Диссертация (Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Творческое воображениеподростка часто тормозится и даже вовсе угасает в тех случаях, когдаподросток не владеет достаточными знаниями и приемами в интересующейего области» [23, с. 31].Маленькие дети наслаждаются процессом рисования, они очень любятрисовать. Но, к сожалению, в подростковом возрасте мы видим рисующихдетей единицы. Чаще это дети одаренные и дети, которых к рисованиюпобуждают внешние факторы: посещение художественных школ, занятиярисованием в студиях изобразительного искусства и др. Становитсяочевидно, что угасает деятельность воображения, проявленного в детстве, уподростка. Вместе с тем воображение ребенка выполняет одну значимуюфункцию – регуляторную. В мире фантазий всегда легче реализовать тенеудовлетворенные потребности и желания, которые не удается осуществитьв настоящем.
После того как Барнес исследовал множество рисунков, онопределил, что «рисование переживает упадок и обычно забрасываетсядетьми 13-14 лет» [23, с. 66]. У девочек это бывает лет в 13, а у мальчиков в14, когда они становятся не очень смелыми в воображении.Французский психолог Т. Рибо, исследуя творческое воображение,сформулировал основной закон развития воображения. По его мнению,развитие воображения проходит через два периода, разделенные переломнымпериодом подросткового возраста.Вподростковомвозрастепроисходитсерьезноеизменениевоображения. Л.С.
Выготский в подростковый период выделяет два43основных типа воображения: внешнее и внутреннее или «пластическое» и«эмоциональное». «Пластическое воображение пользуется преимущественноданными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованныхизвне; эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри» [22,с. 30].
То есть, у подростка воображение «из субъективного превращается вобъективное».Т. Рибо фиксирует внимание на том, что с возрастом психическиефункции, фантазия ребенка переживают изменения. А подростковый возрастпредставляет собой вершину развития творческого воображения. Хотя ранеевышеуказанные исследователи отмечают, наоборот, спад этой функции. Таккак же объяснить это противоречие? Психологи называют подростковыйвозрастпериодомдиспропорциивразвитии.Онхарактеризуетсяповышенным вниманием к себе, преувеличением своих физическихнедостатков,обостреннойреакциейнамнениядругих,отмечаетсяповышенное чувство собственного достоинства, наблюдается обидчивость.Появляется опасение быть отторгнутым сверстниками.
Переход от детскоговосприятияокружающейподростковыйвозраст.действительностиОкружающаяквзросломудействительностьотличаетвокругсебявоспринимается критично. Воображение подростка принимает переломныйхарактер.Когдаподростокпланируетбудущее,то«проигрывает»социальные и нравственные ситуации, получается своеобразная тренировкаперед взрослой жизнью. В чудеса и сказки ребенок-подросток уже не верит.Воображение обретает форму мечты как положительной жизненнойперспективы.
Для развития это достаточно восприимчивый период, а дляразвитиявоображения постоянно требуется новая информация. Вподростковом возрасте дети любят читать фантастику и смотреть боевики,содержащие персонажей, «резко отличающихся от нормального человека, ималовероятные обстоятельства, то есть, фантастические» [11; 12; 105].Л.С. Выготский отмечает две проблемы относительно рисования,появляющиеся у детей подросткового возраста. «Первая состоит в том, что44для них уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, ихне удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь, для воплощения ихтворческоговоображенияимнеобходимоприобрестиспециальныепрофессиональные, художественные навыки и умения.
Вторая заключается втом, что детское рисование связывается очень тесно с производительнымтрудом или с художественным производством» [23, с. 74-75].В своей книге «Ваш ребенок рисует» С.Д. Левин рассказывает отворчестве детей 5-9 лет, которое «выполнив свои особые задачи, в тожевремя подготовило переход к новому этапу. Выросшая в детстве способностьвоспринимать впечатления и перерабатывать их в своих рисунках,обостренная наблюдательность, способность анализировать свои зрительныевпечатления ложится в основание творчества подростков» [14, с. 147].Анализируя детские работы, С.Д.
Левин показываетизменения,произошедшие в художественной деятельности подростков: без натурыработать стало труднее; повышается интерес к графике, живописныесредства стали менее выразительными, снижается композиционное чувство ичувство ритма. Им также был отмечен в рисунках подростках явный интереск более реалистичным визуальным образам.
При изображении предметовподростки ориентируются не на представления о них, а на то, как они видны.«Подростком владеет желание рассматривать вещи со всех сторон, повсей их поверхности. Он оценивает их добротность, анализирует материал иструктуру. Ему хочется освоить весь мир, его пространство, предметы,находящиеся в нем, подчинить себе все существующие. Отныне разум,логика доминируют в рисунке, оттеняя чувства на второй план.
Интуиция навремя прячется. Погоня за достоверностью изображений порой достигаеткрайности, потери представления, что важно, а что случайно, ненужно» [14,с. 150].Угасание воображения и желания к продолжению занятийвподростковом возрасте психологами объясняется тем, что у детей появляетсякритическое отношение к своим рисункам, он не удовлетворяется своей45детской схематичностью и приходит к осознанию, что не умеет рисовать, иперестает заниматься.
Также пропадает интерес к наивным играм, к сказками рассказам, но усиливается интерес к литературному творчеству. Т. Рибоотмечал, что в зрелом возрасте рассудочная деятельность сохраняет своепрогрессирующие развитие, а воображение гаснет, но если у детейактивизировать работу творческого воображения, то эта функция можетсберечь стабильность, и возможно не будет резко падать.Исследованияподтверждают,чтоудетей,которыепосещалиучреждения дополнительного образования, посредством художественнойдеятельности активизировалось творческое воображение, и затем, придальнейшем обучении, они обладали высокими показателями развитиятворческого воображения.
Также обосновано положение о том, чтотворческаядеятельностьчеловеканедаетугасатьактивностиеговоображения.Многие ученые (З.В. Денисова, Е. И. Игнатьев, Е.Е. Рожкова, Н.П.Сакулина, Е.В. Шорохов и др.) указывают изменения, которые появляются визобразительной деятельности и характеризуются рядом особенностей. Вподростковом возрасте утрачиваются условия, которые способствуютуспешному развитию элементарных умений в младшем школьном возрасте.«Критическое отношение к своему рисунку порождает у подростканеуверенность в своих возможностях, инертность, а часто полный отказ отработы» [74, с. 24].Е.И. Игнатьев утверждает, что именно на этот возраст приходится«кризис» в области изобразительной деятельности.
Черты «кризиса» –подражательность, неуверенность в своих возможностях и в использованиихудожественныхсредств,пропаданиевыразительности,потеряиндивидуальности. Ребенок стремится показать себя взрослым, подражает,следует каким-либо образцам. Но, вследствие слабого развития умениявглядываться и анализировать, интерес к изобразительному творчеству уподростка пропадает [6].46В тоже время, если четко продумано выстраивание творческогопроцесса, учитывая психологические особенности развития ребенка, тоданная проблема не проявляется. Поэтому для нас играет важную рольанализ особенностей развития основополагающих психических процессов,участвующихвходеизобразительнойдеятельностиобучающихсяподросткового возраста.Учеными также изучается межполушарная асимметрия головногомозга, которая влияет на интеллект человека.
И проявляется это вовзаимосвязи полушарий, которая начинает формироваться в 10-14 лет Левоеполушарие, как считается – выполняет функции логического мышления,обрабатывает информацию познавательного характера и отвечает за речевыефункции. Правое полушарие – отвечает за образное мышление иобрабатываетинформациюцеликомимногогранно.Отличительнойособенностью правого полушария является формирование многозначногоконтекста. «С правым полушарием связано и непосредственно-чувственноевосприятие, ориентация в пространстве, и художественное мышление, итворчество,…этопозволяетобъяснитьмногообразиепроявленийправополушарной активности» [8, с. 144].Анализируя изобразительное творчество подростков, американскийпсихолог Б.
Эдвардс полагает, что левое полушарие в этом возрасте являетсяболее активным в восприятии и познании мира. «Преобладание визобразительной деятельности подростков функций левого полушарияприводит к тому, что в самостоятельном творчестве, в сюжетных работахзаметны стереотипы, распространяющиеся как на изображения форм, так ина цветовое решение» [114, с. 79-80]. Между тем, возрастают знания о мире,и обучающийся все чаще сталкивается в изобразительном творчестве спроблемой точного отображения того или иного объекта.Возникает вопрос, каким образом построить обучение обучающихся впериод, когда происходят существенные изменения в их психическом47развитии, чтобы, избегая негативных последствий, помочь им осуществитьпереход на новое понимание задачи изображения.Согласно научным выводам Л.С.
Выготского, творчество свойственновсем людям, но особенно выражается у детей [23].Наблюдая за младшими школьниками, а затем подростками, многиеисследователи сделали вывод о том, что основной проблемой в обученииизобразительному искусству для обучающихся разных возрастов являетсяотсутствие умения «видеть».Развитиюцелостноговиденияспособствуютспециальноорганизованные упражнения, например, изображения небольших предметов,которые легче воспринимаются целиком и поэтому решаются цельно [7].Усложнение задач запрашивает от педагога значительных усилий поактивизации внимания и творческих способностей обучающихся. Такимобразом, проблема «угасания» художественного творчества в период отмладшего школьного возраста к подростковому возрасту будет во многомзависеть от того, как будет организованна педагогом деятельностьобучающихся на уроках изобразительного искусства.