Диссертация (Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Долго время сочинение произведенияискусства оставалось сложным, индивидуальным делом, которое былодоступно не всем ученикам, поэтому началось отстаивание композиции какучебного предмета.До XV века исследований, посвященных композиции, мы не имеем. Вэпоху Возрождения жили творцы, оставившие значительное теоретическоенаследие, и произведения которых демонстрируют высокое мастерство,глубокую осведомленность в области композиции.Художники эпохи Возрождения смогли решить задачи передачиразных планов на плоскости, передать жизнь через движение на переднемплане картины.С XVIII века композиция является разделом рисования, как учебногопредмета. Методисты того времени отмечают, что ученики должнызаниматься компоновкой сюжетов.Всвоейутверждает,чтокнигеизвестныйобучениехудожник-педагогкомпозициидолжнобытьВиолле-ле-Дюкоснованонаопределенных законах.
Иначе оно превращается в каприз или фантазию[87].26Американский художник-педагог А. Доу в 1898 году издал учебник сметодическими приемами компоновки учебно-творческих рисунков. В немуделяется внимание размещению различных форм и тонов, значению размераи формата для компоновки. Все это он рассматривает на примере одного итого же пейзажа, который вкомпоновывается в разный размер – вквадратный, вертикальный или горизонтальный форматы.Основоположник русской исторической живописи А.П. Лосенкоуказывал на необходимость вначале делать карандашный эскиз: решатьколичество, месторасположение, размеры фигур в картине по планам сучетом перспективны, с дальнейшей передачей эмоциональности.Работая над картиной, ученики А.П.
Лосенко должны были создаватьуравновешенные композиции как верхней и нижней, так левой и правойчастей. Построение сюжета должно вестись от центра.Известный художник-педагог А.П. Сапожников писал, что художникдолжен до начала работы у холста, ясно представлять все подробностиизображения, место действия, количество фигур и их расположение.А.П. Сапожников также давал рекомендации и о выборе формата.
Нестоит приноравливаться и вкомпоновывать фигуры в заданный формат. Онсчитает, что художнику следует избегать квадратного формата, потому чтотакой формат картины подходит к изображению только сидящего человека.Вокруг фигуры человека нужно оставлять пространство, чтобы «не стеснять»ее. Сюжеты с лежащими фигурами и большими группами людей подходятдля горизонтально-продолговатого формата.Известный русский художник-педагог П.П.
Чистяков создал четкуюсистему обучения рисунку, живописи и композиции. При построениикомпозиции, по мнению П.П. Чистякова, следует выявлять в каждом сюжетевнутреннее содержание, подтекст.Упражнения,разработанныеП.П.Чистяковым,наразличноеразмещение, компоновку натюрмортов и предметов, определение центрасюжетапредполагалипоискинаилучшего27выразительногоикомпозиционного строя.
Знакомство с конструкцией картинной плоскостиявляется основной задачей этих упражнений. Ученики знакомились спространственными планами и заполнением пространства в картиннойплоскости, со средствами достижения целостного решения.Работая над жанровыми композициями, нужно было исполнять этюдыс натуры, в которых художник мог что-то изменить. В этом как раз и естьсуть составления сюжета, когда ученики подбирают необходимые атрибуты,выстраивают сцену, интерпретируют сюжет и действия людей, поступки.В программе, разработанной И.Е. Репиным, говорилось, что итогомобучения рисованию, должно быть умение самостоятельного выраженияидей. В этой программе композиции уделялось большое внимание.Развитие методики обучения композиции привело к появлению уроковиллюстративного и тематического рисования.
Расцвет получили различныеживописные техники и стили в русском искусстве.Д.Н. Кардовский в своей многолетней преподавательской деятельностивнимание подопечных направлял на ученические композиционные эскизы;каждую неделю устраивал просмотры заданных эскизов, указывая в нихформат и количество людей. Д.Н.
Кардовский, разбирая эскизы на темы,интересовался больше всего замыслом или завязкой темы. Хотя его учениковнапротив, привлекал пластический, тональный или цветовой интерес [87].Д.Н.Кардовскийсоветовалученикамвработенадэскизомпридерживаться принципа от простого к сложному, компоновать вопределенномформате.Впроцессеобучениязаданияпостепенноусложнялись [87].Выдающийся советский художник К.Ф.
Юон отмечает особуюзначимость законов зрительной оптики, последовательности выполнениякомпозиции, и непосредственно методики работы над ней. К.Ф. Юонвыступает против однотипности композиционных решений в произведенияхразличных художников, но защищает необходимость учета закономерностей28в построении композиции. Он рекомендует включать в программы покомпозиции как практический, так и теоретический разделы [110].К.Ф. Юон рекомендовал выполнять композиционные упражнения,импровизируя на любые темы, иллюстрировать, работать над композициямис использованием подготовительного материала.А.А.Дейнекаотвергаеттеориюинтуициихудожника,беспредметное в учебной дисциплине, и на первое местокакставиткомпозиционные правила.
