Диссертация (Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе". PDF-файл из архива "Формирование этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Новик, В.А. Штофф); оптимизации и совершенствованиюпедагогических условий процесса обучения в вузе (В.В. Афанасьев,Ю.К. Бабанский, В.М. Полонский, Н.М. Яковлева).Пятуюгруппусоставилиработы,отражающиеструктурно-содержательные аспекты в реализации процесса образования личности, т.е.технологические подходы к образованию В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого,П.Я. Гальперина, М.В.
Кларина, В.А. Сластенина.Анализконцепцийэтнохудожественногообразованиябудущихпедагогов-музыкантов имеет определенную значимость для пониманиявекторов развития данного направления подготовки кадров. Несмотря наналичиезначительногочислаисследований,посвященныхэтнохудожественному образованию в целом, не получают достаточногоотражениявопросыпостроенияиреализацииэтнохудожественнойподготовки будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе.Такимобразом,наоснованиимеждисциплинарногоанализалитературы нами были выявлены следующие противоречия между:– потребностью общества в высококвалифицированных педагогахмузыкантах, способных к изучению, сохранению и трансляции национальнорегиональногоискусства,инедостаточнойразработанностьювпедагогической теории и практике комплексных подходов к проблемеформирования этнохудожественной образованности будущих педагоговмузыкантов в процессе обучения в вузе;–современнымитребованиямифедеральныхгосударственныхобразовательных стандартов к выпускнику вуза, готовому к межкультурномувзаимодействию, и недостаточной разработанностью задачи формирования6этнохудожественной образованности с точки зрения усиления ее предметной(профессиональной) составляющей;– возможностью формирования этнохудожественной образованностибудущихпедагогов-музыкантовпосредствомосвоениярегиональногомузыкального фольклора и недостаточностью содержательно-методическогообеспечения образовательного процесса будущих педагогов-музыкантов,направленного на реализацию национально-регионального компонента вмузыкально-образовательном пространстве.Наличиеуказанныхпротиворечийобуславливаетактуальностьисследования и позволяет определить проблему, которая заключается внеобходимостипоискаэффективноймоделиформированияэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов впроцессе обучения в вузе, что позволило бы охарактеризовать компонентыструктурыэтнохудожественнойобразованностииопределитьпедагогические условия ее развития в процессе обучения в вузе.Актуальность проблемы исследования, недостаточная ее теоретическая ипрактическая разработанность послужили основанием для выбора темыисследования:«Формированиеэтнохудожественнойобразованностибудущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе».Цельисследования:раскрытьсущностьэтнохудожественнойобразованности будущих педагогов-музыкантов и обосновать теоретическуюмодель процесса ее формирования в вузе.Объект исследования: процесс подготовки будущих педагоговмузыкантов в вузе.Предмет исследования: этнохудожественная образованность будущихпедагогов-музыкантов в вузе.7Гипотеза диссертационного исследования: процесс формированияэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в вузебудет эффективен, если:–раскрытысущность,этнохудожественногообразованияструктуравконтекстеисодержаниепрофессиональнойподготовки будущих педагогов-музыкантов;–обоснована и внедрена в практику модель формированияэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов впроцессе обучения в вузе;–выявлены, обоснованы и апробированы педагогические условияформирования этнохудожественной образованности будущих педагоговмузыкантов в процессе обучения в вузе, в рамках которых реализованаавторская рабочая программа спецкурса «Этнохудожественное образованиебудущих педагогов-музыкантов на основе народного творчества (фольклорказаков-некрасовцев)»;–разработана и внедрена в образовательную практику поэтапнаятехнология формирования этнохудожественной образованности;–разработанкритериально-диагностическийаппаратоценкиуровня сформированности этнохудожественной образованности будущихпедагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе.В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой решалисьследующие исследовательские задачи:1.На основании теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы, нормативных документов и существующейобразовательной практики раскрыть сущность, структуру и содержаниеэтнохудожественного образования в контексте вузовской подготовкибудущих педагогов-музыкантов.82.Обосновать и внедрить педагогическую модель формированияэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов впроцессе обучения в вузе.3.Выявить и обосновать педагогические условия формированияэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов впроцессе обучения в вузе, в рамках которых апробировать авторскуюрабочую программу спецкурса «Этнохудожественное образование будущихпедагогов-музыкантов на основе народного творчества (фольклор казаковнекрасовцев)».4.Разработатьпедагогическуюивнедритьтехнологиювобразовательнуюформированияпрактикуэтнохудожественнойобразованности.5.Разработатькритериально-диагностическийаппаратоценкиуровня сформированности этнохудожественной образованности будущихпедагогов-музыкантов.Методологическую основу исследования составили:–нафилософскомуровне–идеиосоотношенииобщечеловеческого и этнического в образовании (Н.И.
Величко, Г.В. Грач,В.Е.Давидович,С.Е.Рыбаков,О.М.Штомпель);исследованияоформировании социально-педагогических концепций народной педагогики иэтнопедагогики(Ю.В.Арутюнян,Г.С.Виноградов,Г.Н.Волков,А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский);–на общенаучном уровне – работы, посвященные феноменухудожественной культуры в контексте системного подхода (И.В. Блауберг,В.Н.Садовский,Э.Г.Юдин);теорияэтнопедагогическогоподхода(Т.И. Бакланова, Е.Ю.
Стрельцова, Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова) иреализация его принципа в единстве теории и практики педагогическогоэксперимента;интегративныйподход9впреподаванииосновэтнохудожественныхдисциплин(А.Б.Афанасьева,В.Е.Гусев,Т.Г. Грушевская, М.С. Каган, А.Ф. Камаев, В.И. Козлов, А.П. Садохин);–на конкретно-научном уровне – компетентностный подход, вдискурсе отечественных исследователей (В.А. Болотов, И.А. Зимняя,Г.К. Селевко, Ю.Г. Татур и др.); вопросы подготовки компетентных кадров вконтекстесферыэтнокультурногообразования(В.П.Большаков,И.И. Земцовский, Н.Г.
Михайлова); личностно-ориентированный подход вобразовании личности (Н.А. Алексеев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов,В.В. Сериков, И.С. Якиманская);– на технологическом уровне – труды, где объектом исследованиястановится педагогический эксперимент, его планирование в условияхвысшего учебного заведения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин);работы о профессиограмме как о комплексном методе изучения и описаниясодержательных и структурных характеристик профессии (А.М. Бондурка,А.А.
Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов); классификации профессиограмм,определяющие компетентность будущего педагога-музыканта и психологопедагогические методики (И.О. Авдеева, А.К. Маркова, Е.В. Молостова,С.И.Сотникова);профессиографическойИ.М.Шилова);приработы,направленныесхемыпедагога-музыкантаопределениикачественнойнасоставление(Е.С.оценкиРоманова,результатовэксперимента были использованы работы Ю.К.
Бабанского, И.Ф. Исаева.Для решения поставленных задач и проверки исходных положенийгипотезы были использованы следующие методы исследования:–теоретические: изучение и анализ литературы по проблемеисследования; анализ ФГОС ВО укрупненной группы специальностейнаправлений подготовки 53.00.00 Музыкальное искусство; обобщениепедагогического опыта, сопоставление, анализ и синтез основных идей,изучение директивных и нормативных документов;10–цельюэмпирические: опытно-экспериментальная работа; наблюдение сопределениякачественногоуровняформированияэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов, анализрезультатов их деятельности, анкетирование, устный и письменный опросстудентов бакалавриата с целью изучения особенностей их самостоятельнойработы, экспертная оценка, педагогический эксперимент.Опытно-экспериментальнойбазойявилосьФГБОУВО«Краснодарский государственный институт культуры».
В исследованииприняли участие 92 обучающихся по программе бакалавриата направленийподготовки 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство (профиль«Фортепиано»),53.03.05.Дирижирование,53.03.06. Музыкознаниеимузыкально-прикладное искусство по профилям «Музыкальная педагогика»и «Музыковедение».Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2011-2019гг. и включало три этапа.На первом этапе (2011-2013 гг.) осуществлялся анализ научной иметодической литературы по включению в образовательную программуэтнохудожественного компонента в процессе обучения будущих педагоговмузыкантов; проводился отбор музыкально-иллюстративного материала; былуточнен понятийный аппарат; сформулированы цель, задачи, объект ипредмет,методы,принципыигипотезаисследования,проведенконстатирующий этап эксперимента с целью диагностики исходногоуровня этнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов,чтопозволилоразработатьтехнологиюпроцессаформированияэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов.На втором этапе (2014-2016 гг.) определена база проведенияэксперимента, осуществлялись подготовка и проведение формирующегоэтапа эксперимента; определены критерии и показатели сформированностиэтнохудожественнойобразованности;11разработаныанкеты,проведеныопросы и тестирование, которые были апробированы в ходе медианногосреза знаний; установлены уровни этнохудожественной образованностибудущих педагогов-музыкантов.На третьем этапе (2017-2019 гг.) проведен контрольный этапэксперимента, где реализована проверка предложенной гипотезы ипроанализированы результаты экспериментальной работы; сформулированывыводы исследования.Научная новизна диссертационного исследования заключается вследующем:1.На основании изучения научной литературы дано структурное исодержательное описание понятия «этнохудожественная образованность»,раскрытмеханизмпроцессаформированияэтнохудожественнойобразованности будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения в вузечерез гносеологический, аксиологический и праксиологический компоненты.2.Педагогическая теория обогащена научно обоснованной модельюпроцесса формирования этнохудожественной образованности будущихпедагогов-музыкантов, включающей взаимосвязанные компоненты: целевой,содержательный,рефлексивный.организационно-деятельностныйМодельобеспечиваетцелостностьииоценочноструктурностьисследуемого процесса, позволяет раскрыть множество причин, условий,факторов и закономерностей, обуславливающих устойчивые связи между еекомпонентами.3.Выявленыпедагогическиеусловия,обеспечивающиеэффективность формирования этнохудожественной образованности будущихпедагогов-музыкантов в процессе обучения в вузе, в рамках которыхреализована авторская рабочая программа спецкурса «Этнохудожественноеобразование будущих педагогов-музыкантов на основе народного творчества(фольклор казаков-некрасовцев)».4.Разработана и внедрена поэтапная педагогическая технологияформирования этнохудожественной образованности будущих педагогов12музыкантов в процессе обучения в вузе, в рамках которой апробированыавторские разработки межкультурных тренингов, сценарии деловых игр,семинаров-диспутов.Разработан5.критериально-диагностическийаппаратоценкиуровня сформированности этнохудожественной образованности будущихпедагогов-музыкантов в вузе, включающий авторские методики оценкизнаний о традиционной музыкальной культуре («Аутентификационнаякарта»), сформированности профессионально-значимых качеств личности(«Анкета оценки мотивов изучения традиционной культуры», «Анкетаоценкиличностныхпрофессиональнозначимыхкачествпедагога-музыканта»), готовности применения полученных знаний о традиционнойкультуре в педагогической практике («Музыкальный практикум»).Теоретическаязначимостьисследованиязаключаетсяврасширении научных представлений о процессе этнохудожественнойподготовки будущих педагогов-музыкантов.Данаструктурная«этнохудожественнаяраскрытыиобразованностькритериальныеэтнохудожественнойпрограмманаследиефундаментомхарактеристикабудущегохарактеристикиобразованности,спецкурса,фольклорноесодержательнаяпедагога-музыканта»,каждогопредложенакоторойказаков-некрасовцев.понятияизкомпонентовавторскаяявляетсяРазработанарабочаямузыкальноеинаучнообоснована педагогическая модель формирования этнохудожественнойобразованности будущих педагогов-музыкантов, что обеспечивает связьмежду теоретическим осмыслением и практическим опытом реализациипроцесса формирования этнохудожественной образованности средстваминародной традиционной музыкальной культуры.Практическая значимость подтверждена тем, что:-внедренамодельформированияобразованности будущих педагогов-музыкантов в вузе;13этнохудожественной-экспериментальноапробированатехнологияформированияэтнохудожественной образованности будущих педагогов-музыкантов в вузе,включаякомплексавторскихразработоксценариевмежкультурныхтренингов и деловых игр, семинаров-диспутов;-внедрена«Этнохудожественноеавторскаярабочаяобразованиебудущихпрограммаспецкурсапедагогов-музыкантовнаоснове народного творчества (фольклор казаков-некрасовцев)».Личный вклад соискателя состоит в создании модели формированияэтнохудожественнойобразованностибудущихпедагогов-музыкантов;разработке и внедрении рабочей программы спецкурса в практику;разработке критериально-диагностического аппарата, позволяющей оценитьстепень сформированности этнохудожественной образованности будущихпедагогов-музыкантов; подготовке и реализации опытно-экспериментальнойдеятельности, в рамках которой показана эффективность предложенноймодели;разработкеэтнохудожественнойрекомендацийобразованности«Осущностииобучающихсяособенностяхпопрограммебакалавриата укрупненной группы направлений 53.00.00 Музыкальноеискусство в вузе».Достоверностьрезультатовдиссертационногоисследованияобеспечена методологической обоснованностью системного, личностноориентированного, этнопедагогического и компетентностного подходов, сопорой на теоретические положения отечественной педагогической науки,аргументированныелогикойисследования,использованиемметодов,адекватных сущности изучаемой проблемы, а также поставленной цели изадачамисследования,реализациеймоделиитехнологиипроцессаформирования этнохудожественной образованности будущих педагоговмузыкантов; опорой на апробированные и положительные результатыпедагогического эксперимента, а также успешным внедрением результатовисследования в образовательную практику Краснодарского государственного14институтакультуры,репрезентативностьювыборкииспытуемых,качественной интерпретацией и количественным анализом полученныхданных с использованием методов математической статистики.Апробация и внедрение результатов исследования.