Диссертация (Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Кончаловским, Н.П. Крымовым, Е.В. Шороховым и другими авторами,в которых раскрываются значимые стороны композиционного творчества.Е.А. Кибрик, исходя из «конструктивной идеи» в картине, видел вкомпозиции «конструкцию, раскрывающую идейный замысел» [48, c. 320].СформулированныежизненностиЕ.А.Кибрикомкомпозиционнойзаконыдеятельности,цельности,идейности,определяютпроцессвоплощения идеи в художественную форму [48].Мы понимаем композицию как процесс, обращенный на воплощениезамысла и формирование художественного образа в изобразительномискусстве, поэтому наиболее полно отвечает задачам нашего исследованияопределение, данное Н.П. Крымовом.
Он определял композицию кактворческую организацию картины.График и теоретик искусства Н.Н. Волков говорил, что композиция это «построение, выявляющее смысловые связи», «замкнутая структура сфиксированными элементами, связанная единством смысла». Ученый считал«целостность» важнейшим «родовым признаком» композиции [19].Советский живописец П.П. Кончаловский видел композицию какдостижение гармоничного целого, образованного из частей и масс,находящихся в равновесии в картине. Он утверждал, что композиция – это16«начало и конец произведения» [123, с. 10], при этом он выделял ценностькомпозиционной деятельности в художественном творчестве.По мнению К.Ф. Юона, композиция - «это структура произведенияискусства, обладающая цельностью» [110, с.
105]. Художник занималсяизучением композиционных законов и приёмов.Ученый, художник-педагог Е.В. Шорохов называл композицию«процессом сочинения художественного произведения, где составленные егочасти во взаимосвязи друг с другом… с использованием своеобразногокомплекса средств раскрытия содержания и замысла» [123, с. 5].Художественным образом он называл «сплав эмоционального ирационального в познании и отражении объективной реальности, которыйпризван воздействовать и на чувства, и на умы людей» [125, с. 13].Новый взгляд на проблемы композиции и композиционного творчествапрослеживается в исследованиях А.В.
Свешникова. По его мнению,композиция – это формальная организация художественных элементов испособ открытия нового художественного опыта [94].В связи с тем, что мы анализируем творческую деятельностьобучающихся, нам необходимо рассмотреть различные определения этогопонятия.Работы Г.В. Беды, Л.А. Буровкиной, И.Б. Ветровой, В.П. Зинченко,С.Е.
Игнатьева, А.Я. Козлякова, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, С.П. Ломова,Л.Г. Медведева, А.А. Прищепы, Н.Н. Ростовцева, С.П. Рощина, Н.П.Сакулиной, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова содержат основательныеисследования по проблемам обучения изобразительному искусству икомпозиционной деятельности.Понятие«художественнаядеятельность»характеризуетсявфилософской литературе как действия, направленные на создание ивосприятие произведений искусства [106].Самым важным звеном художественной деятельности являетсяпроизведение искусства.17Творчество понимается как появившаяся в труде способность человекаиз доставляемого действительностью материала создать новую реальность,удовлетворяющую многообразным общественным потребностям [101].
Типдеятельности определяет виды творчества.Творчество как род деятельности может выражаться в формематериальной духовной деятельности [44].В.П. Ткаченко определяет творческую деятельность как деятельность,при которой появляется новое, никогда ранее не существовавшее [111].В трудах Буровкиной Л.А. художественно-творческая деятельностьподвергается рассмотрению как «модель творческого процесса вообще.
Навсех возрастных этапах она выступает как особая форма духовнопрактической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценностноесамоопределение человека, важнейшим средством приобщения его кобщечеловеческим духовным ценностям через собственный опыт. Впроцессехудожественно-творческойдеятельностиосуществляетсяформирование эмоционального и художественного сознания обучающегося,умений и навыков творческой деятельности.
Потребность в художественномтворчестве – это потребность в самореализации» [13, с. 50].Изучение разнообразных этапов в развитии композиции позволитпроследить определенные стадии становления композиционной деятельностина различных исторически-социальных и культурных этапах, раскрывающихобъективные закономерности и технические приемы, накопленные многимипоколениями художников, и их влияние на творческую деятельностьбудущих поколений мастеров.Изучением истории развития изобразительного искусства занималсявыдающийся историк и теоретик искусства М.В.
Алпатов. Своей научнойдеятельностью он внес огромный вклад в теорию так называемого«структурногоанализа»,атакжевосмыслениеэстетическогообщекультурного своеобразия мирового художественного наследия.18иВ разнообразные исторические и культурные периоды всевозможныехудожественные направления сильно повлияли на преподавание рисунка,живописи и композиции. Исходя из этого, становится необходимымознакомитьсясдостижениямииопытомхудожественно-творческойдеятельности предшествующих поколений в работе над композиционнымпроизведением в изобразительном искусстве.С древнейших времен композиционные решения и закономерностиэволюционировали вместе с изобразительным искусством. В то же время споявлением различных школ и художественных течений, направлений истилей в изобразительном искусстве, вкусов в господствующей элите,мировоззрений людей появились и новые композиционные формы, которыенередко превращались в канонические и догматические правила.С течением времени, от одной эпохи к другой, изобразительноеискусство совершенствовалось, как с чисто технической стороны, так и сточки зрения художественных средств.
Хаотичные изображения стадаотдельными фигурами у древних художников первобытного мира указываютоб отсутствии развитого чувства композиции.В композициях времен Древнего Востока все предметы строгоподчиняютсяопределеннымритуальнымправилам,вотличиеотизображений первобытного искусства с их хаотичностью и разбросанностью.Древниехудожникизаметили,определенные,довольноустойчивыецикличностьастрономическихчтовприродезакономерности.событий,существуютВихчислепропорциональностьисимметричность природных явлений и т.
д. Отсюда и появляются основныепринципы, такие как композиционные закономерности, симметрия и ритм[2].Ритм сразу прослеживается в большинстве скульптурных рельефов ивносит жизненность в искусство Древней Греции. Изображения фигур людейстановится теперь естественными в самых различных простых и сложныхдвижениях.19Древние греки успешно применили симметрию в композицияхфронтонов, где динамика постепенно нарастает слева и справа к центру(например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).В средневековье, или в период темного времени для культуры и наук,изобразительное искусство утратило накопленный опыт, сформировавшийсяв Древней Греции. М.В. Алпатов пишет: «Средневековое искусство во всехего проявлениях отказывается от трехмерной композиции, от композициисвободно движущихся в пространстве фигур» [2, с. 25].
Церковь отрицаетсуществование телесной красоты человека и оказывает сильное влияние насредневековоеискусствовцелом.Визобразительномискусствекомпозиционные задачи проявляются в своеобразных, орнаментальных,причудливых пропорциях, необычайно усложненных узорах соединяющихрастений и людей, фантастических существ и своды мироздания. Символомхудожественной композиции Средневековья был художественный образ.«Символ отличен от реалистического образа только тем, что он не простоотражает действительность, а еще является и ее порождающим принципом»[62, с. 134].Изображения были нацелены на то, «чтобы вызвать у человека чувствоБожества, приблизить его к этому чувству путем созерцания всего комплексасимволических изображений, раскрыть перед ним образный ряд» [29, с. 35].Необходимоотметить,чтосредневековыехудожникибольшоезначение в своих композициях придавали плоскостным и декоративнымсредствам.