В своей книге «Учитесь рисовать» А.А. Дейнекаразбирает такие композиционные принципы и правила, как симметрия,равновесие, вертикаль и горизонталь, статика и динамика, ритм и масштаб,перспектива. В соответствии с этими «конструктивными категориями», поего мнению, создаются все произведения изобразительного искусстваИзвестныйнаиболеехудожник-график,важнымитеоретиккомпозиционнымиискусствазаконамиЕ.А.Кибриксчитаетзаконыжизненности, выразительности и цельности (неделимости) композиции [48].Он уверен, что эти законы помогают углубить творчество автора, идоказывает их объективность, не умаляя дарование, талант художника.Вследствие глубокого изучения вопросов композиции художникамитеоретиками были выведены основные закономерности композиции, такиекак целостность и неделимость композиции.
Эти закономерности направленына подчинение общей идее, находящейся в состоянии внутреннегоравновесия, и предполагают сюжетные, пластические и другие решения.Выразительность композиции является основным требованием копределению ценности произведения. Она предполагает необычностьпластического мотива. Основная мысль, вокруг которой выстраиваетсякомпозиция, а также главное в содержании произведения выражаются вкомпозиционном центре произведения.Как науку, рассматривал композицию Н.Н.
Волков [19]. Уникальностьи неповторимость композиции, её новизна является одним из главныхсредств поиска выразительности художественного произведения. Но, если29рассматривать новизну как самоцель, это может отрицательно сказаться нахудожественном образе произведения.Пластическое и цветовое решение, сочетание противоположныхэлементов, разнообразных приемов, контраст будут способствовать активнойвыразительностихудожественногообразацелогопроизведения.Вкомпозиции не будет достигнуто единство, если не будет борьбыпротивоположностей и контрастов.Необходимымсредствомвыразительностикомпозицииявляетсядвижение, как средство динамики пластических процессов и ощущенияразвития сюжета.
Если не соблюдать этот закон композиции, изображениестановится статичным, приобретая схематизм.Ритм – это чередование элементов композиции, линий и пятен.Определенная музыкальная динамическая структура создается на плоскостиритмом, неразрывно связанная с другими законами композиции.Симметрия и асимметрия в композиции влияет на эмоциональныйстрой композиции. Они помогают достигнуть в композиции покоя, статики,равновесия и движения.Для более глубокого решения поставленной творческой задачи стоитобратить внимание на выбор формата изображения, а также неоднородностькартинного поля. Построение композиции должно органически вписыватьсяв формат, отвечающий целям и задачам художественного произведения.В середине XX века в теорию и практику композиции внесли огромныйвклад исследователи Е.И.
Игнатьев, Н.Н. Ростовцев и др.Е.И. Игнатьев в своих психологических исследованиях подвергкритике теорию естественного развития изобразительной деятельностидетей, отвергающую нужность обучениярисованию. Е.И. Игнатьеврассмотрел изобразительную деятельность детей и выделил определенныеэтапы развития под воздействием обучения, которые помогают правильнопланировать педагогическую работу с обучающимися разных возрастов.Ученый рекомендует формировать у учащихся «ручную умелость»,30вдумчивость, развивать «сложные образы, пригодные для рисования попредставлению» [38, с. 151-152].С.Е.Игнатьеврассмотрелзакономерностиизобразительнойдеятельности и средства художественной выразительности в творчестведетейразныхвозрастовподвлияниемсистематическогообученияизобразительному искусству [39]. С.Е. Игнатьев указывает на положительноевлияние использования самых разнообразных художественных материалов[41]. С.Е. Игнатьев анализирует и оценивает детские работы с позицийреалистического искусства.
С.Е. Игнатьевым было подмечено, как «разумноесочетание процессов мышления и воображения может быть основойактивной изобразительной деятельности» [41, c. 179]. Он также настаивает нанеобходимости внедрения профессиональной терминологии в лексиконобучающихся, чтобы усилить познавательную активность и повыситьуровень осознанности практической изобразительной деятельности.Н.Н. Ростовцевым были рассмотрены особенности изобразительноготворчества, эволюция методов обучения в разные исторические периоды иметодика преподавания изобразительного искусства в школе, а также приёмыобучения рисованию от первобытного общества до наших дней.Подавляющеебольшинствовсехэффективныхобразовательныхпрограмм XXI века разработано на основе исследований С.Е.