалио содержании тематической композиции, и показывали ее на листе, где будутрасполагаться главные элементы композиции» [35, с. 32].523.
Следующий этап творческого процесса называют озарением, илиприменимо к изобразительному творчеству, этапом реализации замысла. Напротяжении всей работы художник думает о том, какими средствами,приемами будет лучше это сделать. На этом этапе также продолжаютсяпоиски форм и средств, которые наилучшим образом помогут выявитьзамысел.Нами уже было отмечено то, что ребенок способен сам придуматьсюжет в меру своих возрастных возможностей. Но порой он просто не знает,какиеизобразительныедействиянеобходимопредпринять,чтобыосуществить свою идею на бумаге.
Это является необходимым условиемвоплощения замысла у художника-профессионала.Н.Н. Ростовцевем, Е.В. Шороховым были отмечены слабые с точкизрения выразительности тематические рисунки. Дети просто не знают, какприменять общие композиционные закономерности построения сюжета.Педагоги часто не объясняют выразительные возможности формата, средствавыделения композиционного центра. У подростков внимание переносится напередачу сходства предметов и явлений, что обычно сказывается на качестверисунков: слабеет ощущение цвета, единство форм, их отношения.Получается, что в полной мере ребенок не сможет выявить свои природныезадатки самостоятельно. Успешный результат творческого развития ребенкарешит вмешательство взрослого.4.
Завершающий этап творческого процесса – проверка. Этособственная оценка обучающегося и оценка учителя. Здесь важно донести дообучающегося те недочеты и ошибки, которые были допущены им приработе над рисунком.Учителю следует проявлять такт в замечаниях относительно рисунков.При анализе детских работ важно отметить положительные качества и толькопотомговоритьоботрицательныхмоментах.Достаточноширокоприменяется метод коллективного обсуждения работ. Оценку рисунку стоитозвучивать только по окончанию работы. Сам же процесс работы должен53сопровождаться пояснениями, указаниями, стимулирующими к творческойактивности.Анализ динамики творческого процесса показывает, что наиболеепристальноевниманиенеобходимоуделитьпроцессувозникновениязамысла.
Исходя из рассмотренных нами позиций творческого процесса,организовать работу на уроке тематического рисования можно с учетомпрохождения трех основных этапов: подготовки, поиска, реализации.Тема – это то, что положено в основу, предмет изображения. Дляразвития художественно-образного мышления тема должна направлятьпоиск, но в то же время, предоставлять свободу выбора.