Диссертация (Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования". PDF-файл из архива "Активизация творческой деятельности подростков на занятиях тематической композицией в системе дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Прищепа, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Е.В.Шорохов, Т.Я. Шпикалова, А.П. Яшухин и др.), а также теоретические иметодические работы художников-педагогов в области художественногообразования и эстетического воспитания (А.В. Бакушинский, Г.В. Беда, И.А.Бродский, Л.А. Буровкина, В.М. Дубровин, И.В. Гинзбург, С.Е. Игнатьев,Н.Н. Волков, Т.А.
Канунникова, П.Н. Кандыбей,Д.Н. Кардовский, В.В.Корешков, В.С. Кузин, С.П. Ломов, А.П. Яшухин и др.).Для решения поставленных задач исследования и выдвинутой гипотезыприменялисьследующиеметодытеоретического,аналитического,эмпирического и оценочного характера:Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования(монографии, учебно-методические пособия, диссертации, статьи, учебныепрограммы);Изучение и обобщение данных научных источников из различныхобластей знаний: педагогики, психологии, искусствоведения;9Исследование современных методов преподавания композиции спозиции изучаемой проблемы;Педагогическое наблюдение за процессом учебной деятельностиподростков на практических занятиях и их самостоятельной творческойдеятельностью;Педагогическийэксперимент,тестирование,анкетирование,наблюдение, анализ учебных и творческих работ учащихся.Опытно-экспериментальной базой исследования стало Государственноебюджетное образовательное учреждение «Дом детского творчества» (с 2017г.
ГБОУ «Школа № 1223») и Государственное бюджетное образовательноеучреждение «Гимназия № 1576» города Москвы.Теоретическая значимость результатов исследования заключаетсяв том, что: изучены и обобщены факторы развития творческих способностейучащихся подросткового возраста и способствующие этому педагогическиеусловия. Ясно определены критерии оценки творческой деятельностиподростков.творческойСистематизировандеятельноститеоретическийподростковприматериалработенадактивизациитематическойкомпозицией на занятиях изобразительным искусством. Уточнено идополнено понятие «активность творческой деятельности».Предложеннаявдиссертационномисследованииметодикаиполученные выводы могут быть использованы для последующей разработкиметодических основ активизации творческой деятельности в процессеработы над проблемами композиции в организациях дополнительногообразования, другихобразовательныхорганизациях,осуществляющихподготовку по программам среднего профессиональногои высшегообразования.Научная новизна исследования:обобщен и систематизирован научно-теоретический и методическийопыт активизации творческой деятельности подростков на занятияхтематической композицией в организациях дополнительного образования;10подобраныпсихологическиеметодыиконкретизированыиндивидуально-психологические особенности, влияющие на активизациютворческойдеятельностиобучающихсясистемыдополнительногообразования эстетической направленности;предложены критерии оценки активизации творческой деятельности,обеспечивающие новый подход к процессу диагностики сформированноститворческой деятельности подростков в процессе работы над тематическойкомпозицией в организациях дополнительного образования;разработана и апробирована методика активизации творческойдеятельностиподростковназанятияхтематическойкомпозицией,представляющая собой систему занятий, направленную на формированиевоображения;сформулированыактивизациипсихолого-педагогическиетворческойрекомендацииподеятельностиобучающихсяучрежденийповышающиеэффективностьтворческойдополнительного образования;выявленыметоды,деятельности подростков в процессе работы над тематической композицией;разработаны и экспериментально проверены в ходе исследованиякомпозиционные упражнения, способствующие активизации творческойдеятельности у учащихся среднего школьного возраста.Эффективнымиметодамииприемамиактивизациитворческойдеятельности являются: эмоциональное стимулирование, моделированиеситуацииуспеха,восприятия,поощрениестимулированиевобучении,увлекательныморганизациясодержанием,готовностисозданиеситуации творческого поиска.Практическая значимость результатов исследования состоит вразработке и проверке в условиях образовательной практики методикиактивизации творческой деятельности, позволяющей учащимся с разнымуровнем композиционного мышления и художественных способностейразвивать композиционно-творческую деятельность.11Результаты диссертации могут быть использованы в разработкеучебных программ, а также в школьной практике изучения композиции сцелью активизации творческой деятельности обучающихся.
Возможнаперспектива разработки системы развивающих заданий по изобразительномуискусствус учетом требований ФГОС для общеобразовательных школ.Отдельные положения могут быть применены в подготовке студентовхудожественно-графических факультетов.Этапы исследования:Исследованиепроводилосьвтечение6летвусловияхобразовательного процесса и реализовывалось в три этапа.Первый этап (2009-2010 гг.) – изучение теоретических материалов иобработка литературы по проблеме исследования, определение целей и задачопытно-экспериментальной работы в детском объединении, формулированиегипотезы и выбор методов проведения эксперимента.Второй этап (2010-2012 гг.) – работа над исследованием проблемпреподавания композиции, проведение констатирующего эксперимента,разработка критериев оценки творческой деятельностии методов ееактивизации при работе с обучающимися над тематической композицией.Третийэтап(2012-2016гг.)–проведениеформирующегоэксперимента, осуществление анализа результатов экспериментальныхисследований, внесение необходимых поправок в текст диссертации.Достоверность результатов обеспечивается научным обоснованиемработы с опорой на избранную методологию, научные исследованияпедагогики,психологии,теорииизобразительногоискусства,использованием методов, адекватных цели и задачам исследования;экспериментальнойдеятельности,проверкойразработкойметодикикритериевактивизацииоценкиработтворческойобучающихсяподросткового возраста и объективным анализом основных положенийдиссертационного исследования в процессе обучения композиции подростовназанятияхизобразительнымискусством,12собственнымопытомпедагогическойработывобщеобразовательныхидополнительных,дошкольных, средних профессиональных учебных организациях.
Ученикиавтора успешно участвовали в ряде международных, всероссийских,региональных конкурсов и фестивалей.Положения, выносимые на защиту:1) Методика активизации творческой деятельности подростков средствамиизобразительногоискусства,предусматривающая«содержательный»,«технологический» и «организационный» компоненты:«содержательный компонент» – введение в учебную практикукомпозиционного поиска;«технологический компонент» – использование методов активизациитворческой деятельности в обучении композиции;«организационный компонент» – целостный подход к решениюпроблем композиционной деятельности учеников.2) Диагностика уровня творческой активности подростков: способыдиагностики, критерии оценки.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась впрактической деятельности педагога дополнительного образованиявГосударственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы«Дом детского творчества» (ГБОУ «Школа № 1223»), Государственномбюджетном образовательном учреждении города Москвы «Гимназия №1576» и в Государственном бюджетном образовательном учреждениидополнительного образования города Москвы "Центр развития творчествадетей и юношества «Гермес».
Основные положения и выводы диссертацииотражены в выступлениях автора на научно-практических конференциях,методическихсеминарахпедагоговдополнительногообразования,впроцессе обсуждения на кафедре живописи и композиции институтакультуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ. Апробация также нашла своеотражение в соответствующих печатных работах – публикациях в13межвузовских сборниках, научно-методических журналах и рецензируемыхизданиях ВАК при Минобрнауки России.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения, списка литературы и приложения.14Глава 1.
Научно-теоретические основы активизации творческойдеятельности подростков в процессе работы над тематическойкомпозицией1.1.Историческая характеристика творческой деятельности в процессеработы над тематической композицией в изобразительном искусствеВ последнее время вопросы композиции все чаще оказываются вцентре внимания художников-педагогов, приобретают все большее значениев системе российского художественного образования. Усовершенствованиеметодов преподавания композиции требует изучения и анализа методикиобучения изобразительному искусству в историческом аспекте.В данной главе нашего исследования нами была проанализированапсихолого-педагогическаяиискусствоведческаянаучнаялитература,посвященная художественно-творческой деятельности обучающихся.Изучаясозданиекомпозициикактворческуюдеятельность,рассмотрим теоретическое обоснование методики активизации творческойдеятельностиобучающихсясредствамиизобразительногоискусства,опираясь на сложившиеся в науке представления о художественном образе,композиции и творчестве.В научных трудах в области искусствоведения, педагогики ипсихологии сосуществуют, дополняя друг друга, различные определениякомпозиции, отражающие особенности разных исторических эпох и взглядовхудожников, педагогов, теоретиков искусства.
Зачинателем исследований овопросах композиции в изобразительном искусстве принято считатьитальянского учёного эпохи Возрождения, архитектора – Леона БатистаАльберти. Альберти считал композицию разумным основанием живописи,благодаря которой видимые вещи складываются в картину [3].Термин «композиция» в искусствоведении, как правило, объединен спонятиями«конструкция»,«построение»,15«основание».Вэнциклопедической литературе композиция определена «как составление,связывание, сложение, соединение из частей в целое» [127].Проблемы композиции подробно исследовались в фундаментальныхискусствоведческих трудах М.В. Алпатова, Н.Н.
Волкова, Е.А. Кибрика, В.А.Фаворского,П.А.Флоренского,К.Ф.Юона.Художественноеипедагогическое наследие И.Э. Грабаря, Н.П. Крымова, К.А. Коровина, А.И.Куинджи, И.Е. Репина, П.П. Чистякова, К.Ф. Юона обладает важнымпрактическим значением для развития методики обучения композиции.Нашемуисследованиюблизкиопределениякомпозиции,разработанные художниками-педагогами: Н.Н. Волковым, Е.А. Кибриком,П.П.