Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 6

PDF-файл Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 6 Педагогика (56104): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе) - PDF, страница 6 (56104) - СтудИ2020-03-25СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе". PDF-файл из архива "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Напередний край педагогической науки были выдвинуты вопросы разработкимоделей этнокультурного образования на всех ступенях образовательнойсистемы.Однимизтеоретическихиметодологическихоснованийэтнопедагогического подхода применительно к образованию послужилиидеинародностивоспитательнойикультуросообразностисистеме.Принципыданноговобразовательно-подхода:признаниенеповторимости и уникальности локальных культур нашей страны сцентральным интегрирующим звеном в виде русской национальнойкультуры, вера в педагогический потенциал традиционной народнойкультуры, где школа несет в себе функцию «социального здоровья нации»(К.Д.

Ушинский, В.Н. Сорока-Росинский) и непосредственно педагогическаяконцепция создания национальной школы [143, 162, 163].Анализируя исследования проблем этнокультурного образования,необходимо отметить, что вышеописанные идеи сформировались в качественескольких концепций:–концепция социальной педагогики с опорой на общинно-коллективное воспитание (П.П.

Блонский, С.Т. Шацкий) [142];–принципы,концепциякакнравственногопатриотизм,воспитания,уважениеучитывающаяпредставителейтакиедругихнациональностей (В.П. Вахтеров) [36];–концепция воспитания как социально-педагогического явления(П.Ф. Каптерев) [75];32–концепция нравственного воспитания Л.Н.

Толстого, где он впервую очередь стремился приобщить обучающихся к идеалам народа путемвключения в круг чтения произведений устного народного творчества [128];–теорияобученияА.Дистерверга,котораясводитсякаргументированию того, что организация учебно-воспитательного процессадолжна выстраиваться с учетом внешней (нормы морали), внутренней(духовные ценности) и общественной (национальные традиции, этническаяидентификация личности в социуме) культуры [58];–концепция диалога культур (М.М. Бахтин, В.С.

Библер), базиснаяидея которой – это взаимодействие культур между собой для их дальнейшегоразвития [20, 23].Одним из этапов развития идей этнокультурного образования сталиполитические, экономические и социальные изменения в России в ХХ веке,которые повлияли на социально-культурные и социально-психологическиевопросы межэтнических и межнациональных отношений.Так, в педагогической концепции Н.К.

Крупской особое вниманиеуделялось патриотическому интернациональному воспитанию учащихся [87].В педагогических концепциях А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского нашлиотражение идеи внедрения в образовательную практику произведенийнародногоискусства,примерытрадиционныхпромысловввиденациональной одежды, игрушек, отмечается, что традиции народноговоспитания должны обогащаться новым содержанием [29, 109].Одним из существенных периодов становления этнокультурногообразования стала культурно-историческая концепция развития личности исознания (Л.С.

Выготский, А.Н. Леонтьев). Важным фактором, которыйспособствовал развитию интереса к национальному культурному наследию,стало обоснование национальной культуры как необходимого инструментадля формирования психического развития личности [33, 93].Современной фазой формирования этнокультурного образованиясчитается конец ХХ – начало ХХI вв., когда важность роли национальной33культуры в сфере образования была отмечена в Национальной доктринеобразования Российской Федерации (2000 г.).

В данном документе былоустановлено, что для развития культуры современного общества, дляформирования умений естественно и свободно общаться друг с другом нагуманной и эстетической полноценной культурной основе, для установлениянравственно здоровой атмосферы России и в мире современному молодомучеловекуважно овладеть сокровищамитрадиционной отечественнойкультуры [108].В документе «Основы законодательства Российской Федерации окультуре» зафиксированы принципы национального культурного достоянияРоссийскойФедерации,модернизациичтороссийскогонашлосвоеобразования»отражение в(2014г.)и«Концепциифедеральнойгосударственной программе «Развитие культуры и туризма» (2013-2020 гг.)[115, 84, 121].Ключевым документом в становлении современной этнокультурнойпроблематики явилась концепция этнокультурного образования РоссийскойФедерации (Т.И.

Бакланова, Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова). Именно этагруппа ученых в своих работах поставила вопрос об «этнопедагогическойнаправленности» современного профессионального образования, предложиламетодыосвоениянационально-культурныхтрадицийивывелаэтнокультурную проблематику на новый уровень изучения [175].Анализ теорий и концепций этнокультурного образования позволяетсделать вывод, что этнохудожественное образование является егоподсистемой с присущими им общими характерными чертами всодержании:–взаимосвязь монокультурного и поликультурного компонентов,подразумевающая «единство в многообразии»;–междисциплинарный характер [77];–приоритет русских этнокультурных традиций.34Таким образом, этнохудожественная составляющая этнокультурногообразования является базисом эстетических знаний и художественнотворческогоопыта,наосновекоторогоформируетсяличность,отличающаяся «мобильностью, открытостью и толерантностью, развитымчувством ответственности за судьбу страны, готовностью к межкультурномувзаимодействию» [174, c.

1-2].В содержании этнохудожественного образования при подготовкестудентов бакалавриата в высшем учебном заведении нас интересуетмузыкальный аспект, который связан с изучением народного музыкальноготворчества.В музыкальной энциклопедии персона С.В. Смоленского выделяетсякак знаковая персона в развитии вопроса использования традиционногомузыкальногонародноготворчестваобразовании.Ученый-медиевиствотечественномпредложилсистемумузыкальноммузыкальноговоспитании обучающихся и подготовки учителей музыки для народныхшкол, принципы и содержание которой были им научно обоснованы вмузыкально-педагогической концепции. В ней исследователь музыкальнойэтнографии аргументирует важность внедрения в учебный процесс народноймузыки: «…вопросы о должной доле изучения народного искусства ввоспитании нашего юношества должны считаться имеющими большуюважность для будущего России» [140, с.

108].Начиная с середины ХIХ века национальные идеи прочно проникают врусскую музыкальную культуру и образование, находя отражение вследующих теориях и концепциях российских педагогов-дидактов:–теория национально-ориентированного обучения последователей(Н.Ф. Бунаков, В.Я. Стоюнин, С.А. Рачинский) [88];–идеология творческого содружества «Могучая кучка» и ееоснователя В.

Стасова, рассматривающего народность и национальность какбазисный принцип в деятельности композитора;35–гуманистическая позиция в творчестве, педагогической ипросветительскойА.С.деятельностиДаргомыжского,М.А.русскихкомпозиторовБалакирева,Н.А.М.И.Глинки,Римского-Корсакого,опирающаяся на национальные музыкальные традиции нашей страны.Одним из теоретических оснований о социальной значимости музыки вобразовании послужили философские идеи о неразрывности музыкальногообразовании и воспитания с культурным развитием любого этноса с моментаначала появления родов и племен до слияния их в единую государственность(А.Ф. Лосев) [7].Идеи социальной детерминированности задач музыкального обученияи воспитания нашли отражение в концепциях традиционного музыкальногообразования (В.П.

Аникин [6], Б.В. Асафьев [10], Г.С. Виноградов [40],В.Е. Гусев [51] и др.), целью которых является позиционированиемузыкальногомировоззрения,народноготворчестваэтническогокакхарактера;трансляторапостоянноеэтническогоформированиенациональных общественных идеалов.Вопросы методологической подготовки педагога-музыканта с опоройна концепцию культуросообразного знания и метод проектированиярассматривается профессором Е.А. Бодиной [26].Возникновение концепции этнопедагогизации целостного процессаобучения и такого понятия, как «этнические особенности региона», явилосьважным фактором, который способствовал появлению ряда исследований омузыкальном обучении на основе использования народного музыкальноготворчествасучетомрегиональныхособенностей(Т.И.Бакланова,Н.Р. Туравец, Л.И.

Васеха и др.) [35, 15, 161].Таким образом, этнохудожественная составляющая профессиональногообразования является важным фактором модернизации как современнойсистемы образования, так и, в частности, системы профессиональногомузыкальногообразования,предполагающейвпроцессеподготовкисоциально и интеллектуально зрелого педагога осознание им себя носителем36определённых общественных ценностей, выработку системы взглядов на мири на свое место в нем.В системе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов ввысших учебных заведениях реализация на практике этнохудожественногоаспекта связана с необходимостью наличия специально организованнойобразовательной среды.Понятие«этнохудожественнаяобразовательнаясреда»носитмеждисциплинарный характер, поскольку аккумулирует в себе этническое,художественное, образовательное и культурное начала.

Обратимся к сутисамого термина «среда», рассматриваемого как социально-экономические,исторически сложившиеся условия жизни общества.Впедагогическомпланемикросредапонимаетсякакмирвзаимосвязанных предметов, явлений и людей, которые постоянно окружаютличность и обуславливают ее развитие (Т.А. Стефановская). Характернойособенностью среды как условия развития является ее положение в ролинеобходимого средства педагогического процесса.В исследовании В.Г. Мозгота «Музыкально-эстетические ценности всовременной европейской культуре» автор обоснованно полагает, что«идентификация человека с собственной музыкальной культурой» в большейили меньшей степени становится глобальной проблемой XXI века. Данныйтезис подтверждает необходимость опоры на некий «цузамен» воспитания,образования, жизненного опыта субъекта.

Таким фундаментом становитсяэтнохудожественная образовательная среда.На основе структуры социальной среды А.В. Мудрика [104] мыпопыталисьохарактеризоватьстроениеэтнохудожественнойобразовательной среды в виде схемы: макросоциум заключается в условнообщественных нормах и добродетелях; локальный уровень подразумеваетнационально-региональный характер норм той или иной территории с учетомконкретной или многонациональной культуры местности; к микросоциумуотносятся средовые нормы, т.е. ближайшее окружение. Это понятие37включает в себя семью, учебное заведение, учреждения дополнительногообразования, учреждения культуры, народные музыкальные творческиеколлективы (базы практик).Схема 1Строение этнохудожественной образовательной средыЭтнохудожественнаяобразовательнаясредапоопределениюмножественна. Ее междисциплинарный характер подчиняет все сферысоциокультурногосовременнымокружения,обществомиособенноличностью.вролипосредникамеждуЭтнохудожественныйфакторсоздаваемого образовательного пространства, как было уже отмечено выше,приемлет межнациональную функцию, но не в качестве дифференцируемоговлияния на формирование личности, а в качестве интегрируемого принципакультур многих народов в одно образовательное пространство.

Цельюэтнохудожественногообразованиявыступаетформированиеобучающегося, способного жить и творить, учитывая особенности иценностинароднойкультуры,обладающегопотребностямимежкультурной коммуникации, развивающего свои художественныевкусыипринимающегововнимание38особенностисвоегохудожественного восприятия в условиях онтогенеза этнохудожественнойобразовательной среды.В силу того, что понятие «образованность» для нашего исследованияявляется одним из ключевых компонентов, нам необходимо осветить егоподробнее.Проблема определения сущности понятия «образованность» возникло впрофессиональномобразовании,вчастностиврядеисследований(А.М. Новиков, В.В.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